Долгожданное приключение

Рассказ

«ДОЛГОЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»


Едва услышав трель будильника, вскакиваю. Ударяю голову о второй ярус кровати. Прошипев всё, что думаю об этой деревяшке, выключив будильник, отправляюсь на кухню. Быстрый завтрак. Стремительное собирание вещей. Проверка. Ничего не забыто? Бросаем поклажу в багажник машины и отправляемся.
Куда? В горы! Четвёртая поездка на Иремель. Большинство людей посмотрят на меня с недоумением. Зачем? Верите ли, нет ли, а на Иремеле мы ни разу не побывали. В первый раз мы вышли не на ту вершину, второй, как ни странно, туда же. В третий поехали без меня. Уж и не вспомню, где я тогда был.… Однако на Иремель семья не попала – заблудились. В четвёртый мы чуть не забрались! Но внезапно стемнело, и пришлось вернуться. Так мы и не побывали на главной вершине. Слышал, нас гора не пускает. Я в это не верю. Разве у горы есть душа? Скорее всего, всё дело в расторопности. Мы выезжали лишь на сутки. Учитывая, шесть часов сюда – шесть обратно, не располагали достаточным временем. В этот раз всё по-другому.
За окном моросит лиричный дождик, нависает бандитское небо. Настроение «пархательно-мечтательное», как выражается моя подруга. Вспоминаю её солнечный взгляд, прелестный аромат волос и.… Засыпаю.
Что ни говори, дорога – приятное времяпровождение. Когда я проснулся, ландшафт поменялся. Поля, равнины, холмы исчезли вместе с моросящим дождём. Их место заняли горы-клыки, покрытые лесами, да облака то висят над нами, то опускаются вниз. Хотя еду по этой дороге не в первый раз, а всё не могу привыкнуть видеть облака под собой.
Утром вставать не хочется, но пение птиц вдохновляет на подвиг. Быстро надеваю шорты с футболкой. Едва выхожу из палатки – замираю. Красота. Представшая глазам картина превосходит самые смелые ожидания. Смешанный лес умылся к нашему приходу, чтобы поразить красотой. Высокие и мудрые ели, стройные кокетливые березки и несколько ветреные рябины улыбались. На изумрудной траве алмазами переливались свежие капли. По краям поляны в высокой траве, достающей мне до шеи, цвели «Иван-чай», он уже завил свои розовые кудри, разноцветные колокольчики, казалось, что они звенят, едва покачиваясь. Прямо сквозь лес течет ручеек. Его звонкий смех заполняет все окрестности. Переполняемый самыми сказочными чувствами бегу, хохоча, по траве. Кажется, лес всем своим естеством приветствует меня и зовет к себе. Сняв одежду, захожу в ручеек. Превозмогая ледяную боль в ногах, шагаю к середине. Не давая рассудку отобрать у меня купание, окунаюсь в воду. Тело сводит судорога. Но на лице улыбка. Сверкая на солнце всеми цветами радуги, срывались с меня капли. Воздух звенел и трещал.
Позавтракав, надев джинсы с легкой курткой и побросав в рюкзаки необходимые вещи, отправляемся к вершине.
Может, сказалось утреннее купание, может, разница в возрасте, но я рвусь вперед, родители и сестренка с братишкой идут позади. Меня интересует все! И лес, и дорога, и редкие перелетающие птицы, и сказочный свет, пробивающийся сквозь крону. И почему никто не понимает моего рвения?! Задумавшись о чем-то, я не сразу заметил, что иду далеко впереди. Плюхаюсь на камень ожидать их.
Рассматривая прилипшую к моим ботинкам жижу, замечаю черную бусинку на стебельке у камня, на котором сижу. Сорвав, рассматриваю. Чёрная круглая с ровной окружностью у кончика ягодка. Черника! Ложу в рот, раздавливаю. Вкус кажется знакомым и чужим одновременно. Он похож на черную смородину, но присутствует какой-то привкус. Я посмотрел под ноги внимательней.
-О! А вот и ещё одна… две… четыре!
Отправляю в рот крупные сочные ягоды, углубляясь всё дальше в лес. На ум приходят прочитанные когда-то статьи о пользе. Всё когда-либо кончается. Ягоды не стали исключением. Когда желудок не получает новой порции, работает голова. Я оглядываюсь. Кругом стоит таёжный лес, а дороги в помине нет. Смотрю в поиске своих следов, однако землю мягким ковром покрывает густой слой мха и лишайника. Вековые ели меня уже не радуют. Не радуют ягоды. Меня интересует – куда идти. Я осмотрелся. Дороги как не бывало.
