Интеграционная модель сознания

            В данной работе вся тема сформулирована как многоуровневая образно-интеграционная модель сознания, поскольку главная роль в данной модели отведена объединению образов. Это образная интеграция, происходящая при помощи соответствующих связей. В сознании вообще кроме образов ничего нет, и их объединение или интеграция во всё более и более крупные образы есть главный процесс сознания.
     Но образы объединяются не сами по себе, а с помощью соответствующих связей, поэтому и уровни сознания в соответствии с этим разделены на два типа: связывающие и действующие (образные), чередующиеся друг с другом.
     Сложность сознания слишком высока, но и рациональна, поэтому оно ещё подразделено на диапазоны, повторяющие друг друга в динамике и свойствах, хотя различающиеся по темпам и масштабам процессов. И все диапазоны имеют по пять образных уровней и по четыре связывающих. Изоморфность, т.е. сходство функций чётко прослеживается между соответствующими уровнями разных диапазонов, чему в описании этой модели уделено особое внимание.
      Но и на этом сложность сознания не исчерпывается. Помимо подразделения сознания на множество уровней, относящихся к двум типам, необходимо различать три основные функциональные фазы сознания: мышление, поведение и восприятие. Заметьте, что в данной модели, в отличие от укоренившихся стандартов эти понятия обозначают не стадии, не уровни, а именно фазы, в которых пребывают все образные уровни. Данный взгляд ставит всё на свои места, ведь восприятие, например, может быть и цветовым, и логическим, и смысловым, и художественным, из чего видно, что это отнюдь не стадия. Аналогичные слова можно сказать о всех трёх функциональных фазах; и охарактеризовать мышление, как совокупность внутренних сигнальных процессов, формирующих образы всех порядков сложности; поведение, как внешнее выражение сложившегося внутреннего образа путём моторных комбинаций; и восприятие, как совокупности процессов, ставящих формирование образов в зависимость от окружающей среды.
                Цель данной работы — формулировка такой универсальной системы, которая является общей для всех уровней организации психической деятельности: от сигнально-рефлекторного, до личностно-социального и выше. Сознание рассматривается как многоуровневая система с едиными законами и едиными принципами для всех его уровней организации, что позволяет связать логически рефлекторную основу и образное мышление, а также социальные свойства личности. Данная работа также подготавливает почву для полной формализации всех аспектов сознания и математизации на основе построения замкнутой фундаментальной логической системы, сформулированной как многоуровневая образно-интеграционная модель сознания.
            Особую благодарность автор выражает Александру Георгиевичу Каменскому, известному также под псевдонимом Авессалом Подводный, применившему впервые широкий структурно-функциональный подход к описанию сознания в своей книге «ВОЗВРАЩЁННЫЙ ОККУЛЬТИЗМ ИЛИ ПОВЕСТЬ О ТОНКОЙ СЕМЁРКЕ», где впервые прозвучала идея многоуровневости сознания. Гениально созданный им эскиз архитектуры сознания с основными взаимодействиями уровней оказал влияние на автора представленной работы и лёг в её идейную основу. Идея Александра Георгиевича оказалась настолько плодотворной, что нашла полное соответствие не только с образными, мыслительными и идейными возможностями человеческого разума, но и с его рефлекторно-интуитивной зоной. Более того, данный функционально-архитектурный подход возможен не только к человеческому сознанию, но и животному, а также к общественному. При этом неважно, что идея Александра Георгиевича основана на оккультизме, потому что вне зависимости от таковой позиции структура и функции сознания описаны были наиболее адекватно, в отличие от официальной психологии и уж куда более полно, и может быть рассмотрена  в материалистической парадигме абсолютно в той же мере. Схема отношений при этом не меняется. Спор же между идеализмом и материализмом автор считает абсолютно неплодотворным ни для науки, ни для жизни, и кто каких верований придерживается нисколько не мешает оперировать понятиями «рефлексы» и «инстинкты» и не перегружать своё строгое научное изложение лишними упоминаниями о духовности, отдавая предпочтение технократическому естественнонаучному порядку. Просто к стыду психологов и психологии работа в рамках оккультизма оказалась более плодотворной и рациональной, чем вся их околовсяческая писанина вместе взятая. Ну, а автор данной работы развил идею многоуровневости сознания и упорядочил множество его сложных явлений, определив им своё место, так что модель не так уж и сложна для понимания.
            Более того, данная модель сознания является единственной среди всех моделей учитывающей рефлексы и даже базирующейся на них, в отличие от официально признанных, которые эти понятия даже не упоминают, что довольно странно для официальной науки.
      

I. ДОСОЦИАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН СОЗНАНИЯ
1. Сигнальный уровень сознания


            Это уровень действия («образа»). Нейронный сигнал — это тривиальный «образ», формирующийся в нервной системе. В соответствии с тремя основными функциональными фазами сознания выделим три типа сигналов: рецепторные, определяющие элементарное восприятие; моторные, определяющие элементарное внешнее действие (поведение); и циркулирующие, определяющие элементарное и даже тривиальное мышление (имеется в виду, конечно, не мышление в полном смысле этого слова, а совокупность внутренних сигнальных процессов). Внутренние сигналы, как элементарные (а точнее тривиальные) «образы» объединяются далее в образы реакций при помощи безусловно-рефлекторных связей, находящихся на следующем уровне, который является связывающим, т.е. предоставляет связи для сборки «образа» следующего порядка — образа реакции.

2. Безусловно-рефлекторный, уровень сознания

            Это уровень связей. То, что называется безусловным рефлексом, удобно представить, как состоящее из множества отдельных связей, совокупность которых формирует образ ответной реакции путём объединения циркулирующих внутренних сигналов. После их объединения в конгломерат за счёт этих отдельных связей, происходит выбор именно той линии реакции, которая включает наиболее крепкие безусловно-рефлекторные связи. У связи, которая участвовала в создании окончательного образа, возрастает устойчивость. За счёт этого безусловный рефлекс, как совокупность отдельных межсигнальных связей является в некоторой степени воспитуемым, хотя ещё и достаточно консервативным.
1) Такое представление позволяет рассматривать и рефлекторные и высшие психические процессы в единой системе образной интеграции. Так данная модель множественных связей является изоморфной моделью для модели формирования  поведенческих образов с помощью ассоциаций.
2) Даже простое наблюдение безусловных рефлексов показывает не полную и не абсолютную однозначность их срабатывания раз от раза (например, при чихании, кашле, отдёргивании обожжённой конечности, наконец, при дыхании, а также во многих других случаях). Т.е. явление безусловного рефлекса обладает некоторой функциональной пластичностью, вполне объясняемой именно составным характером на основе множества отдельных связей.
3) Существует вполне заметный аспект воспитуемости даже на безусловно-рефлекторном уровне работы нервной системы. Например, профессиональный ныряльщик несравнимо лучше контролирует задержку дыхания. Более того, он не только гораздо дольше, чем мы может его задержать, но и вообще противостоять судорожному непреодолимому вдоху, в отличие от нетренированных в этом аспекте людей. Он под водой может задохнуться, а не захлебнуться, испытывая эйфорическое состояние на грани своих возможностей. Адаптация к боли, к холоду и ко многим другим простым внешним физическим аспектам может воспитываться у человека именно на уровне функций безусловного рефлекса, что опять таки говорит в пользу множественности отдельных связей.
4) Продолжая рассуждение о причинах такого взгляда на безусловный рефлекс, следует отметить, что цельно-неделимое представление о нём противоречит информационной сути сознания. Все информационные системы, к которым без всяких сомнений относится и сознание, основаны на ступенчатом увеличении разнообразия. Представление же о цельности и  неделимости безусловного рефлекса логически утверждало бы тезис об уменьшении разнообразия на следующей ступени.


