Тепе как курганы
http://ru.wikipedia.org/wiki/тепе
http://en.wikipedia.org/wiki/Kurgan_hypothesis
http://www.proza.ru/2011/02/06/291 ; http://www.proza.ru/2011/01/31/250 и тд.
Из ответов Л.С.Клейна А.А.Клёсову: «А ведь это всё гипотезы! Их нельзя предварять определением и названием.
Предрешать. Я уж не говорю о том, что «курганная культура» - выдумка(======== гипотеза; П.З.) Марии Гимбутас и никогда не существовала (это единодушно ===== сомнительное единодушие: П.З.=======признают все
археологи, работавшие в степях).
Хотите или не хотите, но именование некой гаплогруппы (несомненно
биологической категории) «арийской» (то есть термином лингвистики и
политического обихода), к тому же затрепанным расистами, выглядит
одиозным и, естественно, влечет за собой разговоры «мы – арийцы, а они
нет» и т. п. Словом, на арийцев и неарийцев – расчитайсь! Отождествление
рас с языками и этносами ведь и есть одно из основных положений расовой
теории. А вот раздельное исследование и затем осторожное и обоснованное
сопоставление общей картины гаплогрупп с общей картиной языковых
древес никаких возражений не вызовет. Какие совпадут, те и совпадут…>Я уже говорил, что «курганную культуру» нужно совершенно исключить.
Это фикция.
Именно потому я ставлю ее в кавычки, хотя бы потому, что на Западе она
в ходу. Ее популяционные генетики уже с R1a1 связывают, что это якобы
"маркер R1a1". Что, конечно, в целом неверно.
(============== против Клёсова и Клейна. Стоит определить, что такое курган, помня о «длинных курганах», надмогильных холмиках и т.п. И вероятности подобий «курганов» над некоторыми захоронениями палеолита. Если Клейну хотелось бы начинать «курганную культуру» с неолита Германии, то стоит это тщательнее изучить. П.З.)
Другой мой ученик Алексей Ковалев вот уже лет 15 копает в Монголии,
Синьцзяне и Туве. Он открыл там новую культуру – чемурчекскую,
могильные сооружения которой и изваяния имеют точные соответствия во
Франции, но французские раньше (================ понятно, как и курганы в Германии, и в целом всё хорошее – с Запада: П.З.) . Какие-то очень древние города и курганы могли быть затоплены мощным разливом Чёрного моря http://www.proza.ru/2010/10/21/258
Что в целом верно и что неверно - кто окончательно знает ?!
Например, размышляя о древности ранних тепе не стоит исключать большей древности "пирамид" Высоко на Балканах http://www.proza.ru/2010/10/02/291
Тепе как курганы…
Многие тысячи лет назад предки современных людей хоронили не только умерших, но иногда и поселения. Если было кому хоронить. Понятно, иногда засыпали поселения – как разорённое и ненужное – всякие завоеватели. Но главное понять, что уже 10 – 8 тысяч лет назад хотя бы на землях нынешней Турции курганы появлялись. Постройки в недрах этих «тепе» нередко не овальные , как в натуфийской культуре, а относительно "прямоугольные" http://ivanov-petrov.livejournal.com/1478072.html ; http://ru.wikipedia.org/wiki/Натуфийская_культура
По версии В.А. САФРОНОВА и Н.А. НИКОЛАЕВОЙ (КАРПАТО-ПОЛЕССКАЯ ПРАРОДИНА ЕВРАЗИЙЦЕВ. ОБОСОБЛЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ЕВРАЗИЙЦЕВ (РАННИХ ПРАИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ) И ИХ МИГРАЦИЯ В АНАТОЛИЮ (X - IX тыс. до н. э.) Приложение к книге: Н.А.Николаева, В.А.Сафронов "Истоки славянской и евразийской мифологии". - М., "Белый волк", 1999 http://recult.by.ru/docs/safron/safr_01.htm ) , натуфийцев сменяла тахунийская и подобные культуры, - вероятно, - близкие ранним индоевропейцам, их пращурам .