Я пытаюсь ориентироваться на местности. Солнце стоит почти в зените. Не над головой, а чуть в стороне. Оно сейчас наклонено к востоку или к западу? Нет, кажется, к югу. Как любитель астрономии я без труда мог найти «Полярную звезду». Однако сейчас день… Да и какие звезды в глухом лесу? Я набрёл на муравейник. Вопреки верованиям, что муравьи строят свое обиталище исключительно с южной стороны дерева, муравейник стоит между деревьями. И второй, и следующий. От них в разные стороны раскинулись «дороги». Муравьи спешат, казалось, даже переругиваются друг с другом. Движение чередовалось: тонкая ниточка от муравейника – ниточка к муравейнику… Сотни тысяч миниатюрных ножек отстукивают никому не ведомый марш. А может мне кажется? Я аккуратно перешагиваю через «дорогу».
- Только не паникуй. Не паникуй, слышишь?! – повторяю себе вновь и вновь, приводя себя  в чувство. Дыхание восстанавливается, голова проясняется.
-Куда идти? Откуда я пришёл? – размышляю вслух.
В отчаянии сажусь на «ковер». Сквозь старые джинсы чувствую просочившуюся воду. По щекам текут слёзы. Что же я наделал? Под ногами лишь бледно-зеленый ягель. В тундре его олени едят. Вот парочка кукушкиного льна. Вспомнился урок биологии. Мой любимый учитель. Никогда не повышала голос. Скорее, её голос становится ниже, мягче. «Молодежь, вы, успокойтесь, пожалуйста». Класс бунтарей, отличников, художников, музыкантов и других творческих личностей мгновенно затихает. Она ни разу не сказала таких слов, как: «Биология нужна всем» и именно этим меня зацепила. Я сам изучаю эту чудесную науку и желание идет из души, а не из головы. Однако одно дело читать в книгах и совсем другое сидеть в чужом для цивилизованного человека мире совершенно одному.
Внезапно чувство одиночества пропадает. Эмоции исчезают, успокоив буйную голову. А душа начинает светиться. Спокойно. Никого не тревожа. Звуки леса захлестнули меня. Молчавшие до сих пор, они вдруг заговорили. Мягкий шорох хвои, пушистый перелёт птицы, где-то под камнями хрусталем шумела вода, стволы тягуче скрипели, а воздух словно потрескивал электричеством. Это так поразило, что не сразу понимаю, явь ли это? Что-то внутри меняется. Это уже не был тот мальчишка, что ел ягоды. В душе появилась старческая умиротворенность.
На фоне других один звук отличается. Тем, что его не слышно. Он раздается во мне. Где-то я слышал его. Молочный стук чьего-то сердца бухает ритмично, монотонно.
-Мама, - с облегчением выдыхаю я.
Словно в подтверждение звук становится четче, яснее. Вскакиваю. Бегу. Бежать легко и свободно. Невидимый маяк ведет за собой. Внезапно появляется дорога. Идут какие-то люди.
-Простите, - начинаю, но перебивают.
-Это не тебя родители ищут?
-Да, меня. Я… заблудился.
-Иди, они волнуются, - только и говорят люди, махнув в сторону. Этого не требовалось. Знаю, куда нужно идти. Добежав до лагеря, я встречаю рассерженных и переволновавшихся родителей. Слушаю, едва сдерживая счастливую улыбку, лекцию о том, что я ещё не самостоятельный, что так же нельзя да как я посмел. Всё это уже кажется ненужным и мелочным. Слушаю, кивая в нужных местах головой. Всё кажется заученным театром. Родители исполняют свою роль, я свою. Разумеется, никто никуда в этот день не пойдет. Восхождение на гору остается на следующее утро.
Утром встаем затемно, быстрое купание, легкий перекус, собираем вещи и отправляемся знакомиться с вершиной. Довольно скоро мы взбираемся на «Большой Иремель». Вид впечатляет не особо. Небольшое плато, поросшее мхом, сильный ветер. Впечатляет вид встающего на горизонте из-за сизых гор Ярила. Понимаешь, что именно Ярила. Великий и могучий солнечный диск решительно, но мягко поднимается, задорно приветствуя мир. А природа весело, искренне радуется, отвечая ликованием. Верхушки елей желтеют, разливая целительную золотую смесь по всей кроне. Вскоре желтизна пропадает и ели вновь обретают разнообразные оттенки зеленого.
