Старообрядчество и село Брынь. Милая, малая Родина

В далёкие времена, относящиеся ещё к концу 8-го столетия, с берегов Балтийского моря, в непроходимую глушь Брынских лесов пришли славянские племена вятичей. Они поселились на берегах рек: Жиздры, Брынки, Которянки, Рессеты.

Жили небольшими деревеньками по 10-12 домов. Несколько таких деревень составляли общину. В книге «Повести временных лет» сказано, что вятичи жили в полуземлянках. Верхняя их часть состояла из жердей и бревён. Стены обмазывали глиной. Внутри жилья устраивали лежанки-скамьи и печь с дымоходом.

Занимались вятичи охотой, скотоводством, бортничеством ( сбором мёда диких пчёл ), выжигали и корчевали лес, чтобы пахать землю, торговали. Позже стали выплавлять железо в домнах. Луга и леса были общими.

В 1146 году впервые упоминается город Брынь ( Добрынск ), одновременно с Брянском, Козельском, Карачевом и Мценском.. Принято считать, что с этих лет начинается история села Брынь Думиничского района. А история создания этого населённого пункта такова.

После смерти князя Ярослава Мудрого в 1054 году Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Тогда же черниговские князья захватили земли вятичей, которые часто восставали против своих завоевателей. Потому в 1146 году среди дремучих лесов на стыке черниговских и вятичских земель был построен укреплённый опорный пункт – город Дебрынь ( Брынь ), чтобы подчинить воинствующих вятичей.

В 1228 году в летописи вновь упоминаются города Брянск и Брынь в связи с походами князя Михаила Черниговского в земли вятичей. «В 1228 году князь Михаил Черниговский находился в Брыни». ( Летопись Калужская, ст. 13 ). В эти годы через Брынский лес проходил волок торгового и водного пути, соединявший Оку с Жиздрой и Болву с Десной. Об этом рассказывается в летописи за 1228 год: «Новгородцы послаша по Михаила в Чернигов и была (послы новгородские) в Смоленске, и увидев Михаил, яко приятисуть послы Новгородские в Смоленске, бе бо тогда в Брыну пойдёт на Торжок».

В окрестностях Брыни до сих пор сохранилось много курганов могильных – холмов 9-10 веков, где были погребены вятичи.. Название села и реки Брынь происходит от корня «дебрь», что означает непроходимые густые леса с оврагами и топкими болотами.

В 1238 году войска хана Батыя, двигаясь на Козельск, опустошили Новую Брынь. Там, где стояла конница Батыя, улица до сих пор носит название «Татарская».

Вся сегодняшняя территория Думиничского района в 12-ом веке была вотчиной черниговских князей. После смерти князя Михаила вошла в состав Карачевского княжества.

В 1414 году, при заключении мира с сыном Дмитрия Донского Василием, Брынь отошла к Литве.

После присоединения Рязани и Пскова к Московскому княжеству большинство русских земель объединилось в одном государстве. Однако оставались ещё некоторые земли под игом Литвы – Черниговщина, Северенщина и так называемые «верховные»  княжества в верховьях Оки ( Одоевское, Воротынское ), города Жиздра, Брянск, а также Смоленск. Иван Третий на реке Ведроши разгромил Литовскую рать.

В 1503 году к Великому Московскому княжеству отошли Брянск, Жиздра, Путивль, Дорогобуш, Брынь, Одоевское и Воротынское княжества.

При царствовании Алексея Михайловича ( 1645 – 1676 годы ) произошёл раскол русской православной церкви. Раскол, старообрядчество — религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущность которой сводилась к унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех Православных Церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе.

На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры», к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы.

Раскольники призывали к уходу от зла, к сохранению «старой веры», к спасению души. Они бежали в леса Поволжья и европейского севера, в Сибирь и основывали там свои общины.

Несмотря на суровые репрессивные меры властей число старообрядцев в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление, преследования раскольников правительством и официальной Церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений.

Таким образом значительная часть приверженцев старой веры обосновалась и в непроходимых Брынских лесах, где были образованы скиты раскольников «Брынской веры».