            Как связывающий уровень сознания, безусловно-рефлекторный, обладает своей разновидностью чувства, в данном случае возбуждением, степень которого показывает готовность индивидуума к завершению образа реакции.

3. Реактивный уровень сознания

            Это уровень действия («образа»). На нём формируются реакции, сформированные за счёт безусловного рефлекса, точнее, за счёт совокупности безусловно-рефлекторных связей, складывающих образ реакции из циркулирующих сигналов. После формирования этого «образа» реакции из соединённых вместе циркулирующих сигналов, посылается соответствующая комбинация моторных сигналов, воплощающих «образ» реакции в физическое действие. При завершении формирования образа реакции, один из составных элементов выделяется как ключевой, обладающий максимумом связей со многими другими сигнальными элементами образа данной реакции. Он — итог завершившегося «образного» построения, и он — инициатор его повторения при следующем акте «образного» построения.

            В различных фазах сознания образы реактивного уровня имеют следующие формы: РЕАКЦИЯ — в фазе поведения; ПОЗЫВ — в фазе восприятия; ИНСТИНКТ — в фазе мышления.

4. Условно-рефлекторный уровень сознания

            Это уровень связей. Условно-рефлекторная связь является более сложной, чем безусловно-рефлекторная не только по функции, но и по архитектуре, как связь второго порядка. Эта связь является организованным пучком безусловно-рефлекторных связей,  кумулятивно нацеленных на ключевой сигнальный элемент очередной реакции. Организованность достигается за счёт формирования ядра связи из нескольких циркулирующих сигналов. От каждого из них идёт хотя бы слабая безусловная связь к одному и тому же объекту.Так условно-рефлекторная связь является сфокусированным и уплотнённым пучком безусловно-рефлекторных связей, который действует по кумулятивному механизму и усиливает указание на определённую реакцию. Так реакции, подбираемые друг к другу за счёт условно-рефлекторных связей, формируют  новый «образ» — «образ» действия, который составлен из образов отдельных реакций.

            Данный связывающий уровень сознания обладает своим типом чувства — ощущением, которое предварительно показывает индивидууму благоприятность или неблагоприятность возможного действия, формируемого на основе условного рефлекса.

5. Действенный уровень сознания

            Это уровень действия («образа»). Действие, как «образ» следующего порядка относительно реакции, обладает композиционностью. «Образ» действия, формирующийся из образов реакций, собирается за счёт условно-рефлекторных связей, и из множества подобранных реактивных образов, среди которых существует один, являющийся ключевым. Он обладает множеством условно-рефлекторных связей со многими другими реакциями, из которых может состоять данное действие. Этот ключевой элемент является и итогом завершения каждого цикла построения сложного образа, и инициатором возобновления нового цикла из трёх уровней сознания, участвующих в «образной» интеграции. Действия ещё более вариабельны, чем реакции и воспитуемы в ещё большей степени, чем они. Действия и реакции ещё пока являются теми примитивными типами образов, которые стремятся к немедленному физическому воплощению без какого-либо отлагательства, т.е. являются непосредственными, а не абстрактными. Действие — это «образ» третьего порядка, если вести отсчёт от тривиального действующего уровня — сигнального. Поэтому в нём проявляет себя межуровневая «образная» эволюция: реакция, как «образ» второго порядка, является последовательностью сигналов; а действие, как «образ» третьего порядка, обладает уже смешанным построением, включающим уже и параллельное участие составляющих его реакций.

            В различных фазах сознания образы действенного уровня имеют следующие формы: ДЕЙСТВИЕ — в фазе поведения; ЖЕЛАНИЕ — в фазе мышления; ВЛЕЧЕНИЕ — в фазе восприятия.

6. Сочетательный уровень сознания

            Это уровень связей. Сочетательная связь относится к сочетательному рефлексу, т.е. к третьему типу рефлексов, которые следует отметить при описании высшей нервной деятельности. Этот третий тип рефлекса является теоретико-логической неизбежностью по многим причинам. Первая причина в том, что условный рефлекс не способен на пролонгацию в виде повторяемого переживания (заочного переживания вне близости предмета), он сработал — и всё, а говоря о продолжительном действии рефлекса, имеют в виду этот, сочетательный, третий, который заставляет особь высшего млекопитающего прожить снова и снова этот момент. К тому же, в отличие от условного рефлекса, пробуждается некая совокупность безусловных реакций, но в ослабленном варианте. В норме это ослабленный вариант, но при патологии - нет. А ещё важно включить в модель сознания третий рефлекс потому, что первые два типа рефлексов (безусловный и условный) не работают на перспективу, а имеют отношение лишь к непосредственной чисто физиологической реакции, лишённой абстрактности и предвидения. Условный рефлекс может лишь мгновенно подготовить особь к приёму пищи, к встрече врага и т.п., но предвидения, которое несомненно есть у высших млекопитающих, он не обеспечивает. Некоторая абстрактность, т.е. отрешённость от непосредственности исполнения и предвидение появляется только при третьем типе рефлекса — сочетательном. Или, можно сказать, что сочетательная связь в виду своей возросшей относительно безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной связям сложностью, обладает способностью к некоторой начальной (тривиальной) абстрактизации, формирующей начальную форму предвосхищения (ожидания). Ещё наиважнейшее отличие от условного рефлекса, к которому ошибочно причисляют сочетательный, является возможность мгновенного формирования. Так, если вы походя ударили чужую собаку, то вряд ли вам стоит попадаться ей на глаза или в поле её обоняния. То, что нас неожиданно напугало, может нас преследовать в течение всей жизни. Следующее важнейшее отличие сочетательного рефлекса от условного - это его возможность оценки степени проявления и её учёт. Так мы различаем степени проявления сочетательного рефлекса, определяя этим эквивалентность различных вещей для нас. Кроме этого доказательством существования сочетательного рефлекса должно служить сложное сочетание различных каналов восприятия (слух, обоняние, осязание и т.д.). Также явным отличием от условного рефлекса является его возможность реверсивного срабатывания. И, конечно же, явным теоретическим признаком существования сочетательного рефлекса является его промежуточная суть между явным условным рефлексом и настоящим образным мышлением. Без этого промежуточного звена нет возможности обоснования образного мышления.

