Об истории рифмы к слову зеркало
Данилевский Григорий Петрович
Из литературных воспоминаний
"Историческій В;стникъ", Январь, 1891, Т. XLIII
...разговорился о рифмахъ.
-- Въ какомъ роде?
-- Онъ сказалъ,-- есть русскія слова, на которыя вовсе н;тъ ри;мъ.
-- Что за пустяки! Любопытно, однако, знать, какія это слова?-- заикаясь и какъ бы сердясь, проговорилъ сос;дъ.
-- Между прочимъ, онъ назвалъ "зеркало" -- "жалоба" -- "память" и еще, не помню, что.
Сос;дъ нервно двинулся, хот;лъ отв;чать, но въ это время оркестръ кончилъ играть, взвился занав;съ, въ публик; послышалось шиканье говорунамъ, и онъ затихъ. Все д;йствіе онъ сид;лъ неспокойно, лорнируя ложи, принужденно з;вая и почти не глядя на сцену. Едва, посл; новаго д;йствія оперы, опять опустился занав;съ, онъ быстро обратился ко мн;.
-- Ри;ма на зе... зе... "зеркало" есть!-- сильно заикаясь и сердито пуча глаза, громко проговорилъ онъ,-- какъ не быть! мудрости тутъ н;тъ никакой... "зеркало" -- "исковеркало".., И на "жалоба" есть, въ другомъ хотя падеж; -- "жалобъ"--"узнало бъ" -- или "жалобы"--"жало бы".
-- А память?-- спросилъ я.
-- На это, положимъ, трудн;е, хотя тоже вздоръ, и, безъ сомн;нія, есть, если подумать.
Сос;дъ замолкъ. На нашъ разговоръ, изъ сл;дующаго ряда креселъ къ намъ обернулся высокій, съ темно-русыми волосами, господинъ, сид;вшій прямо противъ насъ.
-- На "память", разум;ется, также есть ри;мы,-- сказалъ онъ,-- одна не вполн; созвучная -- "заметь", другая нецензурная -- "попа -- мять"...
-- И третья не бла-бла-говонная! "клопа -- мять!" еще сильн;е заикаясь, точно выстр;лилъ первый мой сос;дъ: вотъ и открытія! передайте ихъ Загоскину...
Музыка снова прервала нашъ разговоръ. Опера кончилась бурными оваціями Брамбилл;. Съ улицы слышались виваты и крики "ура". П;виц; не дали ;хать. Ея поклонники отпрягли лошадей и, осыпая артистку цв;тами, потащили ее въ коляск; на рукахъ. Св;тила яркая луна. Публика, расходясь, наполняла оживленными группами бульваръ.
Прощаясь съ сос;дями по театру, я сказалъ тому изъ нихъ, который заикался:
-- Если Загоскинъ спроситъ, отъ кого я слышалъ ри;мы, какъ мн; васъ назвать?
-- Щербина.
-- Авторъ греческихъ стихотвореній?
-- Онъ самый...
-- А ваше, извините, имя?-- обратился я къ другому.
-- Полонскій.
-- Авторъ "Гаммъ"?
-- Къ вашимъ услугамъ.
Такъ случайно, въ одинъ день и часъ, произошло мое знакомство съ двумя высокодаровитыми поэтами, произведеніями которыхъ, уже въ то время, зачитывалась вся образованная Россія. Оставшись еще н;сколько дней въ Одесс;, я у;халъ на пароход; "Тамань" въ Крымъ, одновременно съ Я. П. Полонскимъ, который возвращался на Кавказъ, гд; онъ въ то время редактировалъ "Закавказскій В;стникъ". На пути мы вынесли сильный шквалъ; половину путешественниковъ укачало."
Никола;й Фёдорович Щербина (2 (14) декабря 1821, деревня Грузко-Еланчинская близ Таганрога — 10 (22) апреля 1869, Санкт-Петербург) — русский поэт XIX века.
П.И. Чагин вспоминает:
Есенин «проверял» свою поэтическую находку: «Как-то меня спросил Сергей Александрович, какая может быть рифма к слову „зеркало“. Я подумал и сказал ему, что у Мея есть стихи:
Посмотрись, разбойник, в зеркало,
Эк те рожу исковеркало.
А вот как это преломилось у Есенина:
Беспощадное времени зеркало,
Ты зачем мою жизнь исковеркало?
Мей Лев Александрович (1822 - 1862), поэт, драматург
Свидетельство о публикации №211031201658
каковы были люди и какими болели проблемами
Виктор По 22.03.2011 21:10 Заявить о нарушении
наполнял ими свои новые стихи.
Владимир Байков 22.03.2011 21:42 Заявить о нарушении