Тайна очарованной царевны монография, Предисловие

Дмитрий  НИКОЛАЕВ






ТАЙНА
ОЧАРОВАННОЙ 
ЦАРЕВНЫ



О
методе 
календарного хронотопа
в структурном и морфологическом
анализе текстов



С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:


или
 
http://www.scribd.com/doc/75867476


 
CZU 821.09: 398.2
H 63

Тайна очарованной царевны. Николаев Дмитрий Михайлович. Кишинев, “Grafiс-Design”, 2004 г., -240 стр., 500 экз.

В книге в рамках сравнительной фольклористики и мифологии предлагается новый метод календарного хронотопа для структурного и морфологического анализа сказок, мифов, На основе предложенного метода формулируется триадный подход к изучению различных  религиозных и литургических текстов, а также индоевропейских обрядов и ритуалов.
Книга предназначена для мифологов и фольклористов, этнографов, культурологов и лингвистов. Всем, кто интересуется проблематикой истоков русской и индоевропейской культуры.
Книга может быть полезна для преподавателей курса истории  культуры и традиций русского народа.



_______________________________________________
                Редактор:   Л.С.Радек, доктор филологии.
             Набор, верстка:   Е.Лукъянчук
                Корректор:   Е.П.Рашкова
Технический редактор:   С.В.Мериакри.

Descriеrea CIP a Camerei Na;ionale a Car;ii
Николаев, Дмитрий.
     Тайна очарованной царевны: метод календарного хронотопа в структурном и морфологическом анализе текста\ Дмитрий Николаев.-.Ch.: Grafic – Design, 2004.-240 p.
Bibliogr.p.132 (120 tit.)
ISBN N 9975-9758-7-9
500 ex.
821.09:398.2

      
       © Д.М.Николаев.

ISBN N 9975-9758-7-9




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………….………………. 3

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА РУССКОЙ СКАЗКИ…………………………... 7
I.1 О календарном хронотопе сюжета сказки ………………………….…… 7
I.2 Гуси-Лебеди……………………………………………………………… 25
I.3 Козьма Скоробогатов……………………………………………………. 34
I.4 Царевна-лягушка ……………………………………………..………….. 47
I.5 Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе 
      и об Иване–горохе  .. ……………………………………….…………… 54
I.6 Баба-яга и Жихарь…………………………..…………….…………….…57
I.7 Берёза и три брата ……………………………………….…………….….60
I.8 Окаменелое Царство ………………………………………………….…..62
I.9 Спящая красавица ………………………………………………………...64
I.10 Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ……………………….…66
I.11 Лейся свет впереди, Тьма стелись позади ………………………….….69
I.12 Фэт Фрумос и Солнце …………………………………………………..72
       Об обряде инициации ……………………………………………...……88
I.13 Иван и Чудо-юдо беззаконное ………………………..……………….103
I.14 Ним-Куни ………………………………………………………….……105
I.15 Баба-яга и Заморышек ……………………………………………..…..108
I.16 Послесловие к первой главе ………………………………….….…    110

ГЛАВА II. ХРОНОТОП МИФА………………………………………….118
II.1 Сюжетный хронотоп “Одиссеи” Гомера …………………………….. 118
II.2 Миф об аргонавтах ……………………………………………………..132
II.3 Неоплатонизм и триады богов …………………………………….…..142
II.4 “Божественная комедия” Данте Алигьери ……………………..……. 153
II.5 “Философия Духа” Гегеля ………………………………………..……157

ГЛАВА III. ТРИАДОЛОГИЯ  И ХРИСТИАНСКАЯ ДОГМАТИКА  ……. 167
III.1 Ориген и “Ареопагитики” …………………………………………….167
III.2 О догматике ………………………………………………………...….175
III.3 О Божественной Литургии ………………………………………..…. 185
III.4 О христианских Таинствах …………………………………….….…..194
Заключение ………………………………………………………….……... 203

Приложение-1. Древнерусское святилище “Медведя” ……………….…206
Приложение-2.“Братчины” и структура древнерусского календаря ….. 209
Приложение-3.“Боги” Дюмезиля и метод календарного хронотопа  …. 216
Приложение-4.О методе ориентированных триад ……………………..  229
Библиография …………………………………………………………..…..232