 Будучи изоморфной соответствующим связям из второго и третьего диапазонов сознания, как то смысловой и репутационной, сочетательная связь оценивает степени. Смысловая связь, например, способна оценивать степень важности дел, явлений и вещей, а репутационная - степень общественной значимости и надёжности данной личности. Сочетательный рефлекс является преддверием к полноценному образному мышлению, что и делает его малозаметным пограничным явлением. Но не заметить его - это научное преступление, на которое пошла официальная психология, которая должна была на нём фактически основать всю свою работу, вместо введения шарлатанского понятия "БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ".

            От уровня к уровню связи тоже эволюционируют, а не только образы, становясь всё более сложными по своей архитектуре и всё более процессуальными, всё более организующими. Если безусловно-рефлекторная связь — это линия от одного циркулирующего сигнала к другому; условно-рефлекторная — это кумулятивный уплотнённый пучок этих линий, то сочетательная связь — это постоянный поток, внутри которого происходит сборка образов нового порядка, называемых впечатлениями, каждое из которых построено на основе «образов» действий. Данная связь уже не может иметь отношение к линии, потому что сборка такого «образа», как впечатления требует высокой вариабельности в последовательности компонентов, так что эта последовательность теряет свою актуальность, зато приобретается актуальность другая — композиционная, синхронизирующая, сочетающая. Данный тип образа начинает обладать абстрактностью. Он, как и всякий образ, представлен в трёх функциональных фазах сознания: в мышлении, в поведении, в восприятии. В фазе восприятия он характеризуется нами как впечатление; в фазе мышления (не в полном смысле, конечно, а только в силу внутреннего характера) — как переживание; а в фазе поведения — как поступок. Впечатления, поступки, переживания, как вид образов, состоят из разнообразных образов действий. Данный связывающий уровень сознания также обладает своим типом чувства, позволяющим сделать предварительную оценку на возможность или невозможность участия в чём-либо на уровне поступков; на состоятельность или несостоятельность некоторых переживаний; на важность или неважность некоторых впечатлений. Чувствами данного уровня являются эмоции. Эмоции, как разновидность чувств играют важнейшую роль при формировании начальных абстрактных отношений, потому что именно они определяют возможность эквивалентного соотнесения разных предметов и процессов между собой, которые мы оцениваем эмоционально и сопоставляем степени эмоциональных возбуждений, полученных от них. Таким способом мы можем оценивать и сопоставлять физически и организационно несопоставимые между собой вещи.

            Однако, помимо эмоциональной формы работы сочетательного уровня сознания и сочетательного рефлекса, существует и бесэмоциональная форма, способствующая формированию примитивного линейного впечатления, не обладающего богатством структуры, а фактически сводящегося к  условному рефлексу или к малой их группе. Такая форма работы сочетательно-рефлекторного механизма называется привычкой. Она вырабатывается в более чем спокойной для индивидуума обстановке. Напротив, полное впечатление, отражающее важную и сложную ситуацию, должно обладать повышенным эмоциональным содержанием относительно общего житейского фона индивидуума. Только тогда заряд эмоционального возбуждения может способствовать в дальнейшем построению представлений на интуитивном уровне сознания.

7. Впечатленческий уровень сознания

            Это уровень действия («образа»). Этот тип образа представляется в трёх различных функциональных фазах сознания: в мышлении, в поведении, в восприятии. Видимо, интуитивно ближе для нашего понимания этот тип образа в фазе восприятия, где он фигурирует как впечатление. Но при одной и той же структуре образа, он также существует и в остальных фазах сознания, хотя внешне определяется нами по-разному. В фазе поведения он определяется как поступок, в совершении которого действительно играет немаловажную роль эмоция — чувство сочетательного уровня. В фазе мышления тот же самый тип образа определяется нами как переживание, тоже опирающееся на эмоцию. Т.е. очевидно, что и впечатление, и переживание, и поступок, как различные формы одного и того же сочетательного образа в трёх разных фазах, опираются при своей сборке на эмоцию, как на чувство сочетательного уровня сознания, как на чувство, характерное для сочетательного рефлекса. И поступок, и впечатление, и переживание — это «образная» композиция, состоящая из разнообразных образов действий. При этом последовательность образов действий уже почти не играет никакой роли, так во впечатлении, в поступке и переживании уже более актуальны параллельные сочетания образов действий, из которых они состоят.

8. Интуитивный уровень сознания

            Это уровень связей. Интуитивная связь — это связь четвёртого порядка в ряду связей досоциального диапазона сознания. Это означает, что требуется учесть межуровневую эволюцию связей и отнестись к их очередному типу, как к организатору в ещё большей степени, чем сочетательная связь. Как уже отмечалось, при восхождении от уровня к уровню категория связи всё более утрачивает черты локального межобразного связывания, и всё более приобретает черты организатора. Можно сказать, что в отношении интуитивной связи мы сталкиваемся с абсолютизацией организационных свойств. Организационная и процессуальная сути данного типа связи заходят уже так далеко, что впечатления не только соединяются ей в композицию, но и предварительно обрабатываются, что не происходит с участием всех предыдущих связей: безусловно-рефлекторных, условно-рефлекторных и сочетательных. Возникает закономерный вопрос: а что связь следующего порядка будет ещё сложнее, чем эта? Нет, в том и парадокс, что следующая (ассоциативная) связь организована снова как элементарная, т.е. линейно-векторная, но уже принадлежащая к следующему социальному диапазону. Собственно этим усложнением связей и определяются границы любого из диапазонов сознания, начинаясь от локальной линейной формы связи и заканчиваясь связью-организатором.

            Интуитивная связь предназначена для формирования представлений из тех образов, которые определяют собой впечатления, переживания и поступки, но предварительно обработав их. Несколько циклов этой интуитивной обработки мы и должны здесь описать. При данной обработке впечатлений (выберем эту форму для простоты описания процесса) используются уже действующие уровни сознания следующего социального диапазона. Последовательность уровней, участвующих в интуитивной обработке впечатлений, по усложнению следующая: рассудочный (он же представленческий), поведенческий (или мыслительно-поведенческий) и деятельностный. Ролевой и личностный уровни социального диапазона не оказывают уже столь заметного влияния на формирование интуитивной связи и интуитивной обработки. Следует ещё также отметить, что использование важных для интуиции уровней происходит в обратном порядке относительно их высоты и, соответственно, сложности.

