Песочный Симферополь

Если житель какого-либо большого столичного города по пути на крымское южнобережье вдруг застрянет в Симферополе, рекомендую не огорчаться, а насладиться неспешной прогулкой по улицам нашего городка. Казалось бы, что может удивить в Симферополе киевлянина или москвича — жителей мегаполисов, насыщенных культурными, историческими и архитектурными памятниками? И все же…

Примерно век назад Симферополь раскрывал свою душу в новом архитектурном стиле — модерн (в переводе с французского «современный»). Пришедший на смену классицизму модерн должен был в живописи, поэзии, архитектуре передать амбиции нового, ХХ века — свободного, чувственного, дерзкого. Здания в стиле модерн не спутаешь ни с какими другими: асимметрия, плавные формы, где линии причудливо изгибаются в растительном орнаменте. Лилии, виноград и прочую изысканную флору можно видеть на витражах, в декоративных решетках и перилах лестниц…

 — Мода на модерн, да и на любые стили так же преходяща, как и любая мода, — говорит заместитель начальника Управления по охране культурного наследия Симферопольского городского совета Ольга СЕРГЕЕВА. — Только мода на стиль держится дольше — примерно семьдесят лет. В Симферополе сложно найти здания, стопроцентно принадлежащие к одному определенному стилю. Так, во времена присоединения Крыма к России, в годы Крымской войны было не до архитектурных изысков. В итоге барокко прошло мимо нас, да и «большой классицизм» лишь слегка отмечен в столице губернии.

По словам Ольги Ильиничны, архитектурный Симферополь начал расцветать в тот пограничный период, когда модерн сменял классицизм. Свежий стиль задавал мотив, он был своеобразной репетицией оркестра, настраивал жителей и приезжих на особое восприятие Симферополя. Да, город вполне мог стать жемчужиной модерна. Но увы, какофония революции бесцеремонно врывалась в изысканную симфонию города С. Поэтому модерн в Симферополе так и не успел состояться. После большевистского переворота наступило время псевдомодерна, затем псевдоконструктивизма… Да и то, что возводится ныне, зачастую трудно систематизировать. Современные бетонные «шедевры» в центре города величают т.н. европейским стилем. В Европе же о таком стиле понятия не имеют.

Но вернемся в Симферополь эпохи модерна. Или почти модерна.

— Чаще всего в нашем городе этот стиль проявлен в интерьере, вестибюльными группами с криволинейными ступеньками — например, в здании Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького (Пушкина, 15) или Национального банка Украины (Горького, 4), — продолжает Ольга Сергеева. — В красивейшем здании кинотеатра Шевченко мы видим лишь имитацию модерна — настоящий модерн предполагал использование современных материалов: стекла, металла, бетона. В кинотеатре же основа здания традиционная, каменная, классическая. Впрочем, именно бетонные псевдомодернистские украшения и сделали его неповторимым, в некоторым смысле уникальным.

Элементы модерна мы видим в лепке здания Художественного музея (бывшего офицерского собрания 51-го Литовского полка — Долгорукова, 35); в композиции (трехцентровая арка и пр.) бывшего жилого дома доктора С.М. Левина (Александра Невского, 8); в планировке особняка, который занимает ныне Русский культурный центр (Киевская, 46); в особняке под ложным куполом (в начале улицы Богдана Хмельницкого). Весьма любопытны здания пиццерии (бывший дом Чирахова — Кирова, 21) и стоматологической поликлиники на Пушкинской — в них присутствуют элементы модерна южнобережного, с фигурами морских чудовищ и прочих подводных тварей. Таких домов в Киеве и Москве не сыщешь!

Вот здесь мы подходим к ответу на вопрос, заданный в первом абзаце. В чем же уникальность симферопольского модерна? Ольга Ильинична считает, что его особенность в присутствии «цитат» мавританской, армянской, болгарской, татарской архитектуры.

— Да, нет стиля в чистом виде,  и это…  прекрасно! — подводит итог Ольга Ильинична. — В других, более крупных городах, где выдержан чистый стиль, дома слепо копируют друг друга. А у нас все неповторимо, такая вот самобытность, в хорошем смысле провинциальность.

Пару слов о том, как мы сохраняем свою самобытность. Впрочем, слова не нужны. Достаточно пройти в центр города и взглянуть на руины бывшего ресторана «Астория» — уникального памятника архитектуры, выполненного в стиле модерн. А ныне — вопиющего памятника издевательского отношения к горожанам и безнаказанности толстосумов. Заметьте, если разбить лампочку в подъезде и написать на стене тройку-пяток букв, можно отсидеть пятнадцать суток за хулиганство. А если украсть старинную бронзовую ручку на дверях Министерства финансов АРК, позаимствовать «дверь с крокодилами» на подъезде дома на улице Долгорукова, «заменить» витражи и ручки на дверях бывшего доходного дома (Ефремова, 18) или уничтожить уникальный дом — все только пожмут плечами. К слову, не так давно исчез «модерновый» дом на бульваре Франко (рядом с магазином «Весна»). Можно  еще приводить примеры. Насколько мне известно, за эти преступления никто не ответил.

К слову, не все строения с элементами модерна (да и другими архитектурными изюминками) включены в Государственный реестр памятников культурного наследия Украины даже в качестве памятников местного значения. Для того чтобы симферопольские памятники архитектуры оказались в этом реестре и не канули в вечность, необходимо проделать определенный перечень работ, составить паспорт на каждое сохраняемое здание. Работы эти не столь хлопотные, сколь затратные. Деньги на них в местном бюджете не предусмотрены. Но, по словам Ольги Сергеевой, выход есть. На базе городского управления по охране культурного наследия планируется создать коммунальное предприятие на хозрасчетной основе, которое будет заниматься выявлением интересных зданий, их учетом и охраной. К этой работе готовы присоединиться и студенты кафедры истории ТНУ.

Кстати. Есть еще одна особенность наших модернистских шедевров — на этот раз печальная. В отличие от своих европейских собратьев, большинство симферопольских домов делалось не на века, а как бы временно, с перспективой дальнейшей перестройки — отсюда и их весьма скромная долговечность. Так, уже при нынешних реставрационных работах часть архитектурных элементов просто рассыпается в руках. Поэтому, чтобы уникальные дома старого Симферополя не постигла участь куличей в песочнице, с работами по сохранению нашего культурного наследия стоит поторопиться.

"КВ" 2009.07.09


Рецензии