Гордость-2
Итак, православному понятию "гордость" соответствует предложенное мною понятие "зависимость от блага". "Смирению" - "отрешённость от блага". Душа отрешается от блага с помощью зла, если она правильно ко злу относится. Зло в православии - страсти. И если человек терпит страсти и не подчиняется им, и происходит постепенное отрешение (смирение) души. Т.е. страсти (как и любое проявляющее себя внешне или внутренне зло) свидетельствуют о неотрешённости души от блага. Неотрешённая от блага душа - гордящаяся этим благом душа. Душа, думающая спастись этим благом. Душа, делающая благо точкой опоры. Вот почему Бог и попускает злу присутствовать в нашей жизни. Без него мы бы не понимали, что горды - не отрешены. Следовательно, человек отгоняет от себя благо, когда не отрешён от него, или - горд. Горд тем, что сознательно или бессознательно считает, что он и есть причина этого блага. Он, а не Бог. Ибо, повторюсь, гордятся всегда из-за чего-то, поставляя это в центр своей жизни вместо Бога. А вот что говорил Паисий Святогорец, когда ему задали следующий вопрос:
"- Геронда, я завистлива, злопамятна, осуждаю, гневаюсь...
- Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и т.д. происходят от гордости. Гордость - это, так сказать, генеральный штаб всех страстей. Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь. Потому, думаю, достаточно сосредоточиться на гордости, развернуть фронт на её направлении. Сосредоточить весь огонь на цитадели гордыни, отделяющей нас от Бога. Враг, когда хочет захватить государство, главный удар наносит по столице. Если удастся захватить столицу - считай, захватил всё государство".
Т.е. главное - отрешить душу от нужного блага, а всё остальное зло прекратится само собой. Поэтому зло не нужно прогонять, оно само рассеется, когда душа отрешится от блага. Неотрешённость души от блага - причина зла. И только мы сами, прилагая труд, способны с помощью Божией душу отрешить. Т.е. с одной стороны, зло - олицетворение зависимости от блага, с другой - то, что от блага помогает отрешиться. Таким образом, через зло, через опыт прохождения и терпения зла необходимо пройти, ибо это - единственное средство отрешить душу от блага для тех, кто не хочет это сделать добровольно. А даже если и делает добровольно, всё равно в первое время испытывает страдания, пока не привыкнет обходиться (внутренне или внешне) без блага.
Свидетельство о публикации №211031200338