            Первым при интуитивной обработке первичных диких впечатлений откликается деятельностный уровень сознания, где разворачивается начальная хаотическая деятельность по группированию этих впечатлений. В результате возникает как бы туманный расплывчатый «образ» сложного впечатления, в основе которого лежит свой ключевой элемент, первично обработанное впечатление, называемое нами свойством. Свойство — это обработанное впечатление, компилированное с помощью интуитивной хаотической деятельности. Оно имеет уже чуть пониженный уровень эмоционального возбуждения относительно дикого первичного впечатления. Свойство — это итогово-инициирующий «образ», являющийся ключевым представителем группы впечатлений, участвующих в одной хаотической интуитивной деятельности. Свойство возглавляет некий отряд впечатлений (переживаний), которые при случае могут активизироваться и совместно с ним. Но свойство, как особая разновидность впечатления (переживания), компилированная и с пониженным эмоциональным уровнем, может использоваться во внутренних мыслительных процессах и как самостоятельный абстрактный объект. Каждое свойство является представителем своей группы первичных впечатлений, возглавляя собой эту группу. Т.е. всегда существует возможность, как возобновить на основе свойства всю гамму впечатлений (переживаний), так и не возобновлять её, оставаясь в рамках более абстрактного свойства.

            Вторым при интуитивной обработке впечатлений функционирует поведенческий уровень сознания, пропуская по этому циклу продукт первого круга обработки — свойства. Теперь вторичный и более короткий цикл компиляции совершается относительно свойств, как разновидности впечатлений. В поведенческом цикле мы называем это опытом. Т.е. опыт мы можем сформулировать как вторичный цикл обработки впечатлений за счёт совершения стихийного поведения, приводящего к их дальнейшему упорядочиваю, и к выделению среди свойств новых ключевых элементов — признаков. Признак — это продукт вторичной обработки впечатлений, когда среди группы свойств выделяется ключевой элемент — признак. Опыт может рассматриваться как вторая интуитивная фаза, и её результатом является формирование признака, как полномочного представительного элемента от группы свойств, каждое из которых является полномочным представительным элементом своей группы первичных впечатлений.

            Третьим при интуитивной обработке впечатлений функционирует рассудочный (представленческий) уровень сознания, на котором проходит её третий, и завершающий, цикл, называемый воображением. Воображение можно рассматривать как завершающую интуитивную фазу, совершающую очередную компиляционную обработку впечатлений. Теперь признаки, как усовершенствованный вид впечатлений и продукт предыдущей интуитивной фазы, производят очередной продукт компиляции — критерий. Критерий — это высшая форма обработки впечатлений, получаемая из третьей интуитивной фазы обработки, называемой воображением. Теперь иерархическая пирамида, объединяющая несколько ярусов, последовательно получаемых при обработке впечатлений, окончательно построена и возглавляется критерием. Такой комплексный сложнокомпозиционный продукт называется представлением. Представление — это высший «образ» досоциального диапазона сознания, являющийся продуктом очень сложной сборки на интуитивном связывающем уровне.

            Кроме таких сложных образований, как представления, являющиеся многоярусными пирамидами из впечатлений нескольких поколений, нескольких стадий обработки; существуют и другие продукты данного связывающего уровня, например, мотивы. Мотивы — это примитивные циклические композиции впечатлений (переживаний) с участием свойств, реже признаков, и уж точно не критериев, так как при наличии критерия произошло бы завершение мотива в окончательное представление. Мотивы, таким образом — это незавершённые формы представлений, которые в силу автоматизма работы интуитивного уровня сознания не могут быть остановлены до формирования в них терминальных элементов — критериев, возглавляющих законченную пирамиду представления. Мотивы, как постоянно функционирующие формы внутренней психической деятельности, могут определять собой поступки (поведенческие формы впечатлений), а также желания, как позывы к завершению определённых мотивов в представления. Мотивы не следует путать с мотивациями, так как мотивация — это вторая связь следующего, т.е. социального диапазона.

            Итак, интуитивная связь — это связь высшего порядка сложности в досоциальном диапазоне сознания, поэтому она и является завершающей для данного диапазона. Она фактически уже не связь, соединяющая два или несколько образов предшествующего порядка, а организатор, обработчик и цементирующий материал для формирования образа со сложной архитектурой. Предельность этой связи в её объёме и в отсутствии какой-либо направленности, характерной для связей начальных порядков сложности. Диапазон собственно и завершается потому, что связь и «образ» уже становятся неотличимыми друг от друга. Но следующая связь, ассоциативная, уже вновь обретает необходимую простоту, определяющую собой начало нового диапазона сознания, на котором будут формироваться уже настоящие образы. Интуитивная же связь настолько сложна, что обычно её и рассматривают отнюдь не как связь, а как процесс, которому затруднительно было даже найти место. Но, тем не менее, интуиция это вид связи, и её положение в общем строю сознания является досоциальным, хотя и высшим в этом диапазоне. Сама по себе интуиция, конечно, ещё не социальный механизм самоопределения личности, но она играет немаловажную роль в этом личностном самоопределении.

            Интуиция, как связь высшего порядка в досоциальном диапазоне сознания, обладает функцией организатора в самом глобальном смысле, и даже не только относительно того диапазона, которому принадлежит. Она обладает тем автоматизмом, который распространяется не только на её собственные функции, но и который она распространяет на последующий социальный диапазон.

            Её способ действия, когда она не отступает от функции, пока не завершит представление, формирует то постоянство, при котором сознание в целом не может отступить от этой же проблемы. Незавершённые представления являются мотивами, т.е. зацикленными формами «образного» продукта. Прокручиваясь, мотивы создают постоянный акцент внимания различной силы на всех нерешённых проблемах в виду незавершения в них представлений. Различные навязчивые состояния тоже обусловлены тем же механизмом — механизмом автоматического интуитивного стремления к завершению представлений.

            Интуитивный уровень сознания, как и любой из связывающих уровней, обладает своим типом чувства, которое позволяет заблаговременно определять возможность выработать полноценное представление или действие. Это чувство мы называем чувством уверенности или доверия в зависимости от обращения к одушевлённому или неодушевлённому объекту.

9. Представленческий уровень сознания

            Это уровень действия («образа»). Собственно с этого уровня сознания практически и начинаются истинные образы, а представления, принадлежащие к данному уровню и есть самые примитивные, самые начальные образы сознания, определяющие собой социальные функции человека. Вот почему следующий диапазон сознания и называется социальным.

            Данный уровень сознания, содержа представления, как основной продукт интуитивной сборки из впечатлений после их компиляционной обработки, имеет отношение к двум диапазонам сразу. Он является самым высшим уровнем досоциального диапазона, и самым начальным социального. На социальном диапазоне он может фигурировать и под названием «рассудочный» в силу формирования рассудочных образов, как продукта образной ремиссии (т.е. процесса упрощения образов более высокого порядка путём сведения их к ключевому итогово-инициирующему образному элементу).
            Как образный продукт интуитивного уровня, представление существует в трёх фазах, как и любой образ сознания. В фазе мышления это называется представлением; в фазе поведения - навыком; а в фазе восприятия - оценкой.

II. СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН СОЗНАНИЯ

            Социальный диапазон сознания повторяет досоциальный диапазон по конструкции своих связей и своих образов. Между ними, т.е. между соответствующими типами связей и типами образов, существует разница только в темпах и масштабах. Темпы досоциальных, т.е. внутренних функций выше, чем у общественно-социальных; а масштабы охвата процессов больше у последних.

            Такая междиапазонная изоморфность объясняется прямым  происхождением соответствующих социально-образных функций от определённый досоциальных. Эта преемственность обеспечивается повторением в обществе свойств сознания со всеми его связями. Для этого надо рассмотреть общество как замедленный тип сознания, потому что внутри единого сознания существует физиологическая сопряжённость, обеспечивающая быстроту, которой нет у общественного сознания в силу отсутствия физиологической сопряжённости между сознаниями индивидуумов.

            В силу этого общество предстаёт как бы в виде замедленного гигантского сознания, темпы которого во много раз растянуты по сравнению с темпами индивидуального сознания. Огромную роль играет наложение темпов друг на друга.

            Общество неминуемо фиксирует свои впечатления, реакции, действия и прочие продукты и средства своего инстинктивно-интуитивного существования. Различные формы и способы общественной фиксации составляют совокупность объектов, концентрирующих длительное внимание на тех же самых впечатлениях, реакциях, действиях; регулярно возвращают к ним внимание всех индивидуальных сознаний. Таким образом, впечатления, реакции, действия и прочие инстинктивно-интуитивные формы при помощи средств общественной фиксации становятся чем-то большим, чем были до этого, потому что их темп снижается относительно темпа индивидуального сознания.

1. Рассудочный уровень сознания

            Данный уровень сознания, являясь образным (действующим), одновременно является верхней границей досоциального диапазона сознания и нижней границей социального, поэтому для его обозначения предложены два названия, каждое из которых отвечает принадлежности своему диапазону. Хотя, конечно, не всякий образ данного уровня действительно выполняет рассудочную функцию, а лишь те, что вернулись на него вторично путём (как уже только что было сказано) образной ремиссии.

            Данный уровень по большей части занят представлениями интуитивного происхождения, являясь мелкими картинками действительности, точнее, её отдельных предметов, с которыми нам пришлось познакомится в своей жизненной практике. В любом случае — это продукт, в том числе, и воображения, являющегося заключительной фазой интуитивной обработки впечатлений, поэтому представления позволяют нам удерживать в своём мышлении образ целого объекта в упрощённом статичном виде.

            Данный уровень сознания также содержит возвращённые с верхних уровней представления, называемые рассудочными образами, которые мы способны обозначать символами, создавая тем самым знаковые системы, ещё большую социальную роль придавая представлениям, навыкам и оценкам.

2. Ассоциативный уровень сознания

            Это уровень связей. Ассоциативные связи — это самые примитивные связи социального диапазона. С этого уровня начинается новый этап межуровневой эволюции связей, начинаясь снова с линейной локальной маленькой связи, соединяющей один элементарный образ с другим элементарным в одностороннем порядке. Все последующие типы связей будут опять сложнее с каждой ступенью сознания, пока не переродятся полностью в организационную структуру со сложными процессами, как это было показано на недавнем примере интуитивной связи.

            Ассоциативные связи соединяют представления в поведенческий образ. Каждое представление на ассоциативном уровне обладает некоторым ореолом ассоциаций, так что на этом уровне сначала образуется бесформенный, ненаправленный и нецелесообразный конгломерат из представлений и ассоциативных связей, соединяющих их. Только после сплошного соединения, напоминающего собой облако (ассоциативное облако), происходит выбор пути окончательного соединения тех представлений, между которыми связи оказываются наиболее сильными. Так из первоначального ассоциативного облака выделяется поведенческая линия, состоящая из наиболее крепких ассоциативных соединений, после чего вошедшие в поведенческую линию ассоциации становятся ещё сильнее для более успешной повторной сборки данного поведенческого образа. После завершения формирования поведенческой линии формируется ключевой представленческий элемент, имеющий ассоциативные связи со всеми основными представлениями, вошедшими в состав построенного образа. Этот элемент является итогом сборки поведенческого образа, и он является инициатором его повторной сборки, когда это будет необходимо. Поскольку этот ключевой элемент является принадлежностью представленческого уровня сознания, то можно говорить о замыкании функционального цикла, охватывающего три уровня сознания: представленческий (образно-действующий), ассоциативный (связывающий), поведенческий (снова образно-действующий), а потом опять с возвратом на представленческий. Данная модель образной сборки названа теорией триадных циклов сознания и сформулирована отдельно, как наиболее важная основополагающая теория ноономики.

            Ассоциативный уровень сознания, как и любой из связывающих уровней, обладает своим типом чувства, которое касательно данного уровня целесообразно назвать состоянием; так как оно выражается в виде приязни и симпатии, если ассоциативная плотность активной зоны достаточно высока; и оно выражается страхом или беспокойством, если ассоциативная плотность низка для возможности успешной сборки поведения.

3. Поведенческий уровень сознания

            Это уровень действия (образа). Поведенческий образ является вторым по счёту образом в иерархии сложности социально-образного диапазона сознания. Данный уровень содержит уже динамические образы, в отличие от представленческого (рассудочного) уровня сознания, содержащего лишь мелкие статические картинки отражённой действительности и мелкие представления собственных, а также наблюдаемых действий и поступков в их мгновенной форме. Образы поведенческого уровня мы обычно называем мыслеформами, отражающими некоторую динамическую последовательность тех же действий и поступков, что отражены на представленческом (рассудочном) уровне.

            Данный уровень сознания наиболее ясно, активно и самостоятельно себя проявляет (т.е. в чистом виде) при выполнении нами какой-либо примитивной работы. Но это имеет существеннейшее значение для участия нашего сознания и в самых сложнейших процессах, поскольку все они могут рассматриваться как композиции простых поведенческих проявлений, употреблённых к месту и ко времени.
            И хотя данные образы нами представлены здесь под названием "поведение", что, кстати, соответствует фазе поведения (просим прощения у читателей за совпадения по звучанию различных по смыслу терминов. В других же фазах, например, в фазе мышления этот тип образа мы в социуме называем мыслеформой, а в фазе восприятия - характеристикой (не путать с одноимённым жанром административной литературы).

4. Мотивационный уровень сознания

            Это уровень связей. Возможности поведения ограничены выполнением простых процедур, но выполнив одну из них, мы должны переходить к следующей, выбранной нами по осознаваемой необходимости. Эту функцию, т.е. функцию осознанного выбора следующей поведенческой процедуры, выполняет мотивационная связь или просто мотивация.

            Мотивационные связи соединяют между собой поведенческие образы, составляя из них деятельность, т.е. деятельностный образ.

