Да, скифы мы!

В середине уходящего месяца ученая общественность мира отметила День археолога. На всеобщем научном празднике гуляла и Украина. А почему нет? Ведь на Украине есть не только то, что нужно закопать и забыть, но и немало археологических объектов, которые необходимо раскапывать. Это древние городища, курганы, стоянки, могильники, крепости… Их сотни, если не тысячи. И большинство из них ждут своих Шлиманов.

***

Наша газета давно не писала про археологов, а тут — чудесный повод! И вот редакционный «Москвичок» рулит по пыльным дорогам Белогорского района. Проезжаем через село Вишенное и видим на гребне холма силуэты людей с лопатами. Там Крымская предгорная экспедиция Крымского филиала Института археологии НАН Украины ведет раскопки редчайшей скифской крепости Ак-Кая.

Немолодой, обожженный степными ветрами рабочий-землекоп из местных охотно делает перерыв.

— Конечно, места здесь знаменитые, — со знанием дела говорит он. — Тут, у Белой скалы, столько фильмов отснято (загибает пальцы): «Всадник без головы», «Мустанг Иноходец», «Чиполлино», «Мираж», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Дороги, которые мы выбираем», «Вождь краснокожих», «Вооружен и очень опасен», «Короли и капуста», «Лобо»…

Пальцы заканчиваются. Землекоп с приятным вздохом добавляет:

— А в перерывах между съемками «Человека с бульвара капуцинов» мы с Михаилом Боярским — помните, он Черного Джека играл — пили самогон!

Да, проходят тысячелетия, но не меняется человек. Так, руководитель раскопок (с ним мы повстречались через несколько минут после встречи со знатоком кино), заведующий отделом античной археологии КФ ИА НАНУ Юрий ЗАЙЦЕВ предположил, что внешне скиф немного отличался от современного крымчанина — та же смесь кровей и «пересечение судеб». Собственно, под скифами ученые понимают не один конкретный народ, а вообще кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири.

Ну а то, что наши далекие предки также хорошо прикладывались к килику, известно доподлинно. Древнегреческая характеристика «пьет, как скиф» (то есть как варвар — крепкое, неразбавленное вино) дошла до наших дней.

***

Скифы крепости Ак-Кая также не были трезвенниками. Экспедиция Зайцева уже раскопала сотни черепков от винных сосудов с клеймами Херсонеса, Родоса, Афин…

Но как эти импортные вина оказались в центре Крыма? На этот вопрос ученые пока не нашли однозначного ответа. Логичнее всего предположить, что жители расположенной на пересечении торговых путей Северного Причерноморья крепости занимались торговлей: выращивали скот и меняли мясо животных и шкуры на другой необходимый товар (на раскопках найдены кости крупного рогатого скота, лошадей и поделки из костей). Но не исключен и другой вариант: «ак-каянные» скифы «крышевали» (это мой термин, не кандидата исторических наук Зайцева) данную территорию и являлись свое-образной группой сопровождения по полуострову. За это и получали свою долю.

Окрестности Ак-Кая начали обследовать еще в двадцатых годах прошлого века. Но только в начале двадцать первого века, в 2006 году, экспедиция Зайцева занялась объектом серьезно. Уже первые раскопки ошеломляли: оказалось, что крепость, построенная примерно в III веке до нашей эры, занимала территорию площадью около десяти гектаров, причем широкие пятиметровые крепостные стены сохранились до сих пор в хорошем состоянии! Руководитель раскопок не исключает, что для подобных фортификационных работ скифы могли нанимать греческих строителей.

Юрий Павлович предполагает также, что крепость Ак-Кая была более ранней скифской столицей, чем Неаполь Скифский, и только во II веке до нашей эры, «царские» скифы перебрались в Неаполь, на окраину нынешнего Симферополя.

Зайцев имеет основания для таких предположений, т.к. именно он занимался раскопками Неаполя Скифского. Несколько лет назад мы встречались с Юрием Павловичем по поводу его «неапольских» открытий, и, помимо увлекательного рассказа о жизни скифов, в его словах я уловил горечь от того, что государство мало интересуется раскопками и не торопится их финансировать.

***

Но, в отличие от Неаполя Скифского, раскопки Ак-Кая впечатляют своим размахом. Об этой уникальной крепости уже знает мировая научная общественность. Зайцев выступал в Европе с докладом, и его сообщение было выслушано с необычайным интересом. Конечно, такой редчайший объект не мог не заинтересовать Киев. Государство расщедрилось, и дело сдвинулось с мертвой точки! «Вчерашний день — учитель при сегодняшнем», — заметил как-то античный историк. И Украина нашла деньги для этого «учителя». Много?

— Ни копейки… — грустно улыбается Зайцев. — На Украине вообще не предусмотрено такой расходной статьи, как раскопки, ведь то, что находится на ее земле (или под землей), все равно принадлежит государству. Зачем же закапывать деньги в землю… Такая вот логика чиновников. Небольшую сумму выделил наш филиал Института археологии, а в остальном все за свои средства. У нас работает немало энтузиастов: студентов, местных жителей, приезжих — многие за «спасибо»….

Нет поддержки и от крымских властей. К слову, работе экспедиции могли бы помочь предприимчивые люди. Вполне реально организовать на живописнейшей местности Ак-Кая какой-нибудь «скифский фестиваль» вроде «Генуэзского шлема» с фехтованием на мечах, демонстрации скифской моды и «городом мастеров».

"КВ" 2009.08.27


Рецензии