2001 год. Командировка на Ямал

Дорогие друзья!
В 2001 году мне довелось некоторое время поработать внештатным  сотрудником журнала «Ямал сегодня». В этом качестве на полуострове с таким названием я побывал единственный раз. Это был очередной повод подивиться, насколько разнообразна, богата своим разнообразием наша земля.
В результате той командировки я установил личный рекорд – написал 26 материалов. Большинство из них увидело свет, некоторые нет – журнал был не в силах переварить такой объем публикаций одного автора. Некоторые из них были «однодневками», но в целом, думаю, для людей, которые ни разу не были на Крайнем Севере, те заметки могут быть интересными.

МАЛ ЛИ ЯМАЛ
Записки командировочного

Николай СТАРОДЫМОВ

Что мы знаем о Ямале? Люди поколения, которое еще не подозревало, что нужно выбирать «пепси», помнят, что мы географию страны и мира в немалой степени познавали по книге о Захаре Загадкине и Фоме Отгадкине. Скорее всего, именно оттуда я узнал, что существует на Земле полуостров, который сам говорит о своей величине - Ямал.
И вот впервые в жизни довелось мне побывать в тех местах. И убедился: прибедняется Ямал по части своих размеров, здорово прибедняется. Особенно если приплюсовать к нему территорию всего Ямало-Ненецкого автономного округа. В официальные отчеты о командировке всего не включишь - вот и задумал я описать свои впечатления о поездке на Крайний Север. Нет, это не «Путешествие из Салехарда в Москву» и не дневник по принципу «что вижу, то пою»... Именно впечатления - может, кому-то они и покажутся интересными.

«Вода, вода - кругом вода»

...Облачность как-то сразу закончилась - и под крылом самолета вдруг открылась Обь. Батюшки ж мои, насколько она величава даже с такой высоты! Вокруг озера, реки, речушки, протоки, позади Урал с пятнами снега - это в первых числах августа!..
Глядишь на все это раскинувшееся внизу великолепие - а пассажиры спокойны и невозмутимы: для них это привычное зрелище. Кто терпеливо дремлет, кто листает журнал «Ямал сегодня» - он лежит в кармашке перед каждым сиденьем, кто-то дожевывает пирожное... Стюардессы Марина Кибальникова, Анна Сорогина, Ирина Васинева - сама предупредительность. Тем не менее, чувствуется, что и им не слишком приятно убирать оставшиеся «недоедки»: кормят вкусно и достаточно обильно, а у некоторых пассажиров с аппетитом напряженка.
...Впрочем, я не еде. Сколько потом довелось летать над этими местами - всякий раз поражался именно обилию воды. Озера самой разной величины и конфигурации. Течет река, а рядом тянется полоса озера. И ни одного протока между ними. А то вдруг глядишь: несколько озер разместились рядышком, выгнулись одинаковыми подковами, будто их кто-то вырезал по одному лекалу. Дальше вроде как кусок реки змеится меж водоемов, только нет у нее ни начала, ни конца - тоже озеро...
По воде в крае проходят основные транспортные пути - дорог тут мало, да и содержание их слишком дорого, каждый год приходится ремонтировать. Летом по рекам плывут баржи, которые везут крупные партии грузов. Зимой по замерзшим рекам и озерам - самый удобный способ передвижения. Из Салехарда в Лабытнанги, из Тарко-Сале в Пуровск...
Озер много, а никто не купается - кроме птиц, понятно. Вода в них студеная, даже ледяная - ложем для них служит вечная мерзлота. Зимой многие, если не все из них, промерзают до самого дна. Да собственно, само понятие «дно» тут относительно: насколько летом оттает, то и дно.
В этом году в Тарко-Сале случилась трагедия. Некий парень в июле полез купаться в озеро. Ну и не выбрался - видно, ноги свело. Чтобы достать тело, вызывали водолазов не то из Уренгоя, не то из Салехарда. Те искали, искали, да только безрезультатно - глубина озера оказалось метров 30, вода темная, внизу мерзлота... Пришлось ждать, пока тело само всплыло. Ждать пришлось недели три - вода настолько холодна.
А в Ноябрьске красивый санаторий «Озерный» располагается на берегу озера Ханто. Мы там оказались вскоре после Дня десантника - беседка, из которой видна как панорама города, так и окруженное густым лесом озеро, было густо засыпано битой стеклотарой и смятыми стаканчиками... Так вот оказалось, что здесь даже после обильных праздничных возлияний желающих купаться не нашлось. Спустились к берегу, там небольшая песчаная отмель, видно, как мальки резвятся. И вода - теплая!
- Это только возле самого берега, - объяснил сотрудник администрации Ноябрьска Павел Манченко. - А дальше в озеро больше двух шагов отойти невозможно.
Проверять не стали.
Тем не менее, в теплую погоду желающие искупаться все же находятся. Правда, только в реках, текущих с юга. В волнах реки Пур, например, таких находилось немало.
Лицо каждого города в крае обязательно имеет свой неповторимый фасад со стороны воды. Салехард, расположенный, к слову, на берегу реки Полуй, а не Обь, как принято считать, встречает лесом портовых кранов, речным вокзалом на высоком берегу, устьем речушки Шайтанки и причалом, к которому подходят паромы из Лабытнанги. Если подъезжать к Надыму со стороны «нулевой» точки газопровода, город предстает во всем своем великолепии над просторным тихим озером, на берегу которого строится гостиница «Айсберг» оригинальнейшей конструкции, и впрямь напоминающей ограненную глыбу льда. Тарко-Сале с реки открывается рыбозаводом, пляжем и множеством кораблей - живых и заброшенных...
Парадокс же ситуации состоит в том, что при таком количестве воды в крае не хватает... воды! Имеется в виду питьевой. Только городок Харп не испытывает в этом отношении проблем - здесь вода горная, с Урала. Во всех остальных местах железо и марганец превышают в ней предельные концентрации в 8-10 раз, пить ее не рекомендуют. На очистку приходится тратить немалые средства. А вот минеральная вода здесь, в частности в Ноябрьске, производится вкусная.
...Когда мы улетали из Надыма в Москву, последнее, что увидели, пока самолет компании «Ямал» не врезался в высокие облака - это реки, речушки, озера и озерца, раскинувшиеся до самого горизонта. Говорят, что здесь их тысячи. Может быть, не считал. Но сложилось впечатление, что их вообще невозможно сосчитать.



