В Константинове

                3 октября 1965 года к 70-летию Сергея
                Есенина была опубликована статья   
                Екатерины Есениной (младшей сестры 
                поэта), с которой я предлагаю
                ознакомиться.
                Василя Лянская


"...Я родилась в 1905 году и помню Сергея с той поры, когда он уже ходил в школу.
   просыпаясь утром, я редко видела Сергея дома...Весной и летом Сергей пропадал целыми днями в лугах или на Оке. Он приносил домой рыбу, утиные яйца, а один раз принёс домой целое ведро раков. Раки были чёрные, страшные, ползали во все стороны. Сергей рассказывал, где и с кем ловил, смеялся, и мать становилась весёлой.
   Неожиданно приехал отец из Москвы, привёз гостинцев и две красивые рамки со стеклом. Одну для похвального листа, другую для свидетельства об окончании сельской школы...Похвальный лист редко кто имел в нашем селе. Отец снял со стены портреты, а на их место повесил похвальный лист и свидетельство...
   Потом позвали в гости отца Ивана и тётю Капу. За столом шла беседа о том. куда определить Сергея. Отец Иван и тётя Капа посоветовали учить его дальше и указали, где надо учиться. Отец наш пробыл три дня у нас и опять уехал. После отъезда отца мать часто ходила к Поповым, что-то шила, принесла маленький сундучок и уложила туда вещи Сергея. Потом к нашей избе подъехала лошадь, вошёл чужой мужик, молились богу, и мать с Сергеем уехали., оставив меня дома с соседкой. Сергей уехал учиться в церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках.
               
Двухэтажный дом наш требовал большого ремонта. Отец с матерью решили построить новый. В начале зимы у нас уже была новая изба. В избе было чисто и уютно. Всю зиму жили мы только вдвоём с матерью. К рождеству на каникулы приехал Сергей, он показался мне очень высоким и совсем не таким, как раньше. Когда он вошёл в избу в валенках, в поддёвке и рыжем башлыке, запорошенном снегом, он походил на девушку.
   Однажды мы остались вдвоём, он сел читать какую-то книгу, я была уже в постели. Громкий хохот Сергея заставил меня подняться. Он хохотал до слёз, я с удивлением глядела на него. В это время вернулась мать. Сергей перестал смеяться, но мать приступила к нему с допросом:
-Ты что смеёшься-то?
-Да так, смешно, - ответил он.
-И часто ты так смеёшься, один-то?
-А что? - спросил Сергей.
-Вот так в Федякине дьячок очень читать любил, всё читал, читал и до того дочитался, что сошёл с ума. А отчего? Всё книжки.
   Сергей засмеялся.
-Ты что смеёшься? Я вот смотрю, ты всё читаешь и читаешь. Брось ты свои книжки, читай, что нужно, а пустоту нечего читать.
   Прошли каникулы. Сергей неохотно стал собираться в Спас-Клепики. Мать наказывала терпеть, слушаться учителей и советовалась после его отъезда с хромой Марфушкой.
-Как быть, кума, очень дерутся там в школе-то, ведь изуродуют, чем попало дерутся.
-Пусть, кума, потерпит, а тут что? Сама съезди, - говорила Марфушка.
   Матери становилось легче.
   Вскоре после каникул Сергей вернулся с нашими мужиками обратно. Сначала он сказал матери, что распустили всю школу, а на другой день заявил, что больше учиться не будет.
   Мать очень перепугалась. А как же отец на это посмотрит? Они долго разговаривали и наконец договорились: мать напишет обо всём отцу. Если он - ничего, то не учись, а пока что придётся учиться, поэтому завтра же надо ехать обратно. И Сергей с надеждой, что скоро вернётся, поехал в школу.

...Отец по-прежнему работает секретарём комитета бедноты, это хорошо для него, он хоть какую-то пользу приносит людям, и люди уважают его. К нам часто заходят мужики. Они ведут с отцом беседы о странной, непонятной жизни, иногда просят его написать какое-нибудь ходатайство в сельсовет...
   Почтальон Поля Царькова опять прошла мимо наших окон. Значит, ничего у неё для нас нет.
-Хоть бы ты, отец, в Москву к Сергею съездил, что же это - ни слуху ни духу нет от него! - сказала мать.
-Легко сказать - в Москву. Люди сутками сидят на станции, поезда переполнены, а Сергей, как ветер, поймаешь ли его в Москве? - говорит отец.
-Поймаешь не поймаешь, ехать надо, - ответила мать. - Может, он больной валяется, а мы тут прохлаждаемся.
   Отец уехал в Москву.
   Прошли недели. По пыльной дороге, следом за чьей-то тощей клячей, сгорбившись, шагал наш отец домой.
-Пресвятая богородица, что же это? Ай что с Сергеем? - испуганно говорит мать, уставясь в окно глазами.
   Мы с Шурой тоже прилипли к окну. Никто из нас не вышел отцу навстречу. Лошадь свернула с дороги к нашему дому. Мать как угорелая бросилась к отцу.
-Он уезжал из Москвы, потому и не отвечал нам, - говорит отец. - А одно его письмо, должно быть, пропало на почте.
   На следующий день мать допрашивала отца:
-Мериенгофа видел?
-Видел, - отвечал отец. - Ничего молодой человек, только лицо длинное, как морда у лошади. Кормится он, видно, около нашего Сергея.

В конце лета 1920 года Сергей приехал домой. Это был самый длительный перерыв между его приездами в Константиново.
   После бурных дней 1918 года у нас стало тихо. Прекратилась торговля, нет спичек, керосина. Живи, как хочешь.
   Здоровье отца пошатнулось крепко, душит астма. Он теперь не работает в учреждении, ухаживает за скотиной и делает всё, что придётся, по общественным делам.
   За чаем Сергей спрашивает отца:
   -Сколько надо присылать денег, чтобы вы по-человечески жили?
   -Мы живём. как и все люди, спасибо за всё, что присылал. Если у тебя будет возможность, пришли, сколько сможешь,-ответил отец.
   На третий день, перед отъездом, Сергей сказал мне, скорее самому себе:
   -Толя говорил, что я ничего не напишу здесь, а я написал стихотворение.
   После обеда я пошла с отцом проводить Сергея на пароход. Отец нёс его чемодан., а мы с Сергеем шли следом за ним. Шли подгорьем, вдоль берега Оки. Прыгая через лужи, мы смеялись. День прояснился, и на душе стало светло.
   Вернувшись домой, я спросила отца:
   Папа, почему ты нёс чемодан Сергея? Он сильнее тебя и пусть бы сам нёс, а то шёл, как барин.
   -Он и есть барин,-ответил отец.-Он не такой, как мы, он бог его знает кто!
   -Эх ты, голова, у сына родного деньги спросить боишься, - с укоризною сказала мать.
   -Я не боюсь. а не хочу, - возразил отец. - Сейчас всем трудно, не думай, что ему легко. Он сам пришлёт, когда ему будет возможно.
   В этот приезд Сергей написал стихотворение "Я последний поэт деревни".
         (дополнения следуют)


Рецензии
Спасибо, был в Константиново, читал и вспоминал те места.

Игорь Леванов   20.12.2020 19:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.