Решив, что времени в запасе много, а сил достаточно, отправляемся к младшему брату «Большого Иремеля». Там, оказывается, всё по-другому. Подъем на «Малый Иремель» легче. Солнце поднимается всё выше. Капли росы сверкают бриллиантами в его лучах. Тропинка почти исчезла, когда стоишь на ней – её видно, но два-три шага её не найти. Альпийская трава достает нам до щиколоток. Лес кончается, починаются луга. Отцветающие, но всё ещё во всей красе. И вдруг!
-Ух!
Девять… одиннадцать тетеревов вылетели из-под наших ног и рассаживаются на ветках елок вокруг, по-стариковски ворча и переговариваясь. Это было эффектно. Мы ещё долго их обсуждаем. Так, за разговорами подходим к каменной реке. Огромные валуны, покрытые лишайниковым налетом, нагромождаются друг на друга. Перебираться по ним можно по самым макушкам. Что ни говори, а Иремель оказался живым.
Малый Иремель представляет собой огромное плато, покрытое мхом, низкорослыми елями и ягодами, со скальными обнажениями. Они похожи на замки. С каждого открывается неповторимый вид. Даже ощущения, когда сидишь на разных замках, разные. Мы забираемся на замки, лазаем по ним. Представляю, что сказала бы сейчас тренер по скалолазанию, увидев, как, без страховки, я карабкаюсь по отвесной стене. В голове послышался голос Эльвиры Фикратовны, вещающий назидательным тоном: «Только с гимнастической страховкой! И в высоту до двух метров! Выше – ни в коем случае!». Я смотрю вниз. Метров пять, как минимум, а страховкой и не пахнет. Как не вовремя порой ты вспоминаешь самые банальные законы безопасной жизнедеятельности…. Ползаем по мху, собирая голубику. Про себя отмечаем, черника вкуснее. Кое-где даже встречается малина. Какая же она здесь сахарная!
Больше всего впечатлял «замок» «Крепостная стена». Он служил действительно стеной от ветров и любопытных глаз, загораживая людям из деревни вид на весь Иремель. Сидя на верхушке «стены» обозревается весь Иремель. Такой вид не открывается нигде. С одной стороны хребет с самой высокой, из доступных, точек южного Урала, с другой – хребты и горы с маленькой деревушкой в ущелье. Где-то там стоит наша серебристая машина. Сквозь облака в последний раз освещало верхушки деревьев заходящее солнце. Увиденное днем выстроилось в цепочку. Весь пройденный путь. Красота состояла не только в пейзаже, а в пережитом за эти двое суток. Мы сидим, подставляя ветрам наши лица, и молчим. Даже младшие затихли, почувствовав величие Природы. Говорить не о чём. Каждый ведет диалог с самим собой и с Иремелем. Каждый является частью чего-то большего. Природа затихала, готовясь ко сну. Неожиданно начался дождь. Иремель нас спас.
Почему спас? Потому что едва солнце скроется за горами, наступит такая кромешная темнота, что не будет видно кончика своего носа, не то, что дорогу. А теперь давайте представим себя балансирующим на грани скользкого камня в абсолютной темноте. Страшно?
Поскальзываясь на мокрых камнях, мы стараемся выйти на дорогу как можно скорее, опередить само время. Едва находим тропинку, не успеваем обрадоваться, как сумерки превращаются в кромешную мглу. Стало темно, хоть глаз выколи. Вот тут мы понимаем, что не начнись дождь или помедли мы ещё пару минут, мы могли бы до утра здесь ходить. Включаем единственный фонарик. И, гуськом отправляемся к лагерю.
На следующий день, выспавшись, спокойно, протягивая каждое чудное мгновение пребывания в этом волшебном месте, завтракаем. После трапезы собираем поклажу и отправляемся в обратный путь. Почти целый день мы спускаемся. Ума не приложу, как, три дня назад мы успели за несколько часов пройти то же расстояние, поднимаясь в гору. Чудеса, да и только.
Машина загудела и тронулась, унося нас в город. Дорога сделала поворот, за окном во всей красе встал Иремель. Точнее, теперь-то мы знаем, что это «Крепостная стена» предстает взорам во всей красе. Что-то блеснуло на вершине, или это он подмигнул мне?
-До встречи.
На душе осталось умиротворение и чувство счастья. Немного тоскливо, словно прощаюсь с близким другом. Жизнь в городе течет своим чередом в мелкой суете, подобно увиденному муравейнику. Но то, что я стал частью Иремеля остается во мне и позволяет видеть то, что находится в каждом из нас, видеть духовный мир каждого человека, а не пустую оболочку, которой прикрывается человек.


Рецензии