«ГОРОДА, ГДЕ Я БЫВАЛ...»
«Мы на край земли придем, мы заложим новый дом и табличку прибьем на сосне», - пелось в некогда популярной песне. И действительно, именно так начиналась биография многих ныне всемирно известных городов Ямало-Ненецкого автономного округа. Многих, но не всех. Потому что ряд из них имеют уже многовековую историю. О которой, об истории, проживающие на европейской части граждане России нередко даже не подозревают.
В самом деле, что знает житель Москвы, Твери или Рязани, разжигая конфорку, о городах того края, откуда приходит к нему в квартиру газ? В лучшем случае вычитал в романе-эссе «Память» Владимира Чивилихина, что Мангазея в свое время стала первым в мире заполярным городом. Вспомнит, что столица округа город Салехард рассекается пополам Полярным кругом. Что петров любимец Алексашка Меншиков после смерти Екатерины был сослан куда-то за Урал в какой-то Березов. Что железную дорогу в те края смогли дотянуть до города с непривычным названием Лабытнанги. Что есть где-то там Новый Уренгой - стало быть, должен быть должен быть и Старый... Все, эрудит-«европеец», выдохся?
Между тем каждый город Ямало-Ненецкого округа заслуживает того, чтобы о нем писали и писали. Каждый неповторим!
...Когда мы прилетели в Салехард, солнце стояло еще высоко. Оно ярко освещало сквозь синий прозрачный купол круглый зал ожидания красивого аэропорта. Таким аэропортом могли бы гордиться многие города - здание закончили строить всего несколько лет назад и оно сразу стало визитной карточкой города. Наряду с обелиском, обозначающим место, где город пересекает Полярный круг, с памятником павшим в Великой Отечественной войне, деревянными воротами у Речного вокзала, якобы оставшихся едва не со времен первой казачьей засеки в этих местах... Сейчас в городе нарождается еще одна достопримечательность - широкая автомобильная трасса, которая кратчайшим путем соединит город и пристань, куда причаливает паром, соединяющий летом Салехард с Лабытнанги, расположенным на противоположном берегу Оби. Эту трассу местные жители уже окрестили «Нееловским трактом», по имени губернатора автономного округа.
Понятно, что у каждого города - свои достопримечательности. Причем, порой, самые неожиданные.
Скажем, в Надыме одной из них является... симпатичная лошадка. Обычно она пасется в центре города, на большом газоне. Но при этом любит время от времени заглядывать в магазины. Именно заглядывать - просунет голову внутрь, вроде как с ассортиментом знакомится, а круп с помахивающим хвостом оставит снаружи; так и торчит: мало того, что неэстетично, так еще и торговле мешает. Если кто предложит ей полакомиться чипсами, схрумкает, покивает благодарно; а вот пьяных страсть не любит, кусается.
Зато Ноябрьск встречает приезжих детскими улыбками. Это не некое иносказание, и в самом деле так. Дело в том, что торцы всех высоток в городе украшены изображениями веселых мордашек мальчишек и девчонок на фоне ярких детских рисунков. Когда началась кампания по украшению домов, злые языки (где их нет?) начали рассказывать, что глава администрации Ноябрьска Юрий Линк распорядился таким образом увековечить своих внуков. Но когда на зданиях счет детских личиков пошел на десятки, язычки прикусили: не может же, в самом деле, у человека быть столько внуков, да еще одного возраста, чтобы украсить столько домов.
Кстати, о домах. Жилье в регионе - проблема столь же острая, как и везде по стране. В свое время, когда люди сюда только пришли, они лепили временные домишки, так называемые балки (с ударением на последнем «и»), особенно не задумываясь об их качестве. Скажем, тот же ныне 100-тысячный Ноябрьск начинался с того, что в апреле-мае 1975 года сюда по зимнику доставили 27 деревянных коттеджей и вагон-столовую... Нынче практически везде в регионе проводится кампания по расселению их обитателей в современные дома. Так, в Надыме отлично работает комбинат крупнопанельного домостроения, а также здесь организовали мастерскую по изготовлению вполне современных оконных и дверных стеклопакетов, продукция идет нарасхват. Странно, но усилия администрации почему-то повсеместно натыкаются на сопротивление - кто-то не хочет оставлять обжитое жилище, кто-то претендует на большую площадь, кто-то не хочет уезжать из центра в микрорайон... Воистину людям никак не угодишь!
Общеизвестно, что в средней полосе России в квартирах зимой, как правило, не слишком тепло. И когда видишь по телевизору погруженные в полярную ночь северные города, думаешь: а им-то каково там, при тех морозах!.. Между тем оказалось, что как раз на Севере в квартирах повсеместно очень тепло. Прежде всего потому, что утеплению домов уделяется большое внимание. Сейчас, например, их вообще строят по новой технологии: сначала кирпичные стены, потом их обтягивают специальной арматурой, к которой крепится волокнистый утеплитель, а сверху все это закрывается теплоизолирующими пластиковыми плитами. И красиво, и удобно.
К тому же здесь не экономят на обогреве жилья. Заместителю мэра Надыма по муниципальному и коммунальному хозяйству Якову Спектору как-то попеняли, что, мол, расход топлива в городских котельных превышает установленные нормы. Яков Владимирович ответил на это, что, мол, норма в этом деле может быть только одна: человеку дома должно быть комфортно, ну а о каком комфорте может идти речь, если в квартире элементарно холодно? Газовик Сергей Цигун, с которым мы разговорились в автобусе, рассказывал, что зимой можно даже форточку открывать, настолько хорошо топят.
Из городов края внешне самым старым выглядит его столица, Салехард. Впрочем, так оно и есть - город ведет свою летопись с 1499 года, когда князь Семен Курбский, в числе других укреплений на Оби, заложил Обдорский острожок; на этом-то месте и расположен нынче Салехард. Дома здесь преобладают двухэтажные, построенные на сваях - все же вечная мерзлота подступает к самой поверхности почвы. Многие дворы, словно полы в домах, вымощены досками. Старожилы рассказывают, что раньше и тротуары тут были также дощатые... Но что особенно поразило - это разбитые во многих дворах огороды. Оказывается, хоть и лето тут короткое, и вечная мерзлота - а люди умудряются выращивать и картошку, и капусту, не говоря уже об укропе-петрушке. В общем, было бы желание!
На фоне столицы другие города выглядят вполне современными - красивые дома, улицы, газоны, тротуары, магазины... Однако, как оказалось, и тут не все в порядке. Как рассказывал глава администрации Ноябрьска Юрий Линк, город в свое время строился без единого, тщательно проработанного плана; в результате четыре главные улицы, которые тянули к центру, между собой плохо стыкуются, у них нет единой точки пересечения, как то задумывалось изначально. Упоминавшийся выше работник мэрии Надыма Яков Спектор отметил, что в городе проложены очень узкие улицы... Ну и так далее.
Что ж, все это так. И все же, повторюсь, каждый город имеет свой шарм. Дом народного творчества в Салехарде, Дворец торжеств в сочетании с православным храмом в Надыме, здания телецентра и Дома детского творчества в Ноябрьске - список достопримечательностей каждого города можно продолжать до бесконечности. И пусть он постоянно пополняется!


