Детские страхи

Введение
Страх - эмоция; конкретное состояние боязни, испытываемое ребёнком при угрозе жизни.
 Почти все маленькие дети чего - либо боятся. Основными страхами дошкольников в 2-3 года являются:
- страх разлуки с родителями
- страх темноты и
- страх оставаться одному (страх одиночества).
 Далее об этих страхах будет рассказано подробнее.

Виды страхов
I) Врождённые
а) Страх потери опоры
б) Страх громких звуков
II) Приобретённые
III) Социальные (внушаемые родителями)
IV) а) Патологический страх
      б) Естественный страх

Основные причины страхов
а) Лёгкая заражаемость страхами от взрослых
б) Тревожность ребёнка из-за собственной некомпетентности
в) Незнание/отсутствие навыков общения
г) Страх из-за отсутствия любви матери

Пики страха, связанные с возрастом
Страх может развиваться у человека в любом возрасте.
а) У детей от 1 года до 2 лет нередки ночные страхи.
б) На втором году жизни наиболее часто проявляются:
- страх неожиданных звуков
- страх одиночества
- страх боли
- страх врачей (связанный со страхом боли)
в) В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Но проявление данных страхов в этом возрасте - норма.
г) В 5 - 6 лет: в неполных семьях частота страха больше, чем в полных
д) После 6 лет: страх - патология
е) В 6-7 лет ведущим становится страх смерти
ё) 7 лет - появление большого количества страхов 
ж) 9 лет - рассказ страшных историй
з) От 10 до 11 лет ребёнок больше всего боится быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают

Каждому ребёнку присущи определённые страхи.

Страх разлуки с родителями
 В детском саду ребёнок часто испытывает страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет наличи7е этой черты допустимо и объяснимо. Но если ребёнок и в подготовительной группе постоянно плачет при расставании, не сводит глаз с окна, ожидая каждую секунду появления родителей, на это следует обратить особое внимание.

Критерии определения страха разлуки с родителями
1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.;2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.;3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.;4. Постоянный отказ идти в детский сад.;5. Постоянный страх остаться одному.;6. Постоянный страх засыпать одному.;7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребёнок с кем-то разлучается.;8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.
Если хотя бы три критерия проявлялись в поведении ребёнка в течение четырёх недель, то можно предположить, что у ребёнка действительно наблюдается этот вид страха.