ПРЕДИСЛОВИЕ

На одном из международных семинаров, где автору доверили изложить основные результаты его исследований, молодая участница выразила искренний протест против попыток  тщательного разбора сюжетов сказок, которые она считала (и не без оснований) лучшим из того, что ей довелась узнать в литературе.  Такое искреннее сожаление юной студентки и послужило первым толчком к написанию данной книги.
С другой стороны, год назад мне довелось побывать с детьми моих друзей в зоопарке и наблюдать, как одновременно садились на стульчики дресированная обезъянка, трёхлетняя девочка и её старшая сестра.  И поразился: в сравнении с мартышкой аналогичные действия девочек очень напоминали некий быстро, но плохо проводимый ритуал. Это и послужило причиной объединить в одной книге как анализ мифологических и фольклорных текстов, так и исследования обрядов и ритуалов. 
О чем эта книга?
Если искренне, то автору и самому трудно определиться. Она о человеческом сознании, о формах мышления, о заложенных в нас тысячелетиями культуры ежеминутно повторяемых ритуалах. О связи традиции с тем, о чем, и как мы ежеминутно говорим, думаем. Это книга о заложенных в нас и определяющих нашу жизнь стереотипах и архетипах.
Как исследователь определенного фольклорного материала, автор стремился к ясной систематизации обнаруженных фактов, к математически строгому  анализу используемых предположений и гипотез. В итоге было обнаружено, что в основе большинства фольклорных и некоторых мифологических текстов лежит свой собственный мифологический календарь, который и формирует хронологическую цепочку событий. Тщательный сравнительный анализ показал связь этого внутритекстового календаря с традиционными обрядовыми календарями в различных культурах.
С другой стороны, как детскому писателю, мне было интересно знакомиться с литературой, связанной с данным кругом проблем  и поражаться тем необыкновенным фантазиям, к которым приводит иногда отсутствие единого, системного подхода при анализе простых, казалось бы,  сюжетов. Поэтому в предлагаемой читателю книге есть два четко разделенных внутренних подтекста. Один - чисто аналитический, связанный со структурным анализом фольклорных произведений, второй – писательские комментарии и попытки реконструировать ту реальность, в которой этот фольклор создавался.
Прежде всего автор стремился, чтобы вся доказательная база строго оставалась в рамках самого предлагаемого подхода без обращения к другим методам. Последние привлекаются для выявления близких (по аналогиям) смыслов и значений полученных результатов при различных реконструкциях, но не как дополнительные аргументы. Насколько это удалось автору, судить, конечно, самому читателю.
Относительно разрабатываемого в книге метода календарного хронотопа в сравнительной, ритуально-мифологической фольклористике, то в его основе лежит предположение о возможности введения в каждом тексте единого (своего для каждого сюжета) масштаба времени между различными событиями. Такая унификация позволяет формализовать циклизацию текста, математически строго ввести внутреннее мифологическое пространство с определенными свойствами, выявить межсобытийную структуру, арматуру и код сюжета.
Предлагаемый метод не только отвечает на вопросы, но и ставит в процессе анализа новые, неожиданные. Метод позволил обнаружить в некоторых сюжетах основную, устойчивую, тройную коррелятивную структуру циклического повествования, отвечающую за социальное поведение персонажей. Появление таких  групп персонажей может указывать на их единое происхождение, как на реализацию отдельных функций менее многочисленных, но более многофункциональных персонажей исходных мифов. Была также выявлена динамика согласованной и последовательной смены функций героев в ходе повествования.
Для многих исследуемых произведений полученные результаты подтверждают выводы ритуально-мифологического подхода, связывающего мифы с обрядовой и ритуальной традицией, и отражающие её на всех уровнях текста. Не случаен поэтому и основной предмет исследований: (сказки\ мифы\ обряды), густо замешанные на ещё бытующих, живых поверьях. Такая завязка сюжетов с обрядами даёт в некоторых случаях существенно иные интерпретации сказочных сюжетов, чем это дают известные подходы.
Миф, сказка объясняют мир, как единство видимого и таинственного, а ритуальный обряд формирует нормы, стереотипы мышления и поведе-ния. Пытаясь дать свой ответ на свойства пространства-времени мифоло-гизированного Космоса, автор обнаружил неожиданную тождественность мифологического времени и пространства. В мифах и в сказках время события совпадает с местом этого события  Достаточно знать, когда это событие происходит в сюжете, и мы уже знаем, в каком секторе условно-го мифологического пространства оно происходит. Это позволяет вполне однозначно реконструировать тот мир, который составители этих текстов пытались запечатлеть. Метод позволяет установить причину наблюдае-мой циклизации событий в мифах. Причины такой циклизации – в кален-дарном принципе формирования хода повествования  эпоса, мифа, сказ-ки.
В истории Древней Руси не было условий для сохранения её цивилизационного ядра, очага, в котором создавались мифы и космогонические воззрения, сформировавшие особый тип древнерусской культуры ещё в период архаики. Но на перифериях древнерусского мира сохранился огромнейший запас бытовавших одновременно с ними сказок, преданий. Попытка автора разгадать секрет, тайну удивительных по своей исторической глубине и цельности русских волшебных сказок привела его к обнаружению особых структур в организации не только их текстов, но и текстов мифов других  культурных традиций,  ритуальных обрядов.
Во многом эти структуры отображают последовательность обряда “инициации”, посвящения юношей в мужской, а девушек - в женский, союзы. В других случаях, они непосредственно отражают  космогонический миф о сотворении Мира. Но и те и другие воспроизводят структуры ещё живых, годовых (суточных), обрядовых, общеплеменных праздников в различных культурах индоевропейского ареала.
В некоторых случаях автор повторяет результаты других исследований и в соответствующих местах использует результаты как лексико-типологического, историко-географического, сравнительно-мифологического, так  и структурного анализов.
И в заключение этого предисловия мы считаем необходимым остановиться на структуре предлагаемой книги.
Как отмечалось, целью предпринятого исследования была попытка отыскать истоки сказочного фольклора, некоторых мифов и ритуалов. Отсюда и трехчастное деление всей книги. Если в первой части на основе фольклорного материала формулируется метод календарного хронотопа для анализа сюжета и движущих ход повествования бинарных оппозиций различного типа, то во второй части предпринимается попытка сформулировать особый, применимый для анализа структуры мифов триадный подход. Метод ориентированных триад нужно рассматривать, как неизбежный результат дальнейшего развития метода календарного хронотопа, как дополнительный, вспомогателный инструмент при работе с иным текстовым материалом. Если календарный хронотоп оставляет исследователя на филологическом, языковом и структурном поле, то метод ориентированных триад позволяет выйти на уровень философского осмысления мифа.
В третьей части книги метод ориентированных триад (качеств, функ-ций, ипостасей) применяется уже для непосредственного анализа литур-гических текстов и обрядов в одной из религий – в христианстве. Там же делается сравнение с другими обрядовыми традициями.
Особо нужно выделить приводимые в конце основного текста Приложения, в которых сосредоточен как фактический материал, так и проведен  сравнительный анализ структур календарей  различных обрядовых традиций. По нашему мнению, именно эти календари порождают различные текстовые мифологемы для, казалось бы, тождественных, сюжетов.
В результате проведенных исследований автор неожиданно обнаружил прямую связь между  изменениями, происходящими в древнерусском языке в середине XVII века и измененииями в обрядово-ритуальной православной традиции. Однако, по совету редактора автор отложил их обнародование до полного  завершения работы,  поскольку это требует привлечения материала иного уровня доступности.