«По тундре, по железной дороге...»

Дорог в Ямало-Ненецком автономном округе не просто мало, а очень мало. Зато путей сообщения - более чем достаточно. Такой вот парадокс.
Между тем причина тут проста. Дорог как участков территории, специально приспособленных для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта, тут и в самом деле раз-два и обчелся. Зато обилие рек и озер позволяет преодолевать большие расстояния: летом на судах, зимой по льду...
Всего «с Земли», как на Ямале называют районы России с более умеренным климатом, в округ посуху можно попасть только двумя путями. Один из них - через Полярный Урал до Лабытнанги и далее на Салехард; хотя и здесь придется воспользоваться паромом. Второй - с юга, от Тюмени на север.
Этот второй вариант проходит через так называемые «южные ворота» автономного округа. Здесь протянулись обе дороги: и железнодорожная, и автомобильная. Трассу стальную начали строить в ноябре 1976 года. Сегодня она через Ноябрьск, Пуровск дотянулась до Коротчаево, откуда ходят пассажирские поезда даже до Москвы. К слову, билеты на поезд «на Землю» в отпускной сезон здесь, как и всюду по стране, можно достать с большим трудом. А дальше с железной дорогой связана немалая проблема, которая имеет едва не столетнюю историю.
Суть дела такова. На рубеже XIX-XX веков в нашей стране, как и во всем мире, активно строились железные дороги. Именно тогда родился ряд грандиозных прожектов строительства транспортных магистралей, например, соединить Транссиб через Чукотку и Аляску с Соединенными Штатами... Тогда же родилась идея протянуть железную дорогу вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Воркуты через Салехард до Игарки.
За выполнение задумки взялся товарищ Сталин. 29 января 1949 года было принято решение о создании в недрах Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) строек №№ 501 и 503. Они должны были протянуть трассу длиной в полторы тысячи километров. Протянуть по тундре, по болотам, через многочисленные речки и ручьи... Кроме того, предполагалось построить 28 станций и 106 разъездов. Всего для строительства было задействовано более 60 тысяч человек, в основном заключенных. Сколько людей здесь погибло, наверное, не знает никто - кладбищам и могилам вдоль трассы несть числа.
Однако самое большое преступление совершилось позднее, когда Сталин умер. Все 800 километров уже построенной дороги попросту бросили. До сих пор в тундре осталась полурассыпавшиеся насыпи, сгнившие мосты, провалившиеся в болотную жижу рельсы. С вертолета хорошо видна эта прямая, словно по ниточке, протянувшаяся трасса; кое-где можно разглядеть и остовы некогда свалившихся под откос вагонов.  По сути, стройку заморозила хрущевская оттепель. Только на некоторых участках насыпи используются в качестве дорог-зимников. Между тем, местные жители подчеркивают, что нынче брошенная дорога была бы очень полезна.
Как уже говорилось, пассажирские поезда ходят по города Коротчаево. Однако дорога здесь и дальше, до Уренгоя. Под нее использована насыпь, оставшаяся с начала 50-х годов - своеобразный памятник тем страшным временам. Однако этот участок дороги используют только для грузовых перевозок... Значит, жила бы дорога, не забрось ее тогда. Вот и вопрос, какое преступление страшнее: Сталина, который человеческими костями мостил трассу, или его последователей, сделавшими труд и страдания десятков тысяч людей абсолютно напрасными?
...Сейчас развитие железнодорожной сети в регионе продолжается. И кто знает, может быть когда-то и в самом деле осуществится дерзновенная мечта русских путейцев вековой давности и появится стальная трасса вдоль российского Полярного круга от Питера до Анадыря. А?