М.Н. Загоскин в своём историческом романе «Брынский лес» пишет, что около деревни Хотисено среди леса стояла одинокая избушка раскольника святого Павла. Перед окнами хижины на жердях висели луковки, обмазанные глиной. В них раскольник Павел собирал «божественную воду, данную Богом с неба». Всех прохожих он крестил этой водой.

Волнения среди православных носили часто драматический характер. Некоторые верующие запирались по несколько десятков человек в избу и себя заживо сжигали, думая попасть в «рай божий». Другие обрекали себя на голодную смерть. Особенно напряжённым моментом считается время, когда к власти пришёл сын Алексея Михайловича – Пётр Первый.

О том, что старая вера оказывала на местное население большое влияние, говорит и такой факт: до 1781 года в Брыни, где имелся железоделательный завод, не было русской православной церкви. Старообрядцев поддерживали и многие состоятельные люди…
В книге «Розыск о раскольничьей Брынской вере» ( 1709 ) богослов Димитрий Ростовский называет в брынских лесах до 20 раскольничьих скитов, которые поставляли расколоучителей в другие уезды России.

Село Брынь всегда занимало важное положение. Старинное торговое село ранее  называлось Толстошеево (Брынский железный завод) и располагалось на правом берегу реки Брынь...

Усадьба была основана еще в начале XVIII века крупным заводчиком Никитой Никитовичем Демидовым, затем принадлежала его младшему сыну Алексею. При деревянном господском доме имелся конный завод, где выращивали лошадей турецкой и российской породы.

В «Описании и алфавитах к Калужскому атласу» (1782 год) сказано, что с. Толстошеево «Брынский железный завод » было во владении А.Н. Демидова. Дворов в селе было 224, населения – 1281 чел.

Село было расположено по обе стороны р. Брынь, имелись пруд, церковь деревянная Преображения Господня, господский дом каменный, два регулярных сада. На р. Брынь – железный завод, в нем пять молотовых, каждая имела два горна, в которых чугун переделывался в железо. Кроме этого, в селе были две мельницы: «пильная о двух рамах и мучная о двух поставах».

После смерти А. Н. Демидова владельцем Брынского железного завода стал толковый промышленник, известный калужский купец И. Н. Коробов. В 1820-х годах усадебные земли села Толстошеево приобрели жена действительного статского советника Екатерина Алексеевна Рябинина и супруга обер-провиантмейстера И. М. Олонкина Анастасия Михайловна, довольно состоятельная помещица, за которой числились имения в Калужском уезде и в Смоленской губернии.

Екатерина Алексеевна Рябинина, жена действительного статского советника Андрея Михайловича Рябинина, приобрела село Брынь в 1819 году. В 1820 она получила разрешение на закрытие железоделательного завода, к тому времени давно не работавшего, а его здания сдала в аренду московскому купцу П.М.Александрову для устройства суконной мануфактуры.

Брынский механик Г.Нестеров установил в цехах ткацкие станки собственного изобретения. Нашему земляку - "брынскому Кулибину" посвящена статья в БСЭ (2 изд.), в которой сказано: Нестеров (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. механик. В 1834 изобрел механич. ткацкий станок для произ-ва сукна большой ширины. 20 таких станков Н. установил в 1834-35 на суконной фабрике в Жиздринском уезде Калужской губ. Каждый станок делал до 40 ударов в минуту и вырабатывал сукно лучшего качества, чем обычный ручной. Подобные станки в Зап. Европе (Германия) появились лишь через несколько лет.

В 30-е годы XIX века Брынская фабрика по выпуску сукна вышла на первое место в Российской империи. Производство доходило до 1,2 млн. рублей серебром, - огромная сумма по тем временам. Александров снабжал своей продукцией армию и обеспечивал 30% всего российского экспорта сукна (в основном оно поставлялось в Китай). Ему было даровано право употребления на изделиях и вывесках государственного герба.

Китайцы, скрупулезно проверявшие все товары на качество, принимали его сукно безо всякого осмотра. В 1839 на фабрике при 241 механическом и 159 ручных станах работало 2016 человек.

Павел Матвеевич Александров (1791-1859), коммерц-советник (1838), почетный гражданин Москвы, был известен своей благотворительностью: именно он выделил 200 тыс. рублей на строительство брынской Спасо-Преображенской церкви, нанял известного архитектора.