* * *
Автор признателен профессору Леониду Радеку за согласие взять на себя ответственную редакторскую работу над текстом книги. Автор благодарен филологам, профессорам  Рите Клейман и Вере Тудосе за интерес к  предлагаемому автором подходу и неоднократные консультации, а также профессорам Ирине Ионовой и Виктору Костецкому за предоставленную возможность систематически сообщать результаты своих исследований на проводимых ими конференциях.
Ему приятно выразить признательность “маэстро литературы” Алле Коркиной за возможность совместной работы над сказочным фольклором и доктору истории Петру Шорникову, неоднократно консультировавшего автора.
Автор признателен  коллегам Сергею Мериакри и Вячеславу Завгороднему за поддержку в издании  книги.
Он благодарен библиотекарям Академии наук Молдовы,  полгода смиренно исполнявших капризы автора, а также всем, помогавшим при подготовке и издании книги.
 
*************


Рецензии
А что говорит вам КРЕСТ НА СОЛНЦЕ и как он ОБЪЯСНЯЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Вселенной!?

Виктор Хажилов   20.05.2012 15:11     Заявить о нарушении
Вы, наверное, имеете в виду кельтский крест (крест на фоне окружности)?
Он мне говорит о Хэллуине (и связанным с ним ежегодным зажигании священного огня)и о Вальпургиевой ночи ( С ЕЁ УТРЕННИМ ПЕРВОМАЙСКИМ ПАРАДОМ МОЛОДЕЖИ ПО ГЛАВНЫМ УЛИЦАМ СЕЛЕНИЙ РАСКРАШЕННЫХ КРОВЬЮ И ПЕРВОЙ ЗЕЛЕНЬЮ. ЭТО ВЕДЬ У КЕЛЬТОВ, НАВЕРНОЕ, ПО СОВЕТУ ЭНГЕЛЬСА, МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ-САТАНИСТЫ ПОДСМОТРЕЛИ ИДЕЮ 1-ГО МАЯ...).
а ЕСЛИ ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ КРЕСТ НА СОЛНЦЕ, ТО ТУТ КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ВСЕЛЕННАЯ СОСТОИТ ИЗ УМИРАЮЩИХ СОЛНЦ. И ВСЁ...

Дмитрий Михайлович Николаев   21.05.2012 12:23   Заявить о нарушении
Фотоснимки солнца
Фотоснимки солнца-2 - философия, 21.05.2012 14:15
Фотоснимки солнца-1 - философия, 20.05.2012 17:06
Вот и прочитайте и попытайтесь ответить на вопрос:В чём Научно-Религиозно-Мистический Смысл КРЕСТА НА СОЛНЦЕ!!!???

Виктор Хажилов   21.05.2012 14:33   Заявить о нарушении
Как выглядит вами рекомендуемый Крест на фоне Окружности?
Дайте ссылку!!!

Виктор Хажилов   21.05.2012 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.