Повесть вневременных лет. Глава 1
Моей истории изящность, простота
Докажут вам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута…
почти А.С.Пушкин
Повесть вневременных лет.
«История» Россиийского Государства, воздетого под скипетром
Богом ниспосланных Государей и отеческим попечением оных процветшаго
на благо народа православного и иных вероисповеданий в истинно правдивом
летописании благородной публике развлекательного чтения для, а паче
юношеству в назидание в лето 2004 от Р.Х. быть писана с Божьей помощью
начата.
I
Вoт повести минувших лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто стал первым княжить и как возникло наше родное Государство. Так начнем повесть сию: в некотором царстве, в некотором государстве во времена оно жило-было на земле русскоязычное народонаселение. Жило по обычаям пращуров, как повелось испокон веков: мужики пахали землю, сеяли просо, овес да чечевицу, били зверя лесного. Бабы исправно рожали детей, варили полбу, собирали в лесу грибы да ягоды. Так и жили, как завещано было от предков: тем, что уродит мать сыра - земля, да еще тем, что Бог пошлет. Богу молились усердно аще паче чаяния гром небесный грянет да петух жареный клюнет. Словом, блюли заповеди: подати платили исправно, до Покрова и начальству не перечили. За то оное секло их нечасто и за дело, а наипаче того думало за них Думу Государеву . В урожайные годы народишко плодился и размножался, в голодные же лета отчасти вымирал, а отчасти разбредался по окрестным лесам в поисках скудного пропитания. Однако неурожаи, моровые поветрия, чума или дефолт в те благословенные года случались, слава Богу, нечасто, так что жить было можно. А кому делалось скучно, силушку сдуру некуда девать аль с начальством не поладил - так беги на Дон иль Волгу и казакуй в Диком Поле.
C незапамятных времен землей той владели, в полюдье ходили - собирали дань, вершили суд скорый да справедливый - удельные князья. Их пращур - варяжский конунг Рюрик Скьельдунг (племянник гада Гаральда из Клоаки), обретавшийся в шхерах у Ютландии, уюта тамошнего нарушитель,за разбой оттуда изгнанный , с братьями: Синим Усом (Seeneus) и Трувором (Tru Vor в пер. со сканд. - Настоящим Вором) при очередном наезде так понравились мужикам , что стали княжить и владеть ими, контролируя, между прочим , транзит «из варяг в греки».
Наживаясь на транзитных коммерческих операциях, рюриковичи расплодились аки тараканы, инда правили в Тьмутаракани и в градах от моря Варяжского до Понта Евксинского и хаживали ратью до Царьграда, где с понтом правил сам Кесарь. Но «Кесарю кесарево…», а греческий понт рюрикавичам был не в мазу и чтоб было не западло, решили они соорудить свой стол и общак в Киеве. Однако там уже сидел самозванец Аскольд, которого по ходу пришлось замочить, ибо совсем не уважал Рюрика, его друганов , князя Олега , рюрикова сына Игоря Рюриковича со дружиною . Неуважение к друганам и большой дружине было большим политическим просчетом князя Аскольда: свидетельство тому – Аскольдова могила в Киеве. ( «Большие батальоны всегда правы», - говаривал Наполеон Бонапарт и был прав: свидетельство тому – могила Наполеона в Париже.)
Как гласит летопись: «… и сел князь на золотой стол киевский. И стал величаться Великим Каганом киевским». По первовременью каганы слыли путевыми чуваками и погоняла у них были в тему: «Вещий», «Мудрый» и даже «Красно солнышко». Их неусыпными трудами поднимался стольный град Киев. Долго ли, коротко ли, но прошли годы, протекли столетия, как песок сквозь пальцы. Потомки великих князей – каганов - измельчали помыслами, запутались в делах наследства, передрались и расплевались, как это водится между близкими родственниками. Наконец, поделив земли на уделы: «по шесть соток на душу княжеского населения» - размежевались. Как сказано о том в летописях: « и про малое, то - великое, стали молвить» .
И се в столь неподходящий исторический момент, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как дальние родственники в гости, прибыли с Востока татары, они же монголы, они же поганые, они же орда и началось Иго, будь оно неладно. И повинны стали князья великую дань возить царю татарскому в Орду. Орда для князей стала поистине Золотая. Царь звался хан, замашки у него были хамские, хотя он и проявлял личную скромность - жил в Сарае. Дань называлась «выход» - потому ежели князь не привозил «выход», то неминуемо попадал в «безвыходное» положение: прискачут баскаки - налоговики ордынские с проверками, да участковые нойоны с нагайками, да мурзы пожарные замурзают, да багатуры из прокуратуры , да коновалы – табунщики из СЭС-с секс-миссией (на случай, если кого огулять или, наоборот, охолостить надобно) и прочая братва ордынская и начнут кошмарить мелкий бизнес: проверять лицензию на княжение, договоры аренды палат княжеских и палаток торговых, разрешение на торговлю и ношение холодного оружия, лицензию на охранную деятельность и прочие ярлыки ханские. И каждому в ноги поклонись, поляну накрой, да бакшиш по чину дай. А не угодишь им - угодишь в матросскую тишину, где такая тишина…, а потом басманный суд и на зону под Читу лет на восемь. Руководители мелкого регионального уровня, каковыми и были по сути «удельные», пытаясь сохранить номенклатурные привилегии, мирились с подобным хамским стилем ханского руководства, справедливо опасаясь грядущей Перестройки.
Свидетельство о публикации №211031000690