«ЭХ, ДОРОГИ...»
Рассказывают, что где-то за границей на шоссе установили стенд с надписью, отдающей «черным» юмором: «Не спеши, водитель! К патологоанатому всегда успеешь». Мрачное напоминание, да только, похоже, для Ямало-Ненецкого автономного округа достаточно актуальное: кому довелось поколесить по местным дорогам, не мог не обратить внимание на то, сколько вдоль них памятников, обозначающих места гибели людей. Скажем, шоссе от Ноябрьска до Тарко-Сале совсем еще молодое, ему чуть больше десяти лет, а поминальных пирамидок на обочинах - десятки и десятки. Говорят, нынче по стране устанавливать такие запретили. Если это так, данное постановление на север от Тюмени еще не распространилось. И кто его знает, что правильнее: с одной стороны, такие памятники, конечно, отвлекают внимание водителей, но с другой - заставляют их лишний раз призадуматься о бренности бытия.
Вообще транспортные коммуникации в округе - большая проблема. Вечная мерзлота, обилие воды летом и снега зимой, бурные весенние паводки, бесконечные болота - короче говоря, дороги тут строить очень трудно. Как тщательно ее, окаянную и столь необходимую, ни укрепляй, а весной, глядишь: поплыла, родимая, проседая и растаскивая покрывающие насыпь бетонные плиты. Между тем, восстановление порушенного - удовольствие довольно дорогое.
Скажем, от «нулевой» точки газопровода до Надыма трассу построили - замечательную. Автобус со сменой рабочих едет споро - лишь колеса постукивают на стыках плит. А под откосом тут и там валяются и сами плиты, только отслужившие свой век, вдребезги разбитые.
Рабочий-газовик Сергей Цигун рассказывает, что на этой дороге сотрудники ГИБДД не появляются никогда: тут скорость движения транспорта контролируют представители администрации автотранспортного предприятия. И штрафуют водителей «КамАЗов» и «Икарусов» - дай Боже как, не у всякого милиционера рука поднимется так строго наказывать своего. Причина проста: нужно беречь дорогу и подвеску машин.
Дело вот в чем. Здесь, под Надымом, сходится несколько веток газопроводов от разных месторождений. И отсюда начинается магистральный газопровод, который тянется в Европу. Головная компрессорная станция и называется «нулевой» точкой. Затем на определенном расстоянии друг от друга располагаются «первая», «вторая» и т.д., которые поддерживают в трубах необходимое давление. Однако головная и есть головная - нагрузка на нее приходится максимальная.
К слову, «нулевая» точка выполняет в регионе и еще одну, достаточно неожиданную, функцию. Здесь находится вертолетная площадка, которой при необходимости пользуются пилоты винтокрылых машин. Дело в том, что за каждую посадку в аэропорту Надыма, как и в любом другом аэропорту, нужно платить, причем платить немалую сумму. Вот и приспособились вертолетчики: если нужно кого-то подбросить в Надым или наоборот, забрать, пользуются этой площадкой. Далековато от города, километров 30, зато раскошеливаться не приходится. Ну а уж как отсюда добираться – это уж, брат, твои проблемы.
Но это к слову. Итак, головная компрессорная станция - хозяйство сложное, функционирует круглосуточно. Потому и смены здесь многочисленные, автобусы и автомобили ездят постоянно; кроме того, рядом с трассой располагаются уникальная теплица, единственная в мире, выращивающая на столь высокой широте такие урожаи, цех по изготовлению стеклопакетов... Короче говоря, нагрузка на дорогу немалая. Ежегодно по весне приходится менять немало разбитых плит, которыми она выложена. Ну а для того, чтобы выбраковка была поменьше, и ограничивают скорость движения транспорта. Экономика должна быть экономной.
