Сага. Доминанты и парии

3.2. ДОМИНАНТЫ И ПАРИИ

Народы Избранной планеты существовали в различных условиях, отпущенных им обстоятельствами рождения и природой их вида. Поэтому и имели они очень неравные возможности в техническом прогрессе, а значит и в непрекращающейся гонке народов на выживание. Доходившие до них смутные слухи о новых доктринах процветания, вырабатываемых конкурирующими расами и обещавшие невиданный взлёт этих рас, смертельно пугали их. Слухи эти и растущий страх подстегивали народы в поисках путей своего спасения.
Дни и ночи, ночи и дни не прекращалась работа. Советы мудрейших, жрецы храмов и правительства народов в муках и спорах искали пути спасения, они надеялись отыскать возможности выживания для своих народов. Все понимали: у опоздавших будущего не будет! Вначале проигравших отодвинут на вторые роли, затем потеснят территориально и, наконец, перестанут прислушиваться к их голосу на Совете планеты. А это грозит бессрочным отступлением в низший дивизион неудачников, либо просто – гибелью вида.
 * * *
Инсекты, имея общую, выработанную коллективным разумом стратегию, и следуя железной логике своей, не смущаемые никакими сомнениями, были едины и тверды на своих позициях. В их стратегии и поведении не было ничего лишнего, никаких бессмысленных эмоций, никакой паники или суеты. Они были озабочены только двумя значимыми на их взгляд факторами: недостаточной скоростью своего технического прогресса, как возможного гаранта выживания, и эффективностью процесса выстраивания отношений с избранными союзниками и возможными противниками. Совет Инсектов планомерно искал и находил требуемые решения для достижения успеха. Они были уверены в своём будущем – они ведь не знали сомнений.
Ныряльщики – те другое. Они сохраняли просто философское спокойствие, и это спокойствие объяснялось естественными причинами. С одной стороны, не особенно волновались они, благодаря оптимистическому, от природы, и рациональному складу ума своего, а ещё своей незыблемой вере в здравый смысл всех одаренных Разумом. При этом они рассуждали так: все разумные виды на Ипе понимают, чем может закончиться назревающий предполагаемый передел. Это, конечно же, гибель многих сухопутных территорий. Это разрушение устойчивых связей и инфраструктур, и, как следствие таких перемен, значительный откат всей цивилизации назад, возможно, обратно, в мрачные «тёмные времена».
Но это только для них, живущих на материках – считали они. А нас не сильно-то он и задевает, этот передел. Ведь с примэксами сложились устойчивые партнёрские отношения, а больше никто на акваторию их океанов не претендует. Ну, кроме раптэров. Но раптэры - те будут сильно ослаблены после происшедших столкновений со своим могучими противниками… или вовсе сойдут со сцены. Вот и опять выходит, жизнь продолжается без особых потерь и угроз.
А с другой стороны, спокойствие ныряльщиков было признаком прекрасного душевного здоровья, которое сохранялось у них ещё и благодаря их образу жизни, исторически сложившемуся у этого народа. И принципы организации жизни никогда не нарушались ими от момента осознания себя. Эти принципы были просты и строги: один народ – одна семья, все родные. Все дети – общий продукт народа и его будущее. Их развитие – главный приоритет. Свобода личности – третий по значимости приоритет, но в рамках интересов вида, который и был первым и главным приоритетом. Жёсткой подчинённости одних другим у ныряльщиков не было, но все они подчинялись этим главным основополагающим принципам, считая их более важными, чем собственные интересы и чем собственная жизнь.
Мир ныряльщиков был чрезвычайно устойчив, не размывался конфликтами, дрязгами и склоками, как это случалось у народов, испорченных эгоизмом. Характерен был он всегда неразрывными родственными связями, теплота которых согревала их души, и отсутствием повседневных раздражающих факторов, таких как конкуренция внутри вида и межличностные конфликты. Не знали они такого. И это позволяло им сберегать своё психическое равновесие, доброжелательность и здоровье.
И ещё была одна серьёзная причина, определяющая многое в их поведении. Это отсутствие собственных производственных мощностей, характерных для техногенного мира. А раз не было промышленности и своей техники, значит, не было и возможностей, сколько ни будь серьёзно, влиять на складывающуюся наверху ситуацию. Они могли только весомыми доводами влиять на позиции сторон, взывая к их разуму. Им оставалось только надеяться и верить, верить и надеяться на победу Разума, а не эмоций.
 * * *
Жители гор и пещер, горане, по природе своей не знали чувства острого страха или паники, но и они отлично понимали, чем станет глобальный конфликт для всех народов Ипа. Это безусловная и неизбежная гибель внешнего мира, того мира, что за пределами пещер – так было принято считать у них. А это, даже в самом оптимистическом варианте – будет разрушением всех важнейших структур и связей, и, конечно же, полная продовольственная блокада анклавов Федерации. Они были уверены в лучшей защищённости своих мест обитания, но понимали также и свою зависимость от благополучия внешнего мира.
Во всех ситуациях, где только возможно было, они пытались гасить тлеющие угли будущих конфликтов, потому что не хотели терять этот мир, пусть и не совершенный, не очень справедливый, наполненный врагами и конфликтами, но такой родной и привычный. Круг Равных постоянно взывал к разуму конфликтующих. Но – тщетно. Все их призывы натыкались на стену непонимания. Казалось, что те, кто вчера ещё был вполне вменяемым союзником и партнёром, сегодня почему-то сошел с ума: парад амбиций, необоснованных претензий и видового эгоизма – вот на что стали походить взаимоотношения некоторых народов Ипа.
Но горане в этом никогда не участвовали. Народ гор был настолько самодостаточен и независим, что даже союзнические преференции не могли заставить его ввязываться в отвратительные для них склоки и свары. Они, существа, для которых честь и достоинство были важнейшей добродетелью, а спокойствие и уверенность – повседневным состоянием, не желали уподобляться недостойным. Благодаря этим своим качествам, горане всегда оставались над схваткой, и неизменно сохраняли своё спокойствие и разум.
А вот остальные народы Ипа, не обладающие монолитностью инсектов или счастливыми качествами ныряльщиков и горан, но «награждённые» раздутым эгоизмом, властолюбием и агрессивностью, в складывающейся ситуации проявляли небывалую внутреннюю активность. Среди этих народов, ставших центрами напряжения и нестабильности планеты, активно формировались группы и кланы, объединявшиеся в борьбе за власть, за доступ к кормушке.
И старт в этой гонке, данный единожды, уже никто не мог отменить.


Рецензии