Страх темноты
 Маленькие дети часто боятся темноты. Считается, что взрослые, снисходительно относясь к собственным слабостям, не спешат потакать слабостям ребёнка. Спать с включённым светом вредно. Но ведь, при этом, каждодневный ежевечерний стресс для детской психики намного более вреден. Поэтому, если ребёнок боится темноты, лучше оставлять свет включённым.
 В области воспитания родителям 2-3-х-летнего дошкольника полезно усвоить один шуточный, но очень важный принцип - "обходной манёвр". Если ребёнку не удаётся преодолеть страх "наскоком"или "в лоб", то нужно подобраться к нему "с тыла", превратив борьбу с этим страхом в занимательную игру.
 В жизни это, обычно, бывает так: если ребёнок реагирует на выключение света, как на какое-либо негативное событие, а, ночью, как бы крепко он не спал, тут же просыпается, и начинает кричать,то маме нужно затеять с ним игру. Эта игра заключается в следующем: каждый вечер, когда мама будет укладывать своего ребёнка спать, ей необходимо лечь с ним рядом (естественно, при включённом свете), накрыться одеялом с головой и тихонко начать приговаривать: "Мы с тобой маленькие зверюшки и лежим в уютной норке. На улице темно, холодно и идёт дождь, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам сюда не придёт. Никого мы не пустим". Сначала ребёнок будет побаиваться лежать в темноте даже с мамой - он будет стремиться проделать щелку, чтобы под одеяло приникал свет. Далее, маме  необходимо сказать следующее: "Когда темно играть интереснее", а её голос пусть звучит как можно спокойнее и убаюкивающе. Тогда ребёнок быстрее расслабится, а через некоторое время, блаженно посапывая, спокойно заснёт.
 Потом, когда ребёнок привыкнет находиться под одеялом, маме следует сделать ещё один шаг: вместо люстры включать настольную лампу, а в игре использовать мотив про трусливого зайчика или смелого медвежонка. Имя одного из "участников" (героев) игры (зайчика или медвежонка) должно совпадать с именем ребёнка.
 Постепенно "зону освещения" необходимо сместить в коридор. Сначала ребёнок будет просить, чтобы дверь в комнату оставляли приоткрытой. Но потом, он уже сам станет напоминать, что общий свет нужно выключать, так как при засыпании он, со временем станет мешать ребёнку спать.
 Существует ещё одна интересная игра, которая позволит ребёнку справиться со страхом темноты. Благодаря ей, страх малыша постепенно уйдёт, а его мама, заметив это, включится в игру и направит её в нужное русло. Ребёнок может вообразить себя бобром и устроить домик под столом, который накрыт болшой скатертью. Пусть скатерть свисает до самого пола, а под столом будет темно. Маме необходимо сыграть роль "охотника", которому никак не удаётся поймать бобра. По условиям игры, "охотник" не может проникнуть под стол. Данная игра вызывет столько веселья, радости, смеха и шуток, что постепенно ребёнок перестанет замечать, что основная часть игры происходит в полутьме. Эту игру лучше проводить зимой, когда рано темнеет.
 Можно затеять игру в прятки, но такую, чтобы прятались не люди, а куклы. И часть кукол спрятать в комнате без света. Но только не нужно требовать от ребёнка, чтобы он зашёл туда с первого раза. И даже, если он откажется войти в тёмную комнату на десятый раз - не огорчаться.      
 Через обучение детей рисованию можно обыгрывать различные цвета, побуждая их к тому, чтобы повнимательнее присмотреться к окружающему миру и пофантазировать. К примеру, о том, что можно нарисовать чёрной, жёлтой или красной краской.
 Иногда от страха темноты можно избавиться через привитие любви к чёрной краске.
Обычно дети не очень любят чёрный цвет - им больше по душе яркие и радостные цвета. Если же ребёнок всё рисует карандашом, фломастером или мелком чёрного цвета, то это может говорить о серъёзном психологическом, а, возможно, и психическом неблагополучии.
 Чёрный цвет ассоциируется у детей с ночью, негативом и страхом. В ночи "водятся чудовища, привидения, ведьмы и всякая прочая нечисть".
 Если ребёнок отказывается рисовать ночь, значит такой рисунок вызывает у него чувство страха. В таком случае, маме необходимо пробовать учить своего ребёнка видеть в чёрной краске красоту и благородство, а в ночи - миллиарды звёзд, с которыми связаны прекрасные легенды.
 У чёрного цвета очень много возможностей, и, если мама попытается раскрыть эти возможности перед ребёнком, то, вскоре, он перестанет бояться темноты и ночи.               
 Рассмотрение чёрного цвета в таком ключе, позволит маме помочь своему ребёнку постичь мир красок, линий, форм и достичь мира в душе.
 Если же ребёнок (несмотря на все попытки ему помочь) всё равно продолжает бояться темноты, то не стоит думать, что единственный способ справиться с этим страхом - до старости ребёнка оставлять в его комнате включённый свет. Это - заблуждение.
 На самом деле, самым эффективным средством в такой ситуации будет попытка родителей ребёнка разобраться в причинах столь устойчивого детского страха.
 Обоим родителям ребёнка, который боится темноты, нужно попытатся присмотреться к самим себе, проанализировать своё поведение и семейную ситуацию. Страх, на самом деле, может оказаться не (самим) страхом, а только лишь ширмой, за которой, возможно, прячутся абсолютно иные чувства.
 Например, в одном случае, боязнь темноты может быть вызвана ревностью (допустим, старший ребёнок хочет привлечь к себе внимание матери, которая поглощена заботой о младенце. В такой ситуации у него, например, вполне может возникнуть страх темноты. Но, если родители как следует присмотрятся, то выяснится, что старший ребёнок таким образом подсознательно пытается привлечь к себе внимание мамы, поглощённой младенцем. Младенец плохо засыпает, и мама подолгу его укладывает. А раньше вечера были посвящены только одному (старшему) ребёнку. Так что в его душе зрело вполне понятное чувство протеста. А, когда созрело, выплеснулось не в явной, а в завуалированной форме.
 В других случаях, страх темноты тоже может оказаться скрытым протестом. Только в этом варианте - против излишнего и навязчивого внимания со стороны взрослых. Когда они шагу ребёнку самостоятельно ступит не дают. Внешне ребёнок с этим смиряется. Но когда речь заходит о темноте, он проявляет невероятное упорство и ни под каким предлогом не зайдёт в тёмную комнату. Если дать такому ребёнку свободно вздохнуть, страх темноты "сам собой" исчезнет.
 Безусловно, сложно понять, "кто притаился в темноте" (особенно, если там -собственные просчёты и недостатки родителей). Но если это непонятно, то невозможно ничего добиться. Так можно лишь только бесцельно блуждать в потёмках, постоянно натыкаясь на острые углы в отношениях с людьми.