С юга, со стороны Тюмени, в Ямало-Ненецкий округ можно попасть по единственному асфальтированному шоссе. Километрах в двадцати севернее административной границы стоит большой пост ГИБДД и отсюда же отходит дорога на стотысячный Ноябрьск. Миновать эту развилку можно только зимой, по «зимнику», да и то с большими трудностями. Старший смены на посту ГИБДД офицер милиции Тощев считает, что в таком положении есть большие плюсы: в регион труднее завозить, в частности, наркотики.
- Теперь нам обещают построить здесь специальный терминал для досмотра грузов, тогда заслон будет еще надежнее, - делится он.
Однако таких капитальных дорог в регионе немного. Едешь по трассе, а от нее регулярно ответвляются так называемые «отсыпки». Это дороги-времянки, которые ведут к буровым. Делаются они просто: завозится много-много песка и высыпается прямо на болото, а потом образовавшуюся насыпь разравнивают-укатывают бульдозером. В ряде мест в европейской части России подобные дороги называются «грейдерами». Поддерживать такую дорогу в рабочем состоянии, конечно, тоже стоит денег, да только и бросить потом не жалко.
Вообще в Ямало-Ненецком округе дорожному строительству уделяется большое внимание. Достаточно сказать, что для прокладки автомобильных трасс здесь привлекаются даже военнослужащие железнодорожных войск. Хотя основная нагрузка, конечно, приходится на такие организации, как, например, «Надымдорстрой», НАСТ, «Ноябрьскдорстрой», Механизированная колонна №15 и другие.
Ну а зимой с дорогами - иные проблемы. Чтобы по ним могли ездить машины, снег укатывают, делая так называемые «зимники». Под них можно использовать не только дороги, так сказать «официальные», но и, например, старые заброшенные насыпи, оставшиеся от железной дороги, которую строили здесь при Сталине и «заморозили» после его смерти. В сильные морозы инспекторы ГИБДД строго следят за тем, чтобы в путь одиночные машины не отправлялись - не дай Бог, что-то с одной из них случится, так чтобы хоть человека спасти. С заглохшими машинами тут не церемонятся - в кювет их, чтобы движению не мешали. Старожилы рассказывают, что раньше у местных водителей был железный закон: увидел голосующего человека - обязательно остановись. Ну а теперь нередко останавливаться боятся - все больше стало появляться лихих людей...
Местность тут равнинная, изобилующая озерами, реками и ручьями; здесь их столько, что многие не имеют даже названий - на дорожном указателе так и значится: «Ручей». Автомобильные дороги озера огибают, через небольшие речки и ручьи перекинуты мосты. Ну а через Обь, Таз или Пур мост не перекинешь! Однако выход был найден. Между Салехардом и городом Лабытнанги, например, ходит паром. А в ряде мест, например, между райцентром Тарко-Сале и Пуровском, где расположена железнодорожная станция, летом устраивают понтонный мост. Понятно, что это необходимость. Однако тут таится еще одна проблема, которую разрешить в обозримом будущем не представляется возможным. Переправа грузового транспорта по понтонному мосту минувшим летом стоила 600 рублей с машины, а за паром, скажем, из Коротчаево в Тарко-Сале  приходилось выкладывать по 8.600 целковых; можно себе представить, насколько поднимается себестоимость тех же завозимых в регион продуктов, при подобных накладных расходах! (Напоминаю, что цены даны 2001 года!).
...Да, дорог в регионе не хватает. Нужда же в них велика. А значит, и работы дорожникам достанет надолго. И как хотелось бы взглянуть на карту автомобильных трасс региона, которая будет издана лет, эдак, через сто! Нет сомнения, что руками нынешних дорожников-работяг они к тому времени сложатся в единую разветвленную сеть. Так что подождать осталось совсем недолго.


«КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ...»
Ямало-Ненецкий автономный край - регион молодежный. Средний возраст населения составляет 25-30 лет. Соответственно, как достижения, так и проблемы тут преобладают молодежные.
Скажем, в ряде мест жители рассказывали, что не хватает детских учреждений - яслей, садиков, центров детского творчества (Дворцов пионеров по-старому). Имеются проблемы с организацией досуга. Несмотря на старания правоохранительных органов, сюда все больше поступает наркотиков. СПИД появился - только в Тарко-Сале зафиксировано четверо ВИЧ-инфицированных...
Вместе с тем, здесь же немало примеров и того, как местные власти и энтузиасты стараются эти вопросы разрешить.
Взять, к примеру, Ноябрьск. Здесь в центре города на небольшом взгорке раскинулся великолепный детский парк; готовится к сдаче музыкальная школа оригинальной архитектуры и отделки; при Комитете по делам семьи и молодежи действует 16 подразделений, в числе которых кружки, клубы, подростковые центры; Детско-юношеская спортивная школа... В Салехарде активно работает Центр национальных культур, при котором также имеется множество кружков, казачий хор, татарский, славянский и ненецкий ансамбли; Молодежный центр; Центр детского творчества; не забывает о подрастающем поколении и местный Назовский отдел Обско-полярной линии Тюменского линейного казачьего войска... В Надыме регулярно организуются слеты юных поэтов, научно-технические конференции «Старт в науку»; здесь недавно введена в строй красивейшая местная школа искусств...
Все это так. И все же, говоря о хорошем, нельзя не остановиться на трудностях.
Скажем, в поселке Тарко-Сале немалые проблемы связаны с детскими садиками. Казалось бы: что ж тут такого страшного - во многих других регионах страны такая же картина. Такая же - да не совсем. Дело в том, что на Крайнем Севере содержать неработающего человека - удовольствие дорогостоящее. Вот и получается, что нехватка мест в дошкольных учреждениях косвенно отражается на экономике всего региона.
Ежегодно летом детей необходимо отправлять на отдых в районы с более умеренным климатом. В районах Крайнего Севера нехватка кислорода в атмосфере, недостаточно солнца, в рационе мало витаминов и йода,  - так что для иммунной системы, для зрения ребенка, для здоровья в целом такие выезды необходимы. Вот лишь несколько примеров того, как минувшим летом решалась эта проблема.
В поселке Ханымея Пуровского района еще никогда не видели столько детских путевок, как в этом году; ребята отдыхали: 40 в детском лагере Тобольска, 21 в оборонно-спортивном лагере Кургана, 4 в трудовом лагере в Болгарии, 3 в Греции, 30 юных спортсменов побывали в лагере «Эллада» и т.д. - в отдыхе не было отказано ни одному ребенку. Около 100 ноябрьчан принял центр «Кавказ», что в Анапе. В военно-полевых сборах в Курганском военном пограничном институте участвовали 24 юноши из Муравленково. 119 юных новоуренгойцев (сироты, из малообеспеченных и неблагополучных семей) отдыхали в поселке Лазаревское на Черном море... И этот список, составленный по информации агентства «Север-пресс», можно продолжать и продолжать.
Однако выезжали на лето не все ребята. Ну а кто выезжал - отдыхал не весь сезон. И им администрация округа предоставила возможность использовать летнее время с пользой - как для дела, так и для самих ребят. Так, администрация ряда городов заключала договора со школьниками на поддержание возле своих домов чистоты. Каждому желающему выделялся участок территории, на котором он ежедневно наводил порядок. В Надыме таким образом, особенно не перетруждаясь, школьник имел возможность заработать в месяц более тысячи рублей. Как подчеркнул сотрудник городской администрации Александр Кияшко, помимо заработка это дает и другой эффект: юноша и девушка, потрудившись на уборке улиц и газонов, и сами впредь не станут мусорить. Не отнять: город и в самом деле приятно удивляет такой чистотой, о которой большинству его российских собратьев остается только мечтать. По тому же пути пошли и в Ноябрьске: здесь городским Центром занятости на лето было трудоустроено 1070 подростков. В Губкинске с молодежной биржей труда заключило договор о трудоустройстве Управление социальной защиты...
Более того, некоторые местные предприятия охотно принимали к себе на работу ребят, которые приезжали из других регионов. В качестве примера можно привести цех по изготовлению стеклопакетов, расположенный рядом с Надымом. Здесь летом подрабатывали студенты Горной геологической академии из Свердловска во главе с командиром строительного отряда Денисом Друговым. Правда, из академии они должны выпускаться инженерами-технологами по разработке пластовых угольных образований, ну да только разве ж их вина, что на резке пластика нынче больше заработаешь, чем на разработке пластовых образований?..
