093 Выставка Живописи и Скульптуры Лазаря Гадаева
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/109014/ - фото
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/107/ - видео
- София ЕФРОСИНИНА читает стихи Дины АБИЛОВОЙ, посвящённые Лазарю ГАДАЕВУ и Его Творчеству
Артём Киракосов
цикл ГИМНЫ РАДОСТИ
2008 **** 2018
ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ
093
"ЦВЕТНОЙ ГАДАЕВ" ВЫСТАВКА ПОЛИХРОМНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ И ЖИВОПИСИ ЛАЗАРЯ ГАДАЕВА, 19.01.2011, КЛУБ "АРТЭРИА"
Закончился период так называемых «ВЕЧЕРОВ ПАМЯТИ». Было много печали! Но надо двигаться! “Вперёд! и Вверх!”, как говорил отец Александр МЕНЬ. Нынешняя Выставка показывает расписанную, яркую, полихромную деревянную скульптуру Лазаря и его яркую, `дёрганную` в колорите, в полном смысле этого слова «цветную» живопись, несколько неровную, нервную, совсем как бы не ‘осетинскую’(я бы увидел тут и Наталью Нестерову, и Ирину Старженецкую, которых Лазарь любил, и с которыми много выставлялся). Центральное полотно, ЗНАК, – «Две Вороны», почти ~Парный Портрет~ . Наверное, сам автор бы не согласился устроить такую Выставку.
Мне понравилось то, что получилось. Мне это было очень интересно! – увидеть… Хотя, уже всё знаешь. В своё оправдание можно сказать только это лишь. Грань смерти отделяет от нас того, что было, есть, будет. И, наверное, каждый из нас пытается выразиться через другого, открывая в себе то, что близко в искусстве другого. Вероятно, надо погодить – мне – с этим. И уступить в этом процессе. Моё – вероятно только написать воспоминания. И то – неизвестно – разрешается ли ‘СВЫШЕ’.
От Лазаря! всегда замираешь! И эта Выставка «ЦВЕТНОЙ ЛАЗАРЬ» – мне была неожиданна. Хотя сам и отбираешь работы, перевозишь, расставляешь, возвращаешь на места. И знаешь, видел их с самого детства. Лазарь обладает такой силою – воздействия – что, в который бы раз не видел его (работы), а схватишься за сердце, и спохватишься: талант! силища! здорово…
Расставленные по неказистым грубоватым деревянным лавкам его крашеные деревянные скульптуры смотрелись очень органично на фоне краснокирпичных стен. Он сам стены этого Клуба когда-то выбрал под свой «Реквием» (как сказал Бух). Пользуясь… мы хотели бы сделать ТРАДИЦИЕЙ – эти встречи, посвящённые Лазарю. О нём надо и будем говорить…
Из показанного на экране – уникальные (и впервые) – Костины кадры – как Лазарь рубит деревяшку, полено, скульптуру, интервью Норштейна. А вот `старики` не высказались, не вышли на сцену к микрофону, – и в этом провал я вижу, нужно было... “Очень много говорильни”, “Лучше Норштейна на скажешь”.
Из ‘нового’? – Дина АБИЛОВА, моя любимая! ПОЭТЕССА и ПИСАТЕЛЬ! написала своё Посвящение Скульптурам Лазаря. Он послал ей Каталог, при жизни ещё. Написала и короткие миниатюры-картины-притчи по его скульптурам. Мне кажется, это очень! очень правильный ход: ведь Лазарь лепил притчи! и рассказывал сценки из жизни народа своей Дигоры, как лепленные композиции камерного театра. София ЕФРОСИНИНА прочитала. Прочитала совсем не так, как мне это виделось, но я… – всегда даю ХОД МОЛОДОСТИ! Всегда! Даже когда ‘против’.., не понимаю, не принимаю… Все эти: ‘привет’, – кажутся мне ‘чужими’, но основная наша задача – ДАТЬ Лазаря – другим, ``не своим``, – МОЛОДЫМ! следующим.
Дина АБИЛОВА
http://www.proza.ru/2011/01/18/1168
ЗАГОВОРИВШИЕ СКУЛЬПТУРЫ
«Я всегда стремлюсь освободить человеческую фигуру от скованности…» – Лазарь Гадаев
СМОТРЯЩАЯ В НЕБО
Расту в молчании и снова уменьшаюсь.
Оказаться бы сейчас среди камней аула Дур-Дур. Камень – камень. Это не Баден-Баден.
Небо… Оно вечно безвинное. Там нет погребов для водки и вин. Там есть только бочки с водой для врачевания земли.
Не страшен мне бомбовозный характер гроз. Быть залитой кровью ребенка боюсь…
Небо. За тысячи лет возмужавшее, но в облачный день бесконечное лицо его кажется юным.
Если я упаду, то всё равно увижу небо, что отражается в озере дождевом, там, далеко… На горе Кубус…
ДВОЕ
– Смотри, как прикасаются к статуям ладошками и пальцами незрячие дети.
– Они читают нас… Глубже…
– Ты чувствуешь себя бронзой?
– Нет, мне кажется, что я обшита ситцем и наполнена мхом. А ты?
– А я себя ощущаю… Тобой. Здесь холодно… Я бы накинул на тебя полушалок, но…
– Не нужно. Главное, что ты мой. И со мной…
ИГРА С ПТИЦЕЙ
Крылья придумали раньше, чем клюв. Наверное… Птицам легко. Они поднимаются в высь без ног. Без лифта. Без перил.
Небо любит птиц, потому, что они не лают и не воют. Небо любит тихую музыку. Я давно уже забыл свое первое имя – себялюбец.
В новой жизни я – птицелюб.
Что мне паркетный скрип одиночества? Чирикание птицы – отрада моей души.