            Поскольку составление деятельности требует некоторого расширенного поиска следующего поведенческого акта с последующим сосредоточением внимания на нём, то мотивационная связь в отличие от ассоциативной имеет заметный для нас процессуальный характер и сложную архитектуру. Если рассматривать ассоциативные связи на данном уровне организации (вопрос относительности сложности и простоты), то для нашего житейского самоощущения они выглядят как простые линии, точнее векторы, идущие от одного представления к другому. Мотивационная связь с её более сложным построением, является организованным направленным пучком таких ассоциативных связей. Если отдельная ассоциативная связь не обладает достаточной яркостью для продолжения на поведенческом уровне, то, объединившись с другими, она может совместно достичь необходимой плотности. Таким образом, мотивирование мы начинаем применять в ситуации, где плотность ассоциативных связей не столь высока, чтобы обойтись поведенческим режимом. Поиск оптимального поведенческого продолжения там требует особого внимания. Этому способствует конструкция мотивационной связи.

            В основе её конструкции лежит ядро, состоящее из подобранных представлений или рассудочных образов (представлений усовершенствованных через более высокие уровни сознания и возвращённые ремиссионно). Каждое из входящих в мотивационное ядро представлений обладает своим ореолом ассоциаций, способных хотя бы слабо соединять их в с другими представлениями. Но для мотивационного ядра важно, чтобы входящие в него представления (рассудочные образы) обладали ассоциацией с одним и тем же ключевым представлением, способным запустить новый поведенческий цикл, т.е. сборку очередного поведения из представлений. Так ядро мотивации, состоящее из представлений, называемых аргументами, позволяет собрать кумулятивный пучок ассоциирования и направить его на ключевой элемент следующего поведенческого образа.

            После некоторого числа повторения мотивирования при регулярном совершении одной и той же деятельности вырабатывается и усиливается прямая ассоциация до необходимого ключевого элемента, в результате чего бывшая деятельность превращается в сложное поведение, понижая свой статус в нашем сознании. Тогда как мотивационный и деятельностный уровни при этом освобождают возможности для совершения новых неосвоенных деятельностей.

            Надо сказать, что мотивационно-деятельностная сфера нашего сознания является тем объективом, при помощи которого мы осваиваем окружающую действительность, формируя как многие поведенческие особо важные формы, так и вышестоящие ролевые и личностные.
Чувством же мотивационного уровня сознания является настроение, которое подсказывает нам, насколько мы в деле, соответствуем ли мы ему, как оно у нас спорится.

5. Деятельностный уровень сознания

            Это уровень действия (образа). Деятельность, в отличие от поведения уже не является такой строгой последовательностью, и предполагает порой некоторые изменения порядка относительно входящих в неё поведений. Поведения в деятельность подбираются путём аргументирующего мотивирования на основе представлений. Как образ ещё более высокого порядка по отношению к представлению и поведению, деятельность в ещё большей степени вариабельна в своём порядке выполнения и в ней начинает себя проявлять принцип параллельности. Так некоторые временно незавершённые поведенческие процессы мы можем несколько отложить на определённой стадии, чтобы возвращаться к ним в нужный момент и совершать их порой параллельно вперемежку.

            Как водится, у каждого образа любого порядка сложности, т.е. любого образного уровня сознания, должен быть свой особенный ключевой образный элемент, являющийся его кратким (сжатым) представителем, являющимся итогом (резюме) данной образной сборки и инициатором сборки повторной. Так и у деятельностных образов есть свои поведенческие итогово-инициирующие образные элементы, резюмирующие их в кратком виде. Иногда мы можем оперировать именно ими, минуя полное разворачивание цикла образной сборки. Т.е. за счёт этого появляется возможность оперировать не самими объёмными образами, а их ремиссионными элементами, происходящими от итогово-инициирующих образных элементов.

            Ремиссия может быть и многоступенчатой. Так деятельностные образы могут ремиссионно формировать поведенческие, а те в свою очередь и представленческие, как продукт двойной ремиссии. Такие представления, ремиссионно возвращённые от деятельности, мы называем понятиями, и они играют в нашем сознании особенную роль, формируя базу особенной части нашего сознания — интеллекта.
            Важно и фазовое различие деятельностных образов в нашем сознании: в фазе поведения мы так и называем эти образы деятельностями; в фазе мышления - конструированием; а в фазе восприятия - наблюдением.

6. Смысловой уровень сознания

            Это уровень связей. На этом уровне связи обладают ещё более сложной архитектурой, чем две предыдущие связи социального диапазона: ассоциативная и мотивационная. Это третья связь социальной принадлежности, определяющая свой стиль работы с образами, в данном случае стратегический стиль работы. Смысловая связь изоморфна сочетательному рефлексу из первого диапазона.

            Смысл, как категория сознания, обладает свойством связи, но не такой директивной, как мотивационная, и, тем более, не такой векторной, как ассоциативная. Связи в течение своего диапазонного развития, своей диапазонной ступенчатой эволюции постепенно меняются от линейно-векторного состояния к состоянию замкнутому, организующему, процессуальному и даже ассимилирующему. Смысловая связь, как третья связь второго диапазона сознания, уже не просто связывает один образ с другим, а организует сложную систему из деятельностных образов, что нам позволяет выбирать оптимальные деятельности по нашему модельному усмотрению. Смысл, как процесс внутри этой связи, организует среду на большом пространстве вокруг себя. За счёт постоянной циркуляции образов, прогоняемых через смысловой тоннель смысл, во-первых, постоянно преобразует образную среду вокруг себя, а, во-вторых, улавливает образы из окружающего пространства по малейшим подходящим признакам, и, в-третьих, моментально классифицирует их и распределяет по департаментам.

            Так смысловая связь уже обладает свойствами организационной замкнутости, т.е. способностью к возврату в исходное состояние, к формированию своей внутренней среды, к захвату случайных объектов внимания и приведению к центру с последующим их включением в общую картину отражённой действительности. Т.е. вокруг смысловой связи происходит образно-представленческая циркуляция, регулярно приводящая к центру смысла всё, что попадает в его окрестность, и наоборот. К этому надо добавить, что смысловая связь, как третья связь из любого диапазона сознания, заведует и обратными операциями. Недаром, обратные операции и обучение им труднее, чем операции прямые. Обратные операции технически осуществляются прогоном прямой операции по замкнутому циклу, исходя из гипотетического варианта. Здесь используется замкнутость смысловых явлений. И ассоциации, и мотивации являются связями лишь одного направления, в отличие от смысловой. Сочетательный рефлекс изоморфный смыслу также обладает аналогичным реверсом, в отличие от безусловного и условного рефлексов.

