Национальный парк Мещёрский

     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 2 "Мещёрские были". Раздел "Национальный парк "Мещёрский""

     У каждого из нас в жизни много разных дорог. Как в буквальном, так и в переносном смысле. Только сама жизнь всего одна. И за неё надо много чего увидеть, услышать, узнать, но, главное, сделать. Чтобы, как говорил классик Николай Островский, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

     Прошёл ровно год, и мы снова в Мещёрской стороне.

     Осень 2005-го началась с небывало сухого и тёплого сентября. У нас с женой появилась возможность, завершая отпуск, съездить на машине в Рязанскую область и навестить там родственников. В багажник загружены корзины с провиантом, уложены саженцы всякой зелени, кустов и цветов. И вечером, через весь Железнодорожный, в сторону Егорьевского шоссе отправляется наша экспедиция.

     Город остался позади. Хороший асфальт, множество посёлков, в том числе у подножия искусственной горы мусорного полигона, берёзовые перелески и уже убранные поля. Вот и магистраль на Мещёру. Пятница. Машин не так много – дачный сезон почти закончен. Какое же путешествие без приключений? В 150 километрах от Москвы и в полукилометре от ближайшей АЗС, о существовании которой никто из нас не подозревал, в баке закончился бензин. Ночь, звёзды и дальний свет фар проезжающих мимо машин. На поднятую руку только минут через двадцать, пожалев терпящих бедствие, остановилась грузовая «газель». Мир не без добрых людей. Оказавшийся земляком водитель со стажем в 26 лет пожертвовал полтора литра горючего. Пока по трубочке в бутылку переливался бензин, мы нашли и вспомнили общих знакомых, даже дальних родственников. Верно говорят – мир ещё и тесен.

     Ночью проехали село Ершово. Здесь, на пустынном сегодня бугорке когда-то стоял дом, в котором родился и вырос мой отец. Отчий дом я помню очень хорошо. После той войны, на которой погибли многие ершовцы, в том числе мой отец и его брат, прошло уже более 60 лет. Каждое послевоенное лето мальчишкой я тоже жил в доме отца. Читал стихи колхозникам про сына артиллериста, с ребятами гонял мяч, ходил купаться, на рыбалку и по грибы. До сих пор помню названия окрестных мест. Вот проезжаем Барсуки, Перевесье, Зимний мост. Ещё немного, и мы оказались в Криуше – первой цели нашего путешествия.

     Увидеть красоты Мещёры можно только днём. Вооружившись как обычно для лесной прогулки, с утра я отправился по грибным местам. Но, увы! Только немного опят в крапиве у болотца, семейка жёлтых сыроежек и четыре подсохших на солнце польских белых гриба составили мой улов. Зато три часа я с удовольствием бродил по сосновым борам, подбирая сохранившиеся на сухих веточках перезревшие черничинки и спелые ягоды брусники, спрятанные в её вечнозелёной листве. Стебельки плауна осыпают пыль семян на землю, если тронуть рукой это чудесное боровое растение.

     Вот и лесное озерцо, на котором двое рыбаков в прошлом году в это время ловили окуней. Воды в нём только нет – озерцо пересохло. Нет воды и во многих лесных канавах.
Рябины, почти потерявшие листву, держат на ветвях грозди подсохших ягод. На песчаных буграх молодые сосны часто стоят с порыжевшими от засухи иголками этого года. Вся природа скучает без дождя. Но она выдержит это испытание! Как выдержат его и люди. Вдоль трассы народ торгует. На раскладах у Криуши – свинушки с берегов Великого озера, последние опята, болотная клюква. Криушинский лесхоз растит леса, ухаживает за ними, обустраивает дороги местами для отдыха – сказочными домиками, огораживает муравейники. Готовая продукция лесхоза – брёвна, брус и доски, а также дровоотходы в большом почёте у местного населения. Сосновый горбыль – отличное топливо, а кора с него ещё и удобрение для огородов. Опилки – на подстилку скоту, на утепление. Невостребованными хвойными опилками засыпаны лесные дорожки.

     Домашнее хозяйство у нашей родственницы довольно большое. Увидев здесь нескольких крупных красавцев петухов, я вспомнил, что этой птице посвящён 2005-й год. Почему-то только накануне да вначале нового года мы помним эти восточные премудрости, а потом о них забываем, даже накупив соответствующие амулеты и календари.

     Машина снова в пути. Недалеко, в двадцати минутах езды – Солотча. Здесь, в курортном посёлке прекрасные турбазы, санаторий, дом отдыха, профилактории, детские оздоровительные лагеря. Старинный монастырь и обновлённый храм. Лес и луга. Старица и Ока. Сосны и ветер. Пляжи, лодочная станция и Лысая гора. Всё, что нужно для отдыха. Сестра моего отца давно проживает в Солотче. Навестив её дом, передав ей банку кучинского мёда и загрузившись солотчинской картошкой, после обеденного застолья мы возвращаемся в Криушу. Есть здесь строительные дела, которые в деревне не заканчиваются никогда. И только во вторник путь наш лежит в Спас-Клепики для оформления документов на криушинский земельный участок. Этот районный центр стоит на левом берегу реки Пра – притока Оки и на пересечении шоссейных дорог Москва – Касимов и Рязань – Владимир. В послевоенное время в город со стороны села Ершово ещё вела деревянная торцовка. Такого сегодня не увидишь уже, наверное, нигде.

     В центре города – технологический техникум, множество магазинов, административные здания. 2005-й год ещё и год Сергея Есенина. В Спас-Клепиках известный русский стихотворец жил и учился в 1909 – 1912 годах. В память об этом на городской площади установлен бюст поэта.

     Заглянув в один из магазинчиков, моя жена обомлела, увидев чудесное небольшое панно, набранное из разных растений. Склеенный гербарий, покрытый лаком и заключённый в простенькую сосновую рамку, этим же рейсом прибыл с нами домой в Железнодорожный.

     Обратный путь был недолог и почти без приключений, если не считать подкачки одного колеса. Только в пути мы и узнали, что поездка наша проходила по национальному парку «Мещёрский» – об этом сообщали неброские придорожные щиты. Четыре моста через Пру, мосты через Цну и через другие не такие уж известные речушки, огромное озеро, из которого вытекает Пра, непрерывные лесные массивы Мещёры до самого Егорьевска. Дважды мы останавливались и бродили по придорожным низинам, пытаясь найти хотя бы один благородный гриб. Но не судьба. Хотя у деревень на раскладах были и опята, и подосиновики, и черноголовые подберёзовики. Да ладно, хватит нам на эту зиму тех грибов, что всё лето росли в Подмосковье и в соседней Владимирской области.

     Так закончилась не очень уж далёкая и почти туристическая поездка по маршруту Железнодорожный – Мещёра и обратно. Вспомнить за время этого путешествия довелось и 60-летие Великой Победы, которую обеспечили наши предки, и Год Петуха по восточному календарю, и год Сергея Есенина – нашего славного земляка. До свидания, Мещёра! Мы ещё навестим тебя, и не раз.

     На снимке - так оберегают муравейники в Мещёре.
          
     2005
               
     Из сборника В. Калабухов "Мещёрские рассказы", 2010, Железнодорожный

     Содержание сборника "Мещёрские рассказы" со ссылками: http://www.proza.ru/2011/03/13/1389


Рецензии