В общем, сколько городов, столько и особенностей организации занятий с молодежью. В Тарко-Сале это кадетский класс, в котором воспитанники, помимо военных и общеобразовательных предметов, изучают этикет и танцы. В Ноябрьске, под эгидой Уральского государственного университета и местного художественного музея, ребята из школы выживания «Виталис» и Центра поддержки молодежных инициатив участвовали в археологической экспедиции в районе озера Пякуто. Надымский фольклорный ансамбль «Искорки» принимал участие в ряде всероссийских конкурсов...
Но есть в регионе и кое-что общее. Практически во всех более или менее крупных населенных пунктах здесь действуют кружки, связанные с небом: авиационные, парашютные, планеризма... И здесь им не обойтись без поддержки авиакомпании «Ямал».
В качестве примера возьмем спортивно-техническое общество «Икар», расположенное в Надыме. Возглавляет его Николай Жуковский, а пилот-инструктор «Икара» Геннадий Даниленко работает авиадиспетчером местного аэропорта. Общество образовалось в 1992 году. Его члены занимаются сами и обучают мальчишек и девчонок летать на дельтапланах и парапланах. Аналогичный клуб работает и в Ноябрьске, где около 200 юношей и девушек уже получили квалификацию пилота легкомоторного самолета, а также ежегодно 120 курсантов учатся прыгать с парашютом... Подобные структуры есть и в других населенных пунктах региона.
Так что популярность у местной молодежи связанные с авиацией учебные заведения вполне закономерна. В частности, ямальчанин Александр Кормаз, закончив Омский летно-технический колледж, поступил в Санкт-Петербургскую академию Гражданской авиации, стажировался в вертолетной эскадрилье в Тарко-Сале; вместе с ним трудился и его земляк Вячеслав Пипник... Кстати, со стремлением молодых людей, отучившись где-то в вузе, вернуться на Север доводилось сталкиваться неоднократно. В их числе, например, Алена Туякова, которая нынче учится в Новгороде на журналиста - она прямо сказала, что родные места не променяет ни на какие другие.
- А как же морозы, полярная ночь, мошка?..
- Зато какие тут доброжелательные и добрые люди! Нигде больше таких нет, - ответила Алена. - И северное сияние чего стоит!.. Ну а морозы... Морозы делают людей чище.
...Ну и апофеоз молодости - это свадьба, начало семейной жизни. Этому акту в регионе также уделяется большое внимание. Скажем, более великолепный Дворец торжеств, чем в Надыме, попросту трудно найти где бы то ни было. Мало того, что он сам по себе замечательно спроектирован и отделан, его огромное окно-панорама выходит на стоящий рядом храм - и будь ты хоть трижды атеистом, это соседство не может не добавить торжественности к регистрации брака. Обряд свадьбы здесь вообще хорошо продуман и срежиссирован; мягко и ненавязчиво церемонией руководит обаятельная Галина Кулева.
Дворец торжеств открылся 13 ноября 1999 года (заметим в скобках, что отделкой интерьера, а также изготовлением и установкой мебели занимались здесь местные мастера). В тот день здесь зарегистрировали сразу 7 браков, причем, на торжестве присутствовал мэр города Владимир Ковальчук, усилиям которого Надым и обязан появлению этого шедевра. Всего к сегодняшнему дню ЗАГС выдал уже 12 тысяч брачных свидетельств. Причем, подметили закономерность работники ЗАГСа, особая активность приходится на осень, когда выезжавшие «на Землю» надымчане и надымчанки возвращаются из отпусков в сопровождении будущих жен и мужей - надо подчеркнуть, уроженцев не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Азербайджана, Таджикистана... Правда, в этот же период увеличивается и число разводов, в значительной степени по той же причине...
Начальник отделения ЗАГС Надыма и Надымского района Любовь Мазко привела по этому поводу некоторые статистические данные. В первом полугодии было сыграно 335 свадеб, что на 17 процентов больше, чем за тот же период прошлого года, в то время как 299 семей распались. Соотношение, как видим, не слишком оптимистическое. И это при том, что при Дворце торжеств работает профессиональный психолог, который в ряде случаев попросту спасал семьи, оказавшиеся на грани разрушения... Впрочем, возрастающая неустойчивость браков - беда нынче повсеместная.
...Помнится, лет 12 назад нашумел фильм, который назывался «Легко ли быть молодым?». Кто бы спорил, конечно, молодым быть непросто. Только вот почему-то юность не мечтает о старости, в то время как все люди в возрасте мечтали бы скинуть пару-тройку десятков лет. Так что проблемы Ямала, связанные с молодежью, несомненно, нужно решать - и все же через сколько-то ...летий нынешние жители округа будут вспоминать нынешние дни, как лучшие, что у них были в жизни. Если кто-то в этом сомневается, предлагаю ему пари.


