Столько лет вся строили дом - наша ли вина, что пу

Закрывая глаза, сознание уносит меня к узким залитым солнцем марокканским улочкам. Тесные переходы -сплетения , словно венозная система пронизывают этот старый рассыпающийся на мелкие песчинки город . Кажется , этот старец застал еще времена великих завоеваний Александра Македонского .Кто знает ?А  может он повидал на своем веку еще многих других давно ушедших великих мира сего. Лицо цвета корицы направлено к безжалостному солнцу , прищур глаз ,мягкая улыбка  и седина завершают образ мудрого старца , взрастившего многих великих математиков , астрономов и поэтов . Сколь много секретов может хранить этот мудрец неизвестно никому! Известно лишь то , что однажды пройдясь по тесным улочкам, окруженным песчаными домами , древними красильнями и маленькими закутками мастерскими , восток в полной его мере ворвется в вашу душу и навсегда оставит в вас воспоминания , словно шлейф тянущийся буйством запахов и красок.


 В один из погожих дней(таких благо предостаточно)  , я познакомился с ним , с тем самым типичным марокканцем –мудрецом , которого можно всегда встретить возле порога своей мастерской . Его звали Махмуд ,на вид он был потрепан настолько же насколько , как казалось ,и его ровесник город. Он был из тех , кто много мог рассказать , но обычно предпочитал молчание . Его краткие фразы были всегда уместны и точны , взвешенные годами они приобретали еще большую силу , когда задумавшись старый подмастерье хмурил лоб , тем самым представляя на обозрение неперечетное количество морщин и складок на своем лице . Они напоминали мне кольца на стволах деревьев , иногда забываясь я пытался сосчитать их , но каждый раз сбивался  .Добрый малый , он чаще улыбался , хоть его беззубая улыбка мало вызывала ответную симпатию . Его глаза были слишком яркими и живыми для старика.  Очевидно , он был из разряда тех людей которые не переставая любили жизнь и всегда знали толк в каждом божьим дне. Такие никогда не стареют душой. Что ,пожалуй удивило меня в нем , так то что в свои годы он работал со рвением двадцатилетнего . Из под его грубых рук выходили на диво искусные работы , тысячелетиями производившиеся по одной и той же технологии ,передававшихся строго от близкого родственника  к родственнику. Шутя во время работы он рассказывал байки , мол раньше за выдачу секретов касаемо  красок для ваз и кувшинов , применялась самая высокая кара (уж какая точно он предпочел умолчать, создавая интригу видать) . Семьи отказывались от родных сынов за их меркантильные предательства и выдачу самого сокровенного , что те имели . На мой вопрос , что же могут сделать со мной ведь я то наблюдал за всем процессом создания , от приготовления красок, замешивания глины до конечной стадии выпечки прекрасных шедевров. Как всегда он расплылся в своей улыбке , похлопал меня по плечу и мило сказал не торопить события, солнце еще было не в зените. Тогда я и понял , что мы подружимся со стариком , чувства юмора ему было не занимать .