Рекомендации для родителей: Как помочь ребёнку справиться со страхом темноты.
1. Лучше оставлять в комнате ребёнка зажжённый ночник или торшер, не дожидаясь, пока у него разовьётся страх темноты.
2. Лучше оставлять свет в корридоре: бывает, что дети ночью хотят пойти в туалет, но боятся, так как в коридоре темно.
3. Детская комната должна находиться близко от комнаты родителей: в большинстве случаев, дети, у которых есть страхи, среди ночи приходят ко взрослым, а настойчивое выпрашивание может только породить у них лишние страхи.   
4. Желательно убрать из комнаты те предметы, очертания которых пугают ребёнка в темноте. Такие уговоры, как: "Не бойся" - обычно не действуют.
5. Днём желательно стараться обыгрывать те предметы, которые ночью вызывают у ребёнка страх.
6. Предпочтительнее приучать ребёнка к темноте постепенно. Хорошим способом для этого являются игры в затемнённых или тенистых уголках квартиры, в комнате с зашторенными окнами, под столом или в домике, сооружённом из нескольких кресел, которые  сверху накрыты одеялом.
7. Дети любят торжественность. В выходные и по праздникам (когда вечером вся семья собирается за столом), для ребёнка будет полезно, если  мама выключит свет зажжёт свечи. Это поможет ребёнку привыкнуть к полумраку.
8. Если ребёнок боится темноты, то маме нужно придумать такую игру, которая бы проходила в тёмной комнате. Постепенно ребёнок научится преодолевать страх темноты через игровую ситуацию.

Страх оставаться одному (страх одиночества)
 Самым действенным способом преодоления страхов у детей-дошкольников является игра. В то же время, самые изощрённые и искусные нравоучения (вследствие особенностей детской психики) по сути дела - бессмысленны и неэффективны, а следовательно - бесполезны. А вот игра, основанная на положительных эмоциях, напротив, намного быстрее и надёжнее позволит достигнуть необходимой цели, так как основана на увлечённости, интересе (заинтересованности) и получении удовольствия.
 Важно учитывать, что дети очень тонко и точно улавливают разницу между тем, когда с ними "сюсюкают" и подстраиваются под них, и тем, когда с ними ирают по-настоящему (с увлечением). Если родители вступают в игру с ребёнком, им необходимо полностью "входить в роль", целиком отдаваясь игре, выкладывась до конца, играя самозабвенно и вдохновенно. Только в этом случае, можно рассчитывать на эмоциональный, духовный и душевный контакт и эффективно оказывать на ребёнка то моральное, нравственное, воспитательное и лечебное влияние, которого невозможно добиться никакими другими способами.
 Если ребёнок боится оставаться дома один, маме можно порекомендовать затеять с ним игру в "сторожа". Суть этой игры заключается в том, что маме нужно оставить своего малыша "охранять" игрушечный уголок, а самой отправиться "проверять" соседние "посты" - таким образом она уже сможет сходить в ближайший магазин за покупками, а в дальнейшем, и вообще, отучит малыша от страха одиночества.