Одним из ранних «тепе» является
( Пишет Иванов-Петров ( ivanov_petrov) @ 2010-08-01 08:44:00
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1478072.html)
Гёбекли-Тепе: ~12 тысяч лет назад
Открытие 90-х, изменившее представление о неолитической истории
Чтобы понятно: это за тысячи лет до Шумера. Это время, которое обычно в популярных книгах описывается как время этаких "охотников на мамонтов", первых кроманьонцев, собирателей. Мамонты жили еще 3-4 тыс. лет назад (http://elementy.ru/news/430701). И вот эти самые здоровяки, охотники загоном на крупную дичь, так здорово расселявшиеся и жившие, как обычно говорят, небольшими племенами в привольных степях, за тысячи лет до первого государства... На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тёпе представляет собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.
http://ru.wikipedia.org/wiki/-
Gobekli Tepe - близ древнего города Эдесса в современной Турции. Одно из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. Ориентировочно датируется IX тысячелетием до нашей эры.
Это подтверждает и Википедия
Гёбекли-Тепе (тур. G;bekli Tepe - "Пузатый холм"; арм. ;;;;;;;; [Портасар] - "Пуповинная гора") — храмовый комплекс, расположенный на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса в исторической Западной Армении, на территории современной Турции. Одно из древнейших и крупнейших мегалитических сооружений в мире. Ориентировочно датируется IX тысячелетием до нашей эры. Поверхность некоторых камней покрыта рисунками. Заброшен (=====или засыпан ?!) со времени 7500 лет до н. э.
Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров (=====как на открытом всем ветрам плато образовался такой холм ? П.З.). Археологические находки в корне изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока.
Открытие
Один из камней храмового комплекса с рельефным рисунком
Гёбекли-Тепе был уже в начале 1960х годов известен археологам, но его истинная значимость долго оставалась неясной. Американский археолог Петер Бенедикт (Peter Benedict) предполагал, что под ним находится кладбище византийской эпохи. С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (Deutsche Arch;ologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (;anl;urfa) под руководством Клауса Шмидта (Klaus Schmidt). Шмидт уже по виду камней, найденных на поверхности, счел, что это стоянка каменного века. Задолго до начала раскопок, холм использовался местными земледельцами, которые вытаскивали мешающие им каменные блоки и складывали их в кучи или засыпали слоями земли. Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путем, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стесанных рисунков[1].
Храмовый комплекс
На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляет собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось еще в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет. В древнейшем слое, относящемся к культуре PPNA (слой III), найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку (============ но тогда мегалитические культуры надо вести отсюда: П.З.). Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис.
Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.
Слой II соответствует периоду PPNB (7500 — 6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными (=========== и вновь культ погребения старого поселения ? П.З.) древнейшими сооружениями были построены четырехугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.
Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей[2].
В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные фиесты и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа[3].
Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Караджадаа (Karacada;) в 30 км от Гёбекли-Тепе[4]. Предполагается, что культ Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия.
Хронологический контекст
Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Датировка исследованной части относит конец слоя III к 9 тыс. лет до н. э., а его начало — к 11 тыс. лет до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетию.
Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой от 10 — 20 тонн от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 тонн, поэтому людей нужно было еще больше[5]. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд[6], что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.
В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 кубометрами земли (==============Л.Клейн упорно начинает историю курганов из Германии: П.З.).
Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной "коммунистической" революции [7] в соседнем городе Чайоню окрестное население таким образом "похоронило" свои прежние верования и идеологию.
1. ; Curry, Andrew Gobekli Tepe: The World’s First Temple?. Smithsonian.com. Smithsonian Institution (November 2008). Проверено 14 марта 2009.
2. ; Schmidt 2006, pp. 232-8, 261-4
3. ; The Guardian report 23 April 2008
4. ; Heun et al., Site of Einkorn Wheat Domestication Identified by DNA Fingerprinting, Science, 278 (1997) 1312—1314.
