В клетке

В крымском селе Мазанка живут по соседству Иван да Аркадий.  Оба  почти ровесники — каждому за сорок. Оба  предприниматели. Оба верят в Бога, хотя и ходят в разные церкви. Оба имеют хобби: cобак и кошек... На этом сходства заканчиваются. Так, Иван тратит свободное время и немало  денег, чтобы  содержать приблудных животных; сосед же его,  Аркадий,  изуверскими методами  умерщвляет кошек и собак, посмевших оказаться на его дворе…

Тишь да гладь…

Основанное по велению самой императрицы Екатерины Второй это небольшое исконно русское  село  всегда жило спокойной и  мирной жизнью. А  мазанская церковь  —  единственная в Крыму, которая никогда не закрывалась, даже в самые лютые времена антирелигиозных гонений.   Чувствуется, что какая-то особая благодать разлита в здешнем воздухе…   Может, поэтому именно в Мазанку из спального района Симферополя и решил переехать Иван с женой,  прихватив в село своих четырех кошек — вот где  животинам  раздолье!

И действительно, несмотря на то, что Мазанка старается жить форматом третьего тысячелетия — народ украшает жилище спутниковыми антеннами и подсаживается на Интернет, — село остается селом. Стайка шипящих гусей, деловитые куры, ищущие  свой жемчуг в навозе,  баран, корова, а то и свинья — обычные  прохожие на мазанской улице. Почти идиллия, где привольно и селянам, и их братьям меньшим…

Первая утрата

Приблизительно такую картину  я увидал, когда приехал в село по письму, пришедшему в редакцию. Недолго я искал домик Ивана. И услышал от него  историю о том, как через полгода после того, как в 2002 году  Иван  переехал в Мазанку, у него  исчезли все  четыре кошки.

 — Я обшарил все село,  —  произносит  Иван. — Осмотрел все дороги: может, кошки попали под колеса.   Безрезультатно…

Иван признался, что не сразу вспомнил, как  во время поиска кошек  несколько человек  говорили ему о неком Аркадии, за которым прочно держится слава сельского живодера. И что самое ужасное, этот Аркадий оказался… соседом Ивана.

 — Я не мог  поверить в то, что взрослый и  на вид  нормальный человек мог такое вытворять… — тяжело вздыхает Иван. —  С  Аркадием я встречался на улице, мы здоровались, и он уж никак не  походил на маньяка…

Вскоре семья Ивана  забыла (постаралась забыть) об этом  потрясении, Иван  дал зарок больше  не держать никаких  животных. Но очень скоро  его нарушил.

— Когда к нам  в форточку залез первый бездомный котенок,  мокрый и несчастный, мы просто не смогли его выбросить, — пояснил Иван.  — Да, нам было плохо, а ему ведь еще хуже!

Счастье кошачье

Как мы уже сказали,  в Мазанке живут добрые и  богобоязненные люди: они   не хотят брать «грех на душу», предпочитая не топить ненужных  котят, а просто через некоторое время после рождения  выкидывать их за ворота. Бездомные животные ходят по селу и орут, а потом  погибают на дороге, их разрывают собаки, они болеют и переносят болезни. Но это их  кошачьи проблемы.  А вот  некоторым  посчастливилось забраться в форточку к Ивану. Вначале  один котенок, потом второй, третий…

Каждое животное Иван обрабатывает массой противоглистных и  противоблошиных  препаратов. Каждую кошку после восьми месяцев стерилизует. Подобная  ветобработка обходится до пятисот гривен на «хвост».

Помимо этого, каждое животное заботливый хозяин  ежедневно  сытно кормит (чтобы его подопечные  не занимались воровством на улице). Соседи (с некоторыми я случайно встретился)  не имеют претензий  к хобби Ивана. Ну,  может, некоторые и считают его чудаком:  мол «люди курей-свиней держат, а этот, блин, Куклачев, кошек…»

Спасение Шейла

Прошло время. Иван продолжал выхаживать хвостатых. Как-то очень долго провозился с одной:  бедняга заболела ринотрахеитом. Чудом выходил — а  вскоре  увидел ее труп  в  выгребной яме у Аркадия. Сосед не мог объяснить, как туда попало животное,   но ясно было одно: кошку вначале убили, ведь не самоубийством же она  закончила свою жизнь в яме, из которой легко было бы  выбраться…

 — А три  года назад исчез мой кот Шейл, огромный рыжий сибиряк, продолжает Иван. — И тут со двора соседа  я услышал вопли своего  кота   (всех своих котов  знаю по голосу). Стал звать Аркадия — никто не отвечал. Тогда я перелез через забор — и увидел окровавленного Шейла в стоящей во дворе  клетке.  Я схватил ловушку с котом,  перелез через забор и понес Шейла домой. В это время Аркаша (он, видимо, наблюдал за  мной из окна) вызвал участкового.

Участковый примчался мгновенно. И потребовал  у Ивана отдать клетку. При этом ворчал:  мол, есть дела поважнее, а я должен вашими котами заниматься!

—  Когда я возвращал клетку,  Аркаша едва не прыгал от радости, — говорит Иван. —  А потом  сосед признался, что прежний участковый сказал ему, что нельзя убивать животных в его  селе:  мол, вывози их в степь, а там делай что хочешь…

«Мы их душили-душили…»

— Пару месяцев назад  я опять услышал кошачьи вопли,  — вспоминает Иван. — И потребовал у соседа отпустить животное. Аркадий искренне возмутился: мол, чего кипешуешь, ведь ЭТО НЕ ТВОЙ КОТ, а соседский… Я пытался объяснить, что нельзя мучить животных, но живодер меня не понимал. И оправдывался: ставлю клетку на хомяков —  разве я виноват, что все время в нее почему-то  попадаются кошки?