 В один из не столь жарких дней , я застал Махмуда как всегда за работой . Он готовил краски для новой партии кувшинов , похожих на те ,что можно встретить в музеях датирующихся 3 или 5 веком до нашей эры . От мастера пахло сафраном и местными специями, которые он непременно использовал в своих секретных приготовлениях. Работал он не отвлекаясь, скрупулезно размешивая что то в своих ступках и блюдцах, последние как и впрочем вся его мастерская выглядели словно были доставлены  машиной времени прямиком из тех самых лет когда человечество только вступало в рассвет своей юности. В этот день он особенно был поглощен работой и по выражению его загорелого лица было видно, что он не был настроен на разговор. Я знал, что из старика ничего не вытянешь пока он сам не изволит все рассказать . Поэтому я мирно наблюдал за проворными движениями , машинальными и тем не менее наполненными особенным  сакральным смыслом . Смотрел не отрываясь и думал , что вот так же когда- то работал его отец,дед и прадед. Уходя глубоко в корни семейного древа, все его предки работали в те же часы  изо дня в день , с теми же навязчивыми мыслями как прокормить свой многочисленный выводок . Но у  Махмуда ,насколько я знал , не было никого из живых близких и родных . Поговаривали , что бедняга давно уж похоронил свою жену и любимых сыновей , а их у него было шестеро , не считая дочек. Уже больше полувека он жил один в своей мастерской и не было ни одной души, которая могла бы составить ему компанию и позаботиться в нужный час. А таких было немало. Знал я это только  из собственных догадок , так как старик попросту не умел жаловаться. Он не любил одиночество , но был все время одинок. Очевидно, именно поэтому нас и свела судьба. Мы оба умели слышать других людей, а что еще нужно для двух одиночек как не долгие часы размышлений и рассуждений. В этот самый погожий день ход моих мыслей был прерван внезапным шумом . Резко старик отбросил все ступки ,упершись двумя руками на стол с инструментами , и склонил голову . Я понял , ему стало плохо . Быстро я усадил его на близ стоящий  стул . В мастерской была лестница, ведущая на второй жилой этаж ,который состоял всего лишь из одной комнаты . Она то и служила Махмуду его домашним  очагом . Не помню как я взбежал по этой лестнице, но помню , что у меня пульсировала в голове лишь одна мысль “Куда он их мог положить ? “ Он говорил , что сосед привозил таблетки откуда-то из далека . Старик  не верил докторам и считал , что на все есть воля божья. Выкинуть их он бы не посмел, не таков уж он глуп, чтобы разбрасываться вещами. Долгие годы затворничества приучили его к бережливости … Значит  должны быть где-то здесь. Я был прав . Таблетки лежали на видном  месте ,на полке рядом с письменным столом. Я не успел толком рассмотреть комнату, но помню точно , что мебели было мало . Помимо стола и полки ,была лишь кровать и люстра .Еще что то мелькнуло в углу , что то похожее на фотографию в рамке, прислоненную к стене . Но я уже бежал вниз. Там на стуле сидел Махмуд , все в том же положении склонивши голову на правое плечо . Бледность его лица испугала меня не на шутку. Налив в стакан воды, я насилу заставил упрямца выпить таблетку . Он сопротивлялся ,но недолго . Силы покинули его .Беззащитность сквозила во всем его виде. Махнув левой рукой,  он дал мне понять, что мол ничего страшного, нечего тут суетиться . Я уселся рядом и ждал ,жадно впившись в его лицо . Через пару минут , он нашел в себе силы , чтобы подняться на верх и прилечь . От моей помощи он отказался наотрез . Постояв под окнами его дома несколько минут , я понял что ничего больше не могу сделать и побрел к себе обратно.