И напоследок – интервью с военкомом Пуровского района.



Полковник Сергей ЕФИМОВ:
« У НАС НЕ ЗНАЮТ СЛОВО «УКЛОНИСТ»

Военный комиссар Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа полковник Сергей Ефимов столичных журналистов не ждал. Между тем, хотя день уже клонился к вечеру, был он подтянут,  свеж и деловит. Как, впрочем, и вся обстановка в военкомате. Казалось бы: далеко от глаз начальства, призыва нет - можно и расслабиться... Ан нет - порядок строгий. Быть может, сказывается то, что Сергей Васильевич пришел на эту должность из войск, много поколесил по стране, не понаслышке знает, как много в армии значит, какое пополнение встанет в строй...
Впрочем, внутренняя дисциплина характерна для многих структур региона: даже на высадку десанта для тушения пожара в тундре вертолетчики авиакомпании «Ямал» из далекого поселка Тарко-Сале вылетают одетыми исключительно по форме, при погонах.
О том, что на севере Западной Сибири добывают нефть и газ, знают все, об этом много пишут и говорят журналисты. Но ведь люди здесь не только работают: они и просто живут, женятся, рожают и растят детей... И в конце концов для ребят приходит пора идти в армию. О том, как проходит призыв в районе, мы и попросили рассказать Сергея Васильевича.
- Должен сказать, что в наших краях призыв в армию сам по себе проходит легче, чем в некоторых других регионах. Люди здесь не так избалованы, что ли... Привыкли работать и отвечать за свои поступки. Да и воспитательная работа в наших краях поставлена неплохо. Опять же, спорт, физическая подготовка... Как правило, каждый молодой человек чем-то занимается. Так что особых проблем с призывом нет. Наш военкомат объединенный - мы осуществляем призыв из Пуровского и Красноселькупского районов и города Губкинский. Особенностью региона является то, что люди живут здесь небольшими поселениями, а потому они более патриотичны, больше беспокоятся о том, как их семья будет выглядеть в глазах соседей. Короче говоря, уклонистов у нас нет.
- Сколько человек от вас уходит служить?
- Всего мы призываем в ряды армии 120-150 человек. Однако это не весь призывной контингент: немало наших юношей поступает в учебные заведения, которые предоставляют отсрочку от армии или вообще освобождают от нее.
В наших краях очень мала преступность, что тоже положительно сказывается на качествах призывников.
- Короче говоря, никаких проблем?
- Нет, конечно, сказать, что абсолютно все у нас обстоит благополучно, тоже нельзя. Например, сейчас происходит мощная наркотизация края. Сюда завозится много наркотика, причем, распространяют его поначалу бесплатно, чтобы привлечь будущих клиентов. В районе сформирован общественный комитет для борьбы с распространением этой «дури». Работаем с молодежью, с родителями... Пока натиск «наркоты» удается сдерживать, однако положение довольно тревожное. Иногда уже выявляем среди призывников «немного подкалывающихся»... Кроме того, в районе зарегистрировано четыре случая заболевания СПИДом.
- Ну а как проблема Чечни? Не боятся призывники попасть служить на Северный Кавказ?
- На сегодняшний день среди ребят, призванных в армию из нашего района, есть потеря - в Чечне погиб парень по фамилии Панов. Хоронили его всем поселком. А вообще молодежь хочет, даже рвется служить в Чечню...
Наша справка: когда материал готовился к печати, стало известно, что в Чечне погиб ямалец из Нового Уренгоя - Евгений Хализов.
Еще раз подчеркну: проблем с призывом у нас нет. Проблема есть в другом. Среди коренного населения края очень высок процент больных. Особое беспокойство вызывает распространение туберкулеза, сифилиса, много олигофренов... Да и как иначе, если во многих семьях на протяжение нескольких поколений процветает алкоголизм? Особенность здешних людей, что они легко спиваются. При царе это понимали и сюда был категорически запрещен ввоз спиртных напитков - уличенного в этом преступлении купца нещадно наказывали. Ну а при советской власти этот запрет сняли... Вот сейчас пожинаем плоды.
- Призывники вашего района служат где-то или здесь же, в регионе?
- Все ребята, которые призываются в армию из нашего района, уезжают служить в другие края - здесь практически нет воинских частей. Только военные железнодорожники занимаются отсыпкой автомобильных дорог.
- Вы говорили о допризывной подготовке молодежи...
- Да, с этим у нас дело обстоит неплохо. Например, у нас действует оборонно-спортивный клуб «Десантник». Ребята проходят в нем полный курс подготовки юного десантника, в том числе и прыгают с парашютом. Помогают местные вертолетчики... Кроме того, при местной школе №2 работает кадетский класс. В нем ребята занимаются ежедневно с 7.40 до 19 часов. Помимо общеобразовательных дисциплин, они изучают эстетику, танцы, парашютное дело... Вы не представляете, как в него стараются попасть!
Наша справка: минувшим летом ребята из ряда населенных пунктов отдыхали в оборонно-спортивных лагерях; в частности, в Курганском пограничном институте побывали кадеты и школьники Надыма, Нового Уренгоя, Тазовского, Ханымеи и др.
Главную задачу работы с допризывной молодежью мы видим в том, чтобы сломать насаждаемый рядом СМИ стереотип молодого парня, обязательно слабого, сутулого, «откосившего» от армии, «немного подкалывающегося» циника, который напропалую хает свою страну. Наша цель - воспитывать подлинных патриотов страны, сильных, умных, всесторонне и гармонично развитых личностей.


Вот такая подборка. Это, как я уже писал – малая часть из собранных тогда материалов. Если кому-то было интересно – рад.
Спасибо.


Рецензии