            Смысл более известен даже не как связь, а как гуманитарная категория, как одно из свойств человеческого сознания, воспитанного в социальных условиях. Такой взгляд на смысл стал преобладать как раз за счёт организующих, рационализирующих и замыкающих свойств связи данного типа. Это также обусловлено её высокой вариабельностью, называемой контекстностью, а в аллегорической форме обозначаемой как многогранность. Тем не менее, на первое место следует поставить именно связующую функцию смысла, объединяющую крупномасштабные образы сознания (деятельностные образы) в ещё боле крупные образные ролевые формирования, откуда и прослеживается сопряжённость смысла со стратегическим взглядом на порядок вещей. Более того, рассмотрение категории смысла, прежде всего, как типа высокоорганизованной связи сознания, ставит всё на свои места и прекращает бесконечные философские описания на его тему, заменяя их все законченным лаконичным техническим описанием, дающим все необходимые выводы, в том числе, и гуманитарные.

            Некоторый переизбыток философских рассуждений на тему смысла обусловлен огромной подготовительной окрестной работой данной связи перед каждым деятельностным объединением в роль.

            Эта связь не только объединяет деятельностные образы в ролевые, но и производит значительную предварительную работу по подготовке почвы к этому объединению. И в силу того, что такая подготовка почвы занимает гораздо больше времени, чем сам процесс деятельностно-ролевого объединения, этот вид связи и не был описан как связь, а рассматривался как некий загадочный процесс, занимающий в сознании не очень попятное место и имеющий такое же не очень понятное происхождение, давая почву для многих излишних философствований, подменяющих поиск причин и механизмов, и почему-то причислявшийся только человеку.

            Теперь непосредственно обратимся к структуре и функциям данной связи сознания — смысловой связи. В совокупности с её структурой все функции смысла станут яснее.

            Как связь третьего поколения, связь третьего уровня сложности в социальном диапазоне, смысловая связь имеет своё ядро, организующее все её процессы. У мотивационной связи мы отмечали наличие ядра из аргументирующих представлений или рассудочных образов, называемых аргументами, так что всё её ядро в целом способствует формированию кумулятивного усиленного ассоциирования. Но у смысловой связи и совокупность процессов, и ядро должны быть гораздо сложнее, чем у мотивационной.

            Из выстроенной ранее формальной системы становится ясно, что ядро смысловой связи должно состоять из поведенческих элементов. На самом деле из мыслительно-поведенческих, т.е. из поведений, отражённых в мыслительной форме. А организовывать оно должно множественное тоннельное мотивирование, упорядочивая тем самым (уже вторично) ассоциативные потоки, сводя их к гигантскому потоку, циркулируещему в некой зоне сознания. Высокая процессуальная и конструктивная сложность смысловой связи требует постепенного изложения по порядку и по пунктам.

      1) Гипотетическо-иллюзорная стадия смысла.

При формировании смысловой связи, как и всякой другой, требуется создание ядра этой связи, ядра из образных элементов, но не тех, что эта связь должна объединять (интегрировать), а образы ещё младше на порядок. Так, если смысловая связь предназначена для интеграции деятельностей, то её ядро должно состоять из более ранних образов - из поведенческих, а зачастую, мыслительно-поведенческих. Создание пучка первичных образов ядра смысловой связи - это первая стадия её формирования. Мы все прекрасно знаем о роли гипотез в этом процессе, и знаем, что гипотезы - это, можно сказать, иллюзорные идеи, которые могут практически оправдаться или не оправдаться, но совокупность таких, пусть и не оправданных идей, технологически необходима для первичных смысловых построений. Так первичный пучок ещё несовершенных идей закладывает первичные основания. Каждой такой гипотезе мы ставим в соответствие мотивацию из той группы аргументов, которая должна определять это поведение реальное или мысленное. Есть пучок гипотез, и есть стопка мотиваций к ним. Мотивации стоят одна за другой, как ворота из аргументов, а внутри пучок гипотез. Мотивации образуют тоннель. Процесс движения образного потока запущен. Он циркулирует, т.е. замкнут через окружающее образное пространство. Он непрерывен.

      2)Стадия сверки.

Запущенный смысловой процесс видится нам изнутри как воображаемая модель из нескольких объектов. Они сопряжены, они совместны, они взаимодействуют перед нашим внутренним взором. Они сталкиваются и разбиваются в нашем сознании, показывая недостаток сопряжённости и соответствия. Тогда они подлежат корректировке. Сочетательный рефлекс, т.е. связь изоморфная и более примитивная помогает нам в этом процессе сверки через впечатления. Сверка за сверкой, столкновение за столкновением, замена за заменой, и, наконец, начинает формироваться строй идей и соответствующих им оснований.

       3) Идейно завершённая стадия смысла.

  *..........*..........*..........*..........*
*  *..........*..........*..........*..........*
*  *..........*..........*..........*..........*
  *..........*..........*..........*..........*

На этой стадии формируются идеи, как выверенные, т.е. практически определённые мыслительные поведения. Идеи формируются так, что входящие в них аргументы мотиваций-оснований уже интегрированы в них. Сформированная смысловая связь выглядит как монолит из ворот-мотиваций и идей, как труба, как чёткий тоннель, сквозь который может прогоняться ещё более мощный образный поток, держащий на своём контроле весьма значительную образную зону. Сформированный смысл незыблем, в нём неприемлема никакая замена. Это чёткая теоретическая опора нашей жизни, точнее, какого-либо его раздела. Это основа какой-либо из наших многочисленных жизненных ролей.
***
Смысл, как механизм, работает очень сложно, но уловить его закономерности вполне возможно, если верно сформулировать его порядок, если верно определить его основополагающие механизмы. Итак, мотивационный тоннель уже сформирован и укреплён жёсткими внутренними ассоциациями, как сварная конструкция. Эта мотивационная труба может гонять образные потоки по замкнутому принципу втекает-вытекает, подобно фильтратору в воде. Смысл может расширять и сужать диапазон отбора образов в зависимости от настройки. Входящие мотивации могут работать как логическое пересечение, пропуская лишь те образы, что прошли весь строй мотиваций; или он может работать как логическое объединение, пропуская все образы, что проходят хотя бы через одну входящую мотивацию.
Смысл функционирует в трёх фазах сознания: в мышлении, в поведении и в восприятии. Так некая входящая мотивация, или несколько могут иметь значение ситуации в фазе мышления, стилем в фазе поведения и контекстом в фазе восприятия.
        Так огромная подготовительная работа смысла значительно размывает его суть связи, и, тем не менее, в сознании нет ничего кроме образов и связей. Но образы - это всегда отражения объектов, а смысл уж точно не обладает свойством объектности. Ну, а как связь, смысл предназначен для интеграции деятельностных образов в роль, что ещё более снижает необходимость чёткой последовательности исполнения, чем при формировании деятельности из поведений, а тем более поведений из представлений. Значение произвольности очень высоко при исполнении жизненной роли. Недаром контекстность, ситуационность и стилистика определяются на ходу и по случаю, по соответствию, по модельной проверке. Задача смысла, как связи - это выборочная активизация образов. Для этого применяется дыхание смысла, заключающееся в попеременном логическом расширении и сужении образного диапазона. Т.е. сначала поймать хоть что-то на расширенном поиске, а затем вокруг этого сужать, уточнять и снова расширять, пока не сформируется динамическая модель, действующая по замкнутому циклу; пока не будут определены и выделены атрибуты роли. Да, у каждой роли есть свои атрибуты, т.е. те представления, как отражения определённых предметов, без которых мы не представляем себе этой роли, не узнаём её.         