Устранение детских страхов при помощи арт-терапии
 Эмоциональное развитие ребёнка - это богатство и разнообразие его чувств. Ребёнок радуется, плачет, испытывает страх, печаль. В каждом возресте у малыша наблюдаются нормативные (нормальные) страхи, которые, при благоприятных обстоятельствах его жизни и развития, исчезают.
 Но, бывают случаи, когда страхи, накапливаясь, мешают личностному развитию ребёнка и создают для него как адаптационные и невротические, так и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа.
 Одним из эффективных методов работы со страхом у детей является арт-терапия.
Арт - терапия - это специализированная форма психотерапии, которая основана, в первую очередь на искусстве изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс - главный терапевтический механизм, позволяющий в особой символической форме перестроить конфликтную, травмирующую ситуацию и найти новую форму (способ) её разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт - терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению, снятию напряжения, и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.
Арт - терапевтические методики позвляют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребёнок готов к её переживанию.
 Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность ребёнка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребёнок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер- страх страха. Решиться рисовать - значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его  в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке.
 Вместе с тем, осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе спгособствует уменьшению его травмирующего звечания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется, как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес, постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего задание нарисовать что-либо, которому можно затем доверить свои рисунки и, тем самым, как бы освободиться от изображённых на них страхов. Процесс арт-терапии позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.
 Рисование - единственная возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления ребёнка. Действительно, ребёнок, который любит рисовать, отличается большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкости суждений. Он легко может представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить своё отношение к нему. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает своё отношение к различным ситуациям и изменяет своё поведение в них, а также безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами и событиями.
 Повторное переживание страха (при отображении его на рисунке) приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными, сильными и уверенными в себе героями (изображая их на рисунке), ребёнок борется со злом, защищая своих близких, побеждая врагов. Здесь нет места бессилию, отсутствию возможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, способности противостоять злу и насилию. Рисование неразрывно связано с эмоциями удовольствия и радости. Также, оно связано и с эмоцией гнева (но не страха или печали).
 Рисование выступает способом постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций
(в том числе - и отрицательных (негативных)). Это не означает, что активно рисующий ребёнок ничего не боится. У него просто уменьшается вероятность появления страхов (что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития ребёнка).
 Успешность устранения страхов зависит от знания их причин и от знания особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру. Понимание чувств и желаний ребёнка, его внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нецелесообразно винить, а тем более, ругать и наказывать ребёнка за то, что он боится, так как он во всём зависит от родителей, которые несут персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
 Посредством рисования в первую очередь удаётся устранить страхи, порождённые воображением (то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка). Во - вторых, при помощи рисования легко преодолеваются страхи, которые основаны на реальных, травмирующих событиях, но  которые произошли достаточно давно и оставили не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.
 Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие (такое, как, например, застревание в лифте, укус собаки или пожар) произошло недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребёнка отобразить страх смерти своих родителей.
 Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий их полного устранения. Гораздо хуже будет, если эти страхи останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.
 В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть боязнь сделать что-либо неправильно. В этом случае ребёнок заранее переживает свою неудачу. Арт-терапевт не ставит цель научит ребёнка рисовать. Основной задачей арт-терапии при работе с ребёнком является развитие его самовыражения и самопознания через творчество, а также - повышение его адаптационных способностей.
 Родители должны стремиться всячески стимулировать ребёнка к рисованию, при этом помня о том, что его необходимо поощрять, поддерживать и хвалить даже за сам факт рисования.
 Если родители ребёнка-дошкольника имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страха у него может быть низким.             
 Отрицательно влияют на результаты рисования страхов такие факторы, как: отсутствие жизнерадостности в семье и бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере ребёнок меньше рисует и играет, а на рисунке заметно преобладают чёрный и серый цвета.
 А теперь, несколько слов о том, кто может давать задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательный и позитивно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким. Если задание дают родители, то эффект от рисования будет ниже. Особенно это заметно, когда родители сначала дискредитируют себя в представлении ребёнка, а после пытаются устранить его страхи, скрывая собственные.

Заключение
 В заключении, хочется порекомендовать родителям постепенно учиться слушать своего ребёнка, слышать его, прислушиваться к нему, его словам и просьбам, а самое главное - проявлять как можно больше уважения и любви в его адрес.


Рецензии