Этот случай выбил меня из колеи на целый день.  Меня бил озноб и казалось , что я также как и он рухну обессилено в любой момент . В тот вечер я долго не мог заснуть , рой странных мыслей копошился в моей голове . Почему собственно говоря доля этого человека была мне так небезразлична? Знал я его чуть больше 3 недель и не то чтобы близко. А казалось сердце болит за родного человека. Было в нем что-то едва уловимое, что взывало в тебе к лучшим чувствам. Смотря ему в глаза , я часто вспоминал своего отца, которого знал лишь только по детским воспоминаниям . Бывают такие люди как Махмуд , как мой отец , которые улыбаясь , улыбаются душой и всякий раз чувствуешь себя при этом мальчишкой семи лет. Кажется в любой момент можно пуститься вниз по изумрудному холму босоногим пуская воздушного змея, и никаких страхов и переживаний ,пока этот человек рядом ,наблюдает за тобой с одобрительной улыбкой . Спокойствие , вот что жило во всей сущности этого старика. Умиротворенность, которая перетекала ко всякому, кто знал его хоть несколько мгновений. Но после вечернего происшествия я впервые очнулся от этой безумной восточной сказки. Меня словно маленького едва открывшего глаза котенка выкинули на улицу, где реальность во всей ее неприглядности резала глаза и мешала спокойному течению мыслей. На мгновение мне показалось, что моя прежняя “городская” жизнь вновь сдавила в своих тисках-объятиях. Захотелось выпить … Благо здесь ,на востоке, это невозможно и равноценно безумству.
Уже забрезжил рассвет, когда наконец мне удалось упасть в пропасть беспамятства. Проснувшись в 12 часу, я знал где искать Махмуда. Обычно в это время он пил свой “фирменный ” кофе , опять же рецепт которого он ни за что в жизни не рассказал бы ,ведь он тоже был частью его семейных тайн и интриг. Если все и вправду хорошо, то он должен быть там, на крытой веранде, рядом с мастерской. Был полдень, когда я добрался до старого дома на окраине городского лабиринта. Зной и бессонная ночь путали и без того смятенное сознание . Он был там. Сидел как обычно в позе задумчивого Аполлона. Потягивал свежесваренный кофе из маленькой глиняной чашечки. Шайтан, как будто вовсе вчера не было плохо сердцем и уже за кофе принялся . Ему ничего не сказал , сам сел молча рядом на лавку в тени. Молчали долго , никто не решался взглянуть первым на другого. Вдруг он закашлял , прочистил горло и сказал как будто в пустоту .
- Я умру скоро.
Голос был слишком глух и отстранен , как будто он говорил “Скоро будет буря.” Я не решался поднять головы . Но чувствовал , что старик говорит то, что думает .
- Брось ты, проживешь еще несколько десятков. Знаешь, в твоем возрасте у всех сердце барахлит. Но это не повод так паниковать.
- Послушай, меня сынок. Я живу побольше твоего и знаю, когда смерть приходит за тем, что является ее по праву. Да и пора честь знать. Слава Всевышнему, я и так слишком много прожил. Но я вовсе не об этом хотел поговорить с тобой. Меня спасти уже нельзя. А вот тебя можно!
Тут я почувствовал его взгляд на себе. Снова долгая пауза. Я понял, чего он ждет. Я посмотрел прямо ему в глаза, совсем без страха и стыда . Он был серьезен , и теперь что то совсем чужое было во всем его виде, осанке. Какой-то другой Махмуд сидел рядом … Махмуд , который уже уходил
-Отчего ты бежишь?
Я не хотел врать. Ложь была бы здесь грубой и вовсе ненужной пошлостью.
-Отчего обычно бегут глупцы и слабаки? От чертовой работы, на которой горбатишься за гроши и теряешь свое здоровье и молодость. От жены, которая давно уже не любима , а ненавистна всей душой. От детей , которым ничего кроме денег от тебя не нужно. От друзей, которые за просто так или от стадного чувства предадут тебя за милую душу … Мало ли еще от чего ..
-От этого ли?
-Что ты имеешь ввиду ?
-Я кое-что расскажу тебе. Не подумай , что это старческие бредни . Просто постарайся выслушать меня очень внимательно и вдумчиво . Я много не скажу, только знай завтра сюда не приходи. Когда-то давно когда мне было столько же лет сколько и тебе, меня одолела страшная грусть. Казалось мне, что судьба поймала меня в капкан обстоятельств и петля уже начинала сдавливать шею. Я винил всех.. Я ненавидел все и вся вокруг себя: свое ремесло, свою многочисленную семью, свой захолустный городок и больше всего бедность в которой я жил. Моя семья прозябала в нищете и казалось не было просвета. Видишь ли , тогда то зависть уже давно пустившая в моем сердце корни , распустила свои безжалостные цветки. Она произрастала во мне и рвала меня на части. Тогда-то, в тот момент я не мог ничего толкового сделать, все работы были из рук вон плохи. Торговля не шла и жизнь стала еще хуже . Но я то не знал , что может …
Здесь он прервал свою речь и тяжело вздохнул. Видимо воспоминания все еще не отпускали его .
-Тогда-то меня и наказали за мои грехи. У меня отняли самое дорогое, что я имел …Не то ,что я со своей глупостью берег как зеницу ока . Нет, кому нужны были эти проклятые секреты гончара ?!! Один за одним мои дети умерли от треклятой холеры . А затем и жена . Она, моя голубушка, умерла от горя ,похоронив всех своих детей . Я помню до сих пор тот день ,когда похоронив нашего последнего дитя, мы сидели на пороге нашего старого дома и смотрели словно за горизонт, вдаль, куда так несправедливо рано ушли наши дети. Помню то ощущение пустоты и бессмысленности. Помню , что именно в тот момент жена моя уже была мертва и я уже ее потерял. Выжженная дотла земля . Мы оба сгорели в тот вечер . Только вот Богу было угодно оставить меня здесь …
Его взор затуманился и он замолчал …
-Испытание одиночеством – самое страшное испытание. Не обрекай себя добровольно на такие муки.
Он закрыл ладонями лицо, как будто от усталости. Но я видел как его плечи содрогались.
-Уходи, сказал он.- И возвращайся ко мне на могилу со своей семьей.
10 лет спустя, я выполнил просьбу старого Махмуда.


Рецензии
нуждаюсь в конструктивной критике ...

Анна Грантъ   13.03.2011 10:41     Заявить о нарушении
Дорогая Анна,
может быть, Вам будет интересен небольшой совет...

Попробуйте разбить текст на абзацы.
Через 2 пробела.

Читать будет значительно легче.
Времена Фолкнера ушли навсегда.
Непрерывный контент с экрана считывать неудобно.

Создайте Читателю лёгкие условия,
это будет немедленно оценено
и Ваши шансы на литературный Грант станут реальны...



Константин Лавр   01.04.2011 00:17   Заявить о нарушении
большое спасибо ,обязательно учту .. к сожалению, у меня не так уж много опыта в этом деле

Анна Грантъ   01.04.2011 00:24   Заявить о нарушении
Дорогая Анечка,
Вы не одиноки,
здесь 120000 авторских страниц,
а печатаются и публикуются максимум 20000...

И ещё один небольшой совет...
Здесь читают, в основном миниатюры.
Смело можете разбить свою историю на 2-3 небольших главки.
И выкладывайте по одной в день...
Успехов Вам!

Кстати!
Посмотрите у меня серию НВР
Интересные дамские сказки...

Константин Лавр   01.04.2011 00:31   Заявить о нарушении
спасибо,что ж по крайней мере не все так плохо ...

Анна Грантъ   01.04.2011 00:41   Заявить о нарушении