В 1850 срок аренды закончился, и предприятием стала управлять сама помещица Е.А.Рябинина. Объемы производства резко снизились и первые годы не превышали 50 тысяч рублей. Затем они снова начали расти, и в 1860 при 1300 рабочих на 120 станах механических и 150 ручных выпущено сукна на 902 тыс. рублей. Но это уже было только третье место в России. После смерти Е.А.Рябининой в 1862 брынская усадьба и фабрика перешли к ее сыновьям Михаилу и Алексею и дочери - графине Варваре Андреевне Толстой, которая после смерти братьев стала единственной владелицей.

В 70-е годы для фабрики наступили тяжелые времена. В состав Российской империи входила Польша, и польские товары не облагались пошлиной. Ткачи г.Лодзь научились добавлять в сукно хлопок и переработанную ветошь, за счет чего стоимость их продукции снизилась. Российские предприятия, не выдержав конкуренции, одно за другим стали закрываться. В 1881 году закрылась и Брынская фабрика.

После смерти графини В.А.Толстой имущество перешло к ее сыну Александру Владимировичу и дочери Наталье Владимировне. Они сдали фабрику в аренду известным московским купцам - торговцам шерстью братьям Михаилу и Николаю Иллиодоровичам Ляпиным. Производство сукна восстановилось, но ненадолго: в 1896 году пожар повредил основные цеха и уничтожил все оборудование. Так закончилась история Брынской суконной фабрики, которая в 1830-е и 1840-е годы была крупнейшей в Российской империи.

По переписи 1897 года в селе было 2392 жителя.

В начале прошлого века в Брыни жил известный писатель М. М. Пришвин, свидетельством чему служат его дневниковые записи: «В 1909 году вздумал я поселиться прочно в селе Брыни, привез туда свою годами собранную библиотеку и все, какое у меня было имущество». 12 мая 1910 года он пишет А. М. Ремизову: "Вы себе и вообразить не можете, как пахнуло на меня подлинной Россией здесь, в этих Брынских лесах. Перед моим окном огромное озеро, ловят рыбу. За озером лес, страшный, «немыслимый», как здесь говорят, — тянется на сотню верст, переходит в Брянские леса.

В 1930-е годы в ходе коллективизации в с.Брынь были образованы 4 колхоза: "Красная Брынь", "Красный Скачок", имени Куйбышева и имени 18-й партконференции. В 1936 организована Брынская МТС (первый директор - участник гражданской войны Андрей Дм. Стефанов). В том же году начал работать молочный завод.
20-21 января 1942 года тяжелые бои за с.Брынь вели полки 328-й стрелковой дивизии 10-й армии.

В 1950 произошло укрупнение брынских колхозов, из 4 был создан один - имени Куйбышева. В 1964-1965 была восстановлена плотина бывшей суконной фабрики, и вновь образовалось озеро площадью 790 га. Было организовано рыбоводческое предприятие - рыбхоз. В 1965 в результате объединения колхозов им.Куйбышева (Брынь) и им.Ленина (Семичастное) был создан совхоз "Брынский" …

…Но давайте вернёмся к годам раскольничества. Для борьбы с раскольниками создавались миссионерские противораскольничьи братства. Одно из таких братств было открыто и в Брыни. Но, несмотря на все предпринимаемые меры, сторонников старой веры не становилось меньше. На 1901-й год их насчитывалось в Брынском отделении 2013 человек, в 1903 – 1998, в 1905 – 2713 человек.

Если верить легенде, через местные населённые пункты проезжал из Мурома в Киев-град русский богатырь Илья Муромец. «Проезжал он леса дремучие и грязи чёрные Брынские» ( Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»….

          На фото: Спасо-Преображенская церковь в селе Брынь, построенная на благотворительные средства московского купца П.М. Александрова...


Рецензии
Как писал Соловьёв, вятичи пришли не с Балтийского моря, а из Приднепровья. С Балтики пришла голядь...

Сергей Карпиков   06.07.2017 08:23     Заявить о нарушении
Много исторических событий,относятся к старой Брыни,Сухинического района.
Надо лутше изучать историю,а патом писать.

Александр Процюк   05.03.2018 15:39   Заявить о нарушении
...не вся Брынь что в Сухиничах, главная сила оной в дебрях Думиничской земли...

Сергей Карпиков   24.03.2023 22:14   Заявить о нарушении