 Но кошкодав лгал. Позже Иван несколько раз замечал,  что Аркаша специально разбрасывал рыбу по двору и клал ее в клетку-ловушку — явно не хомяков он собирался приманивать свежепойманными карасиками! Иван неоднократно пытался вразумить соседа. Но тот стоял на своем:  мой огород, моя собственность, никто не имеет право там лазить, а коты уничтожили весь урожай…

Иван тут же предложил возместить ущерб от вытоптанного хвостатыми урожая  и за свои деньги заделать дыры в Аркашином заборе. Сосед категорически отказался.


Орудие пыток

И вот последний случай. Иван вернулся  с работы около семи вечера.  И снова услышал кошачьи вопли в соседском дворе. Аркаша долго не хотел пускать Ивана, но  наконец открыл калитку.  В клетке метался  обезумевший от  боли кот Ивана. На просьбу отпустить животное Аркадий расхохотался…

 — Тогда я  взял клетку и пошел,  — заявил рассказчик. — Когда уходил, почувствовал что сосед молотил меня  по спине, потом ощутил резкую боль в руке. Но я нес кота и только дома его выпустил, сразу не разобравшись в устройстве ловушки. Кстати, вот она!

Иван провел меня в помещение, где стояла клетка с хитрым устройством, захлопывающим дверцу. Клетка была построена так, что не только хомяк, но и собака средних размеров без труда может залезть туда, привлеченная запахом рыбы или другой наживки. На одной из внутренних сторон клетки торчал остро заточенный штырь, размером со стержень шариковой ручки,  со следами крови и шерсти. Несчастные животные,  попадая в клетку, натыкались на это острие…

Свидетели

Участковый приехал так же быстро, как и в прошлый раз, о чем-то долго разговаривал с Аркадием, но к Ивану зашел только следующим вечером, сказав, что ему поступило заявление по поводу хищения Иваном соседской собственности  и   потребовал отдать клетку. Иван отказался возвращать орудие преступления.

— Я написал участковому заявление о жестоком обращении соседа с животными, — рассказал Иван. —  И заявил, что готов пройти психоневрологическую экспертизу и подтвердить свои показания на детекторе лжи.  Но по озадаченым лицам стражей порядка   понял, что  из-за  «ничтожности»  дела  оно  не получит ход. Тогда я обратился за помощью в  СМИ — спасибо, что откликнулось «Крымское время».  Когда я ждал журналиста,  обошел соседей, которые рассказали, что Аркадий убил немало кошек и собак и у других жителей Мазанки. Как-то отрубил голову забредшему в его огород индюку; соседка  рассказала, как изувер убил беременную кошку;  один  мужик припомнил, как прямо  на его глазах  Аркаша пристрелил его собачку. Даже детвора поведала пару случаев, когда Аркадий избил до потери сознания подростка (мальчик  хотел сорвать несколько орехов в саду у куркуля),  а другого подростка избил  у ставка.  Но когда я сказал соседям, что приедет журналист и ему нужно все это рассказать на диктофон — НИКТО НЕ СОГЛАСИЛСЯ  подтвердить свои слова… Мол, у Аркаши  дома  ружье (и не только  духовое), еще чего доброго, он  того…

Торжество закона

Ну нет  так нет. Свидетелей нет, значит, нет и преступления. Поэтому я изменил имена в этой истории — ведь, чего доброго,  мог ненароком  оклеветать «невинного человека»… Вообще, все герои этой истории,  кроме  «кошколюба» Ивана, —  нормальные  люди:  живут своей жизнью  и свято блюдут букву закона. Не село — сказка! Вот и воспринимайте все  прочитанное  как сказку.  Однако и в сказке есть намек.  А намек в том, что каждый из нас, как бедняга Иван,  порой оказывается в ситуации, когда нельзя молчать, когда  нужно проявить решительность и принципиальность. И как часто мы откладываем это на потом, «съезжаем с  темы», забываем…  Конечно, мы обязательно  проявим свой героизм,  но когда-нибудь потом,   а сейчас —  что по мелочам размениваться?  Я и сам такой. И так же, как вы, порой  живу в клетке   своих страхов и опасений, пофигизма, трусости, безразличия и мелкого предательства. И самое грустное — не знаю, когда   же, черт возьми, мы все  сможем  выбраться из этой проклятой клетки!!!

А конец у этой истории  счастливый.  Потому что закон восторжествовал!  К Ивану  приехал  новый  милицейский чин и напомнил, что потерпевший Аркадий обвиняет Ивана в краже имущества «в средних размерах», за которое светит тюремный срок до четырех лет тюрьмы. От денег потерпевший отказывается и требует клетку.  Иван отдал участковому ловушку. Вероятно,  она  уже возвращена счастливому владельцу.

P.S.  C  разрешения «Ивана»  я готов дать любому номер его мобильного телефона и указать настоящее имя. Звоните. Он нуждается в вашей помощи, в ваших советах, потому что прекрасно понимает:  сосед не перестанет убивать животных.

"КВ" 2010.06.17


Рецензии