5. ; The World’s First Temple
6. ; Which came first, monumental building projects or farming? Archaeo News 14 December 2008
7. ; http://aitrus.info/node/351 Социальная революция в эпоху неолита: от Чаёню к Чатал-Гуюку
• Ein fr;hneolithisches Bergheiligtum im s;dostt;rkischen Taurusvorland (DAI)
• G;BEKLI-TEPE S;danatolien/T;rkei
• Der Steinzeit-Tempel vom G;bekli-Tepe
• Main site
• Did we plough up the Garden of Eden?
• Frequently asked questions about G;bekli Tepe
• Interview with Andrew Collins
• The Guardian report 23 April 2008
• Гебекли-Тепе и каменные круги
• Гёбекли-Тепе: кромлех IX в. до н. э. (Турция)
• Гёбекли-Тепе
• Настоящий Пуп Земли в Турции
• Турция, присвоив армянский храмовый комплекс Портасар, представляет его как турецкий Stonehenge
Литература
• Badisches Landesmuseum Karlsruhe (ed.): Vor 12.000 Jahren in Anatolien. Die ;ltesten Monumente der Menschheit. Begleitbuch zur Ausstellung im Badischen Landesmuseum vom 20. Januar bis zum 17. Juni 2007. Theiss, Stuttgart 2007, ISBN 978-3-8062-2072-8
o DVD-ROM: MediaCultura (Hrsg.): Vor 12.000 Jahren in Anatolien. Die ;ltesten Monumente der Menschheit. Theiss, Stuttgart 2007, ISBN 978-3-8062-2090-2
• David Lewis-Williams and David Pearce, «An Accidental revolution? Early Neolithic religion and economic change», Minerva, 17 #4 (July/August, 2006), pp. 29-31.
• Klaus-Dieter Linsmeier and Klaus Schmidt: Ein anatolisches Stonehenge. In: Moderne Arch;ologie. Spektrum-der-Wissenschaft-Verlag, Heidelberg 2003, S. 10-15, ISBN 3-936278-35-0
• K. Pustovoytov, Weathering rinds at exposed surfaces of limestone at G;bekli Tepe. Neo-lithics 2000, 24-26 (14C-Dates).
• K. Schmidt, G;bekli Tepe and the rock art of the Near East, T;BA-AR 3 (2000) 1-14.
• Klaus Schmidt: Sie bauten die ersten Tempel. Das r;tselhafte Heiligtum der Steinzeitj;ger. M;nchen 2006, ISBN 3-406-53500-3
• Klaus Schmidt: G;bekli Tepe, Southeastern Turkey. A preliminary Report on the 1995—1999 Excavations. In: Pal;orient CNRS Ed., Paris 26.2001,1, 45-54, ISSN 0513-9345
• Klaus Schmidt: Fr;hneolithische Tempel. Ein Forschungsbericht zum pr;keramischen Neolithikum Obermesopotamiens. In: Mitteilungen der deutschen Orient-Gesellschaft 130, Berlin 1998, 17-49, ISSN 0342-118X
• K. Pustovoytov: Weathering rinds at exposed surfaces of limestone at G;bekli Tepe. In: Neo-lithics. Ex Oriente, Berlin 2000, 24-26 (14C-Dates)
• J. E. Walkowitz: Quantenspr;nge der Arch;ologie. In: Varia neolithica IV. Beier und Beran, Langenweissbach 2006, ISBN 3-937517-43-X
http://ru.wikipedia.org/wiki/-
http://ru.wikipedia.org/wiki/-
http://en.wikipedia.org/wiki/G
G;bekli Tepe (Turkish for "Potbelly hill") is a hilltop sanctuary erected on the highest point of an elongated mountain ridge some 15 km northeast of the town of ;anl;urfa (formerly Urfa / Edessa) in southeastern Turkey. The site, currently undergoing excavation by German and Turkish archaeologists, was erected by hunter-gatherers in the 10th millennium BC (c. 11,500 years ago), before the advent of sedentism. Together with Neval; ;ori, it has revolutionized understanding of the Eurasian Neolithic.
Lab-Number Date BP Cal BC Context Ua-19561 8430 ± 80 7560–7370 enclosure C Ua-19562 8960 ± 85 8280–7970 enclosure B Hd-20025 9452 ± 73 9110–8620 Layer III Hd-20036 9559 ± 53 9130–8800 Layer III
Повторим для тех, кто пробегает тексты без осмысления.
