Эмблемы медицины

На картинке изображён символ военно-медицинской медицины (слева) и символ гражданской медицины (справа).

Эмблемы медицины

Посох Асклепия.
Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх - является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э. Посох Асклепия - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх - является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с VIII в. до н. э. Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян - Эскулап, восх. к финикийскому Эшмуну) - сын бога света, правды и пророчеств Аполлона - обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.

Кадуцей. Греческим словом "кадуцей" ("знак полномочий вестника") называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян - Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев. Змеи, обвившие кадуцей символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей - причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения. Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время кадуцей - это эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой интригующе разнообразную символическую фигуру.

Чаша со змеей.
Чаша со змеей - это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема. Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что чаши со змеей олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.
 Первоисточник: http://www.mag-medic.com/posoh_statyi.php




Эмблемой в старину называли "замысловатую картину", условно изображавшую какую-нибудь идею, а символом - подпись, "остроумное изречение" к этому рисунку. Лучшие из эмблем и символов стали международными и не утратили своего значения и в наши дни. И ныне без них не обходятся международные фестивали и конгрессы, съезды ученых и деятелей культуры.

Сегодня их использует геральдика для гербов государств и городов (к примеру, якорь в гербе Одессы означает, что она является портом; между тем с давних пор якорь считается символом надежды). Особенно популярны эмблемы и символы были в XVII-XVIII веках. Тогда из них брали темы для картин, скульптур и памятников, сюжеты для фейерверков.

По указу Петра I в 1705 году в Амстердаме были напечатаны "Символы и емблемата" на восьми языках. Около 800 экземпляров этого сборника доставили в Москву. "Емвлемы и символы избранные" появились в 1788 году.

Это издание, "много против прежнего исправленное, умноженное и украшенное", подготовил доктор медицины и профессор повивального искусства Н. М. Максимович-Амбодик, автор знаменитого в истории медицины труда "Искусство повивания, или наука о бабичьем деле". Накануне Отечественной войны 1812 года он снова выпустил в свет свои "Емвлемы".

Познакомьтесь с некоторыми эмблемами и символами из редкой ныне книги Н. М. Максимовича-Амбодика.

БЕССМЕРТИЕ изображается в виде человеческом, с крыльями. Возле него стоят обелиск и пальма, также пучок бархатцов с золотым кольцом, в правой руке скипетр, а в левой морская губка представляются.

ВЕСЕЛИЕ или радость изображается младою женою веселого, приятного и улыбающегося лица, держащею в правой руке пальмовую ветвь или колосья, а в левой - рог изобилия; или в одной ее руке деревянная колотушка, а в другой - бубен, барабан или Амур, возле нее стоящий и играющий на арфе, представляются.

ГНЕВ представляется в образе бледного и сухощавого человека с петухом под пазухой и с розгами в руке. Или в виде юноши или фурии со сверкающими очами, с пожелтелым лицом, в жарком одеянии, с обнаженной шпагою в одной, а в другой руке щит со львиною главою, Лев и Тигр суть обыкновенные знаки гнева.

ГОРДОСТЬ изображается в виде слепца в богатой одежде, стоящего одной ногою на шаре и поднявшего вверх правую руку. Возле его стоит Павлин с распущенным хвостом.

ЗАВИСТЬ изображается женою престарелою, престрашною, бледною, сухощавою, беспокойною и печальною, с черными и нечистыми зубами, грудьми отвислыми, очами косыми и западшими и с кожею на теле иссохшею. На голове и в руках у нее змеи, кои грызут ее внутренности, возле нее стоят семиглавая Гидра и Собака.

МИРОЛЮБИЕ или мир представляется кроткою женою с рогом изобилия или масличною в руке ветвью или факелом, коим возжигает огонь под кучею лежащего оружия.

НЕВЕЖЕСТВО представляется в образе жены слепой или с завязанными очами, иногда с ослиными ушами, иногда осел возле нее лежит спящий.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ изображается женою, держащею в руке весы и копье или с рогом изобилия, копьем или масштабом.

Источник: www.nutrition.ru


Рецензии