Ронсар

В конце 1540-х гг. во Франции сложился кружок "Плеяды", состоящий из нескольких молодых образованных дворян, энтузиастов, мечтавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой национальной поэзии. Руководителем и общим учителем группы юных поэтов был знаток древних литератур и языков  Дора, но вскоре истинными вождями ее сделались Пьер де Ронсар   и Жоакэн дю Белле. В 1549 г. вышел в свет манифест этой поэтической школы – «Защита и прославление французского языка». Французский язык гибок, возвещали молодые поэты, благозвучен и силен, но он нуждается в совершенствовании. Лучшая школа для поэта – античность. Нужно учиться у древности для того, чтобы преодолеть ее и выйти на путь самобытного, национального творчества. Торжество новых идей, провозглашенных в этом манифесте, было обеспечено благодаря гениальному дару Ронсара.

Основоположник новой французской поэзии Пьер Ронсар родился в сентябре 1524 г.  в родовом замке Ла-Поссоньер провинции Вандомуа. Отец его был военачальником и влиятельным придворным  короля Франциска I. Десятилетним мальчиком Ронсар  стал  пажом при сыновьях короля. Позже он состоял на службе у других членов королевского дома, а когда вырос, участвовал в разных дипломатических миссиях, побывал в Шотландии, Германии, Италии и других странах Европы. В восемнадцать лет юношу поразила внезапная глухота, прервавшая его карьеру. После этого Ронсар целиком ушел в изучение наук и поэзию. В 1550 г. он дебютировал с первым поэтическим сборником «Оды», в котором подражал «бурному» стилю древнегреческого поэта Пиндара. Вскоре пришла слава, не покидавшая потом поэта до самого смертного часа. Через несколько лет она перешагнула границы Франции и сделалась европейской. Ронсар неизменно пользовался при французском дворе большим влиянием, иностранные государи осыпали его знаками дружбы и уважения.

Свои лучшие и самые знаменитые произведения Ронсар создал в первое десятилетие творческой деятельности. Начав с од в духе Пиндара, он перешел затем к другому типу од, вдохновленных Горацием и посвященных преимущественно воспеванию радостей сельской жизни. Одновременно он начал разрабатывать форму сонета, подражая поначалу Петрарке, но очень скоро выработал самостоятельный, глубоко индивидуальный стиль.

Начиная с 1560 г. Ронсар был по преимуществу придворным поэтом. В это время из-под его пера в большом количестве выходят мадригалы, эпиграммы и маленькие изящные стихотворения на случай. В то же время он работал над огромной национальной эпопеей «Франсиада», так и оставшейся незавершенной. Лучшие творения Ронсара этой поры – замечательные по глубине чувства «Элегии». После 1572 г., разочаровавшись в семействе Валуа, Ронсар ушел  в мир личной жизни. К этим годам относится такой его поэтический шедевр, как сборник «Сонеты к Елене» – песни трогательной поздней любви, полные сдержанного платонизма, но вместе с тем живой затаенной страсти.

Общая черта всего творчества Ронсара – светлое, эпикурейское восприятие жизни. Он один из величайших певцов любви, для изображения которой пользовался более разнообразными и богатыми средствами, чем Петрарка. Мы находим у Ронсара огромное количество оттенков и переходов чувства, ситуаций и деталей. Любовь у Ронсара всегда материальная, но вместе с тем нежная и одухотворенная, как и образ любимой женщины. Помимо любви он воспевал и другие  чувственные радости жизни, а также умственные наслаждения. С большим мастерством и проникновением описывал Ронсар  красоты природы.
Умер поэт в декабре 1585 г.
 
                ******
В дни, пока златой наш век
Царь бессмертных не пресек,
Под надежным Зодиаком
Люди верили собакам.
Псу достойному герой
Жизнь и ту вверял порой.
Ну, а ты, дворняга злая,
Ты, скребясь о дверь и лая,
Что наделал мне и ей,
Нежной пленнице моей,
В час, когда мы, бедра в бедра,
Грудь на грудь, возились бодро,
Меж простынь устроив рай, -
Ну зачем ты поднял лай?
Отвечай, по крайней мере,
Что ты делал возле двери,
Что за черт тебя принес,
Распроклятый, подлый пес?
Прибежали все на свете:
Братья, сестры, тети, дети, -
Кто сказал им, как не ты,
Чем мы были заняты,
Что творили на кушетке!
Раскудахтались соседки.
А ведь есть у милой мать,
Стала милую хлестать, -
Мол, таких вещей не делай!
Я видал бедняжку белой,
Но от розги вся красна
Стала белая спина.
Кто, скажи, наделал это?
Недостоин ты сонета!
Я уж думал: воспою
Шерстку пышную твою.
Я хвалился: что за песик!
Эти лапки, этот носик,
Эти ушки. Этот хвост!
Я б вознес тебя до звезд,
Чтоб сиял ты с небосклона
Псом, достойным Ориона.
Но теперь скажу я так:
Ты не друг, ты просто враг.
Ты паршивый пес фальшивый,
Гадкий, грязный и плешивый.
Учинить такой подвох!
Ты плодильня вшей и блох.
От тебя одна морока,
Ты блудилище порока,
Заскорузлой шерсти клок.
Пусть тебя свирепый дог
Съест на той навозной куче.
Ты не стоишь места лучше,
Если ты, презренный пес,
На хозяина донес

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии
Пьер Ронсар - очень красивый сорт плетистых роз. А теперь, благодаря Вам, узнал, кому эти розы обязаны своим названием.
Спасибо!
С уважением и наилучшими пожеланиями!

Умнов Николай Егорович   19.07.2015 21:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай Егорович. Вы не знали про поэта, а я не знал про розы. Так что мы взаимно друг друга обогатили. С улыбкой.

Константин Рыжов   19.07.2015 22:37   Заявить о нарушении