В древнейшем слое, относящемся к культуре PPNA (слой III), найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединенные стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожженного известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис.
Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто еще 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.
Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей
Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, в нем не найдено следов одомашненных животных или растений. В то же время, по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Каракадаг (Karacadag) в 30 км от Гёбекли-Тёпе[4]. Предполагается, что культ Гёбекли-Тёпе играл ключевую роль в возникновении земледелия.
Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой от 10 — 20 тонн от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 тонн, поэтому людей нужно было еще больше
Так что историю надо представлять себе как-то совсем иначе, но как - пока не очень понятно. Государств тогда не было. Но вот эти объединения тысяч - видимо - людей из разных племен, чтобы построить священный комплекс, вырубать и ворочать 50-тонные камни - это что-то другое, может быть, но даже как это называть, не очень ясно.
Храмы возникли раньше деревень, еще до неолитической революции, до полного развития сельского хозяйства, в самом начале возникновения культурных растений.
Храмы возникли раньше оседлости. Причем строительство в течение тысяч лет огромного комплекса по единому плану в единой традиции говорит о длительной преемственности - власти? традиции? культурного института? - что позволяет тысячам людей очень долгое время работать по единому плану. Они были еще не оседлые, но вот постоянство объемлющих культурных традиций уже было.
Кажется - крупнейшее археологическое открытие 90-х годов и по настоящее время.
1. Помимо Гёбекли-Тепе известен еще один похожий памятник - Невали-Чори (к северу), обследованный ранее. Тоже 9-8 тыс. до н.э. (хотя он просуществовал дольше ГТ), тоже Т-образные монолиты с похожей иконографией (хотя чаще Г-образные). Но там была полноценное поселение (около 20 домов), а святилище располагалось на скальной площадке. Еще там было обнаружено несколько сот глиняных статуэток. Что там было еще мы к сожалению никогда не узнаем, т.к. его затопили при строительстве дамбы.
2. Насчет тысяч людей в ГТ это явное преувеличение. То, что там собиралось пара или несколько сотен это однозначно, но с какого ареала - это вопрос. Вообще с датировкий пока не очень: неясно были ли все святилища слоя III синхронны или существовали в разное время.
3. Вес монолитов также преувеличен: в статьях самого Шмидта указано, что он достигает 10 тонн. На 2004 г. монолитов в слое III было найдено 37, 22 - резные. В святилищах А, В, D самые частые изображения - змеи, а вот в C их заменяют кабаны (там были найдены 6 из семи монолитов и 3 из 4 скульптур кабанов). Еще вездесущи лисы.
4. Преобладание костных останков в ГТ не выделяется на фоне других памятников докерамического неолита А (PPNA), таких как Невали-Чори, Джа'де, Джерф-эль-Ахмар и др. Похоже это был целый регион, где в хозяйстве преобладала охота. При этом судя по расчетам, основную массу мяса давали дикие быки и газели (более 65%).
Какая-то часть костей, очевидно, была остатками пиров охотников. Однако большинство их происходит из слоя засыпки и является остатками хозяйственной деятельности строителей ГТ где-то на еще необнаруженных стоянках. По крайне мере такое объяснение предлагали Шмидт и Петерс в 2004 г.
5. Вроде Шмидт там начал находить человеческие кости и предположил, что это не только святилище, но и некрополь. Но более подробных данных я пока не встречал.
6. В то время как строители ГТ бегали за газелями, натуфийцы уже три тысячи лет жили в оседлых поселениях на основе специализированного собирательства. Хотя в ГТ возможно есть и эпипалеолитические слои, все же натуфийцы начинаются уже ок. 12500 до н.э. Так что при всей важности ГТ, седентаризация началась раньше культового строительства.
в статье "Знания-силы" перечислены еще поселения:
"Однако в радиусе 150 километров от священной горы [Гебекли-Тепе] в интересующую нас эпоху (9600-8800 годы до новой эры) существуют поселения: Невали-Чори, Кайёню, Халлан-Чеми, Джерф-эль-Ахмар, Телль-Кварамель и Чейк-Хассан."