   Активизация определённых деятельностей - это основная функция смысловой связи

            Основная задача смысла — это всё-таки связывание, связывание деятельностей в единую роль. Понятно, что деятельности — это весьма крупные объекты мышления, которые при этом не обязаны составлять неизменную последовательность, поэтому деятельности активизируются вокруг смысловой связи по мере их необходимости, по мере их востребования.

            Сигналом же, точнее критерием к активизации каждой из них может служить подходящее представление, подпадающее под влияние смыслового поля. Проходя сквозь строй мотиваций, представление может не только быть проанализированным на соответствие некой деятельности или их группе, но и пробудить эти деятельности к необходимости исполнения или хотя бы гипотетического предположения, т.е. модели, что на данном уровне является практически равнозначным.

            Собственно так смысловая связь и объединяет различные деятельности между собой в единый букет роли, являясь общим пространственным организатором для них и выделяя одну из них как наиболее актуальную на данный момент. Активизирует же указание смысловой связи на определённую деятельность представление, отобранное и ключевое.

            Таким образом, активизация определённого деятельностного образа посредством реакции на ключевое представление является основной связывающей функцией данного формирования, называемого смысловой связью.
            Чувство ответственности является чувством смыслового уровня сознания.


7.  РОЛЕВОЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

    Это уровень образов. Роли - это весьма крупномасштабные образы нашего сознания, которые состоят из деятельностей (деятельностных образов). Они изоморфны впечатлениям из первого диапазона сознания.
    Чем выше образный уровень, тем менее в его организации алгоритмического порядка, и тем более произвольности в порядке, в сочетаниях и в деталях. При высоком статусе образа, который присущ и ролевому, усилена и роль образной ремиссии, процесса, который сводит образы высокого порядка к образам порядков нижних с целью обогатить эти нижние образные порядки, освободить на своих уровнях рабочее пространство и укрепить стабильность, качество и чёткость нижних уровней за счёт включения более чётких компонентов уровней высоких. Так ролевые образы нуждаются в особых представлениях - в атрибутах. Хоть уровень представлений является в данном диапазоне первым, а ролевой - седьмым, особые представления ремиссионного типа от деятельностей весьма необходимы для ролей, потому и называются атрибутами, ведь без них просто не существует ролей. У каждой роли есть свой набор атрибутов, и дело даже не в том, действительно ли без этих предметов произойдёт функциональный провал, а в том дело, что мы, как обыватели, эту роль без этих атрибутов не представляем. Т.е. это вопрос нашего "театрального" восприятия. Рыцаря мы представляем в доспехах и на коне; бухгалтера - в нарукавниках и со счётами; доктора в белом халате и со стетоскопом на шее; учителя - с указкой у доски или у карты... Здесь приведены, конечно намеренно примитивные примеры, но это для большего понимания в сложной теме.
      Каждая роль состоит из значительного набора различных деятельностей, которые обязательно в неё входят, но могут входить и в некоторое множество других ролей. Так школьник делает домашнее задание, как один из видов входящих деятельностей, но задание он может выполнять и для факультатива. Он приводит свою форму в порядок, он общается с одноклассниками и преподавателями. Мы даже не отдаём себе отчёта, в каком наборе деятельностей мы участвуем, соблюдая свою жизненную роль.
       Ролевые образы используются в нашем сознании и в более примитивном виде, например, как функции каких-либо предметов. Т.е. функции тоже роли, но примитивные и алгоритмические. Так мы моделируем в своём сознании объекты внешнего мира, и не только.

       8. ЦЕННОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

       Это уровень связей, которые объединяют ролевые образы (роли) в личность, ещё более крупный образ в этой последовательной образной интеграции. Они изоморфны интуитивным связям из первого диапазона сознания.
       Напоминая два важных тезиса о связях сознания, следует отметить, что все связи сознания состоят из связей предыдущего порядка, и что высокие связи любого диапазона являются скорее организаторами, чем локальными соединителями. Положение ценностной связи в этом диапазоне является самым высоким, поэтому ценностная связь является некоторым отрядом связей смысловых, распределённая в некоторой зоне сознания. Смысловые связи такого ценностного объединения являются департаментами под общим управлением. Задействование хотя бы одной из смысловых связей такого ценностного отряда в некоторой степени активизирует к работе все смысловые связи данного отряда, готовя их к возможной работе. Так мы неминуемо проявляем какую-либо из своих личностей в любой нашей роли, т.е. производим личностное включение. Электромагнитные потоки от смысловых связей способны активизировать друг друга каскадно и резонансно.
       Поскольку данная связь изоморфна интуитивной, то многое из повторяется в её функциях, многое сходно. Так, например, зависимость от уровней следующего диапазона и формирование (созревание) ценности в несколько этапов с использованием общественного диапазона. Действительно, ценности формируются только при участии общества. Биологически основной общественной единицей для человека является племя, аналогичное животной стае, скреплённой инстинктами социальной группы.
            Как и у каждого связывающего уровня сознания, у ценностного есть своё чувство, как способ быстрой приблизительной ориентации в действительности. И это чувство - ВЕРА. Понятно, что как чувство, вера не возникает на пустом месте. Любые чувства, в том числе и вера, являются продуктом функцией от плотности связей. Кроме того, чувства предыдущих уровней вливаются в данное как составляющие, вносят свою энергию и информацию. К сожалению, в отношении данного чувства многое искажено неудачными религиозными соображениями от неудачных религий, сильно искажающих отношение к действительности, настаивающих на вере без каких-либо опытных жизненных оснований.




                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этом, уважаемый читатель, мы пока заканчиваем наше изложение, хотя за кадром и остались два уровня сознания: ценностный и личностный. И делаем мы это постольку, поскольку их невероятная сложность требует совершенно отдельных произведений, ведь описание только этих двух уровней потребует объёма изложения гораздо большего, чем всё предшествующее изложение, описывающее все предыдущие уровни сознания. Скажем пока только, что эти два уровня соответственно изоморфны интуитивному и представленческому уровням досоциального  диапазона сознания, что делает ценности интуитивно очевидными, а личности - неделимыми элементарными частицами социума или третьего, уже общественного, диапазона сознания. На этом заканчивается разговор об индивидуальном сознании, а далее эта теоретическая модель плавно перетекает в интеграционную модель общественного сознания.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.