Про Невали-Чори уже написал. В упомянутом Джа'де в первом слое (9310-8830 до н.э. по С14) наряду с круглыми полуподземными зданиями были обнаружены самые ранние настенные росписи - геометрический орнамент
Халлан-Чеми в настоящее время не существует, поскольку был затоплен при строительстве дамбы. Датировался в пределах 1000-9200 до н.э. Поселок небольшой, ок. 0,5 га. Население занималось охотой (кости муфлона и оленя составляют 36% и 27% костных останков) и собирательством дикорастущих растений. Есть свидетельства разведения свиней в самом конце существования. Округлые дома вокруг центральной площади 15 м в диаметре.
Слой 1: 4 средних размеров постройки и 2 больших (в 3 раза больше). В больших пол был несколько раз вымощен смесью песка и извести, найдены обсидиановые орудия и череп тура, который висел на сев. стене. Кости тура среди костных останков представлены слабо, поэтому это был какой-то особый череп. Еще там были черепа муфлонов и оленьи рога. Розенберг, руководивший раскопками, предполагает святилище.
Слой 2: 4 или 5 построек, пол вымощен плитами из песчаника. Одна постройка большая по размерам, но реальных аргументов в пользу святилища нет.
Слой 3: идентифицировано 3 постройки.
Еще на памятнике было обнаружено несколько округлых платформ, возможно служивших основаниями для хранилищ.
Каменные сосуды с геометрическими и зооморфными орнаментами.
Джерф-эль-Ахмар и Телль-Шейх-Хасан - это поселения мурейбетской культуры. ДА - многослойное поселение, состоявшее из нескольких десятков (до 40) круглых жилищ, а также культовой постройки. Население самого раннего слоя было охотничье-собирательским, потом перешли к земледелию. На обоих памятниках были найдены человеческие черепа ("культ черепов"?).
Конечно, углубление исследований здесь ещё предстоит. Но варианты сооружения курганов над ранними небольшими городами-святилищами (их руинами) явно просматриваются. У меня, лично, остаются подозрения , что отчасти таким сооружением неолита является Бронницкая гора у Мсты. http://sobory.ru/photo/index.html?photo=6484; http://sobory.ru/maps/narod.php?objectCode=00840 ; http://sobory.ru/maps/wikim.php?objectCode=00840 и т.п.
Могу ошибаться. Но нечто подобное (курган над поселением) археологи обязательно на Русской равнине выявят.
Знаковое богатство ранних тепе на землях Турции отчасти может быть сопоставлено
http://www.proza.ru/2008/09/27/415
http://www.proza.ru/2009/09/11/172
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шигирский идол (ему тоже почти 10 тыс. лет)
Известны землям будущей Руси кольцевые протогорода и культы богинь
http://ru.wikipedia.org/wiki/Трипольская культура (тоже кольцевые города)
(знаковое богатство) http://www.proza.ru/2009/05/20/687
http://www.i-u.ru/biblio/archive/gimbatus_civ/06.aspx богини
http://www.karavan.tver.ru/html/2/84.gif ; http://ru-mo.ucoz.ru/publ/11
http://my.mail.ru/community/majdanisty/journal/?blogsort=rating
http://ru.wikipedia.org/wiki/Палеолитические венеры
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2560
http://www.proza.ru/2010/05/04/421 Венера венедов
Есть вероятность, что специально были засыпаны землей Аркаим и некоторые другие селения «страны городов Приуралья».Вероятны засыпки ряда протогородов и трипольской культуры
http://www.movelife.ru/article/stablelink?page=0000005
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111044.htm
Но эти предположения, понятно, требуют очень убедительных доказательств.
Хотя в качестве одной из версий и могут рассматриваться.
http://www.russika.ru/ef.php?s=2475
http://traditio.ru/wikiПротогорода Великой Скифии
http://www.proza.ru/2008/08/27/101
http://www.proza.ru/2008/08/27/149
Свидетельство о публикации №211031100296