Может птица была красивой женщиной в прошлой жизни? А я был лишь ногтем её…
Все мы живём неизвестно какую по счёту жизнь. И непонятно кем мы были раньше. Бычий рог доживает свой век фидиуагом*.
А старый гумсаг** болтает под ударами пальцев о том, как был шкурой…
ПОПРАВЛЯЮЩАЯ ВОЛОСЫ
Вам только кажется, что я смотрю на Вас. На самом деле я всматриваюсь в себя.
Поправляю волосы, вызывая зависть у лысых статуй. Скучно здесь, среди бетонных стен.
А где- то там, в Дигории звучит в натопленном доме "Задалески нана" и тихо ей аккомпанирует двенадцатиструнная арфа…
Время циркульной походкой отмеряет день и ночь.
Память как лоточница продаёт за боль – выложив в лотки товар: смех вчерашний, взгляд вчерашний…
Память не торгует свежим. Даже полуфабрикаты продавать не хочет…
МАСЛОБОЙКА
Когда я была деревом, я видела некрополи Даргавса. Наблюдала, как приземляется пыль на машикули.
Из прадедов моих сотворили резные кресла для старших мужчин, из прабабушек трёхногие столики для еды, из сестёр – кадушки для воды.
А из меня руки Лазаря сделали маслобойку. Из сливок готовлю масло. Из неизвестности – ясность…
Я взбиваю масло и мысли. Нет ничего, бесконечнее чувств и мыслей.
Чувства меняют цвета, размеры и, будучи спасенными от паспортного возраста, игриво живут внутри людей.
Чувства это вечные дети своих невечных родителей. Чувства – это вечные Боги, своих невечных рабов…
НЕРОДИВШАЯСЯ СКУЛЬПТУРА
Меня не охватывали руками. Тёплые женские руки. Не шлифовали сильные мужские.
Я зачата была в мыслях мастера, когда работал он ещё в маленькой мастерской.
Я не стала четвёртой девушкой идущей к роднику. Не оказалась третьей рукодельницей.
Не была второй присевшей на лестнице. Я и первой то не выточилась… Не успела родиться. Так и осталась камнем…
фидиуаг* – музыкальный инструмент из бычьего рога
гумсаг** – барабан
На фотографиях представлены скульптуры Лазаря Гадаева
© Copyright: Дина Абилова, 2011
Свидетельство о публикации №21101181168
http://www.proza.ru/2011/01/18/1119
ШАГИ ПО ИРИСОВОЙ ПОЛЯНЕ
Памяти скульптора Лазаря Гадаева
В твоей мастерской, глухая пыль, хочет услышать баритонный голос тишины…
О чём не досказали – камни, которые не дождались перевоплощения? Базон- ма, циу?*
Твои скульптуры, не держащие вишнёвые посохи – молчат как молитвенники-ведуны.
Читаю почерк мыслей твоих. По керамике. По мрамору. По бронзе.
Увидев молящегося Христа, даже самый буйный ветер застыл бы, словно под гипнозом…
Я вижу твоё лицо в ликах тобою высеченных. Чувствую кожей холодные трещины камней.
Жаль, что ты мне уже не скажешь: Азар-ма, чызгай**
И я не пропою с восточным акцентом: О, махурыхай***
Если бы в городах не рождались скульптуры… На что смотрели бы люди, убежавшие от суетности? Кто бы вечно ждал их в любую погоду?
Памятники и скульптуры – доказательства преданности. Они могут научить нас, двуногих и бескрылых ждать.
Стоя на месте, показывают, как искать и находить друг друга. Не стареть ещё учат…
И… Не умирать…
Памятники – безмолвные командующие над легионами деревьев. В шероховатых мундирах и с гласом псалмопения…
Я читаю почерк мыслей твоих и перечитываю глазами то, что вчитываясь в себя, передал ты движением рук По мрамору. По бронзе. По керамике.
Человеческая память ведь не прорастает ольшаником. Сахуыр ма ка кувын. Ма фалидз таргай.
Научи меня молиться. Не оставь меня. Через шёпот крошащегося шамота, на котором будто вышита паутиною соль, я услышу хриплое: искурдиада****
И чуть позже помолятся горы… Исповедуясь не слезами, а камнепадом…
Я не знаю, как рождались скульптуры. Даже если бы и наблюдала за твоими руками часами, всё равно упустила бы момент – «первого крика».
В день рождения скульптурам не надевают бирочки с именем. Не отрезают пуповину. Не поздравляют родственников. Скульптуры – дети, у которых один родитель.
Не успев родиться, они идут на смотрины. Витрины заменяют люльки.
Иногда мне кажется, что слышу я крик птицы вырезанной из дерева. Той самой, что являлась в снах незрячих детей…
Читаю почерк мыслей твоих. По керамике. По бронзе. По мрамору. Имя, и лицо – всё оформить можно золочённой рамой.
Но для душ людских нет мастерских багетных.
Я бы и в шагах узнала бы почерк мыслей твоих, если бы шел ты по ирисовой поляне, легко наступая на травы крестоцветные…
О чём молчат нетронутые камни, которым не успел подарить ты жизнь иную?
Базон-ма, циу? Базон-ма, циу?...
Базон- ма, циу?* – Друг мой, о чем? (осетинский язык)
Азар-ма, чызгай!** – Спой, девица, спой (осетинский язык)
О, м;хурыхай*** – Ты – сиянье дня (осетинский язык)
Искурдиада**** – мольба (осетинский язык)
© Copyright: Дина Абилова, 2011
Свидетельство о публикации №21101181119
Ребята замёрзли совсем (дуло!). Смеялись!.. Говорили о своём о чём-то, ели-пили, кажется. Но… мне кажется, что всё удалось! Я спросил в конце. “О да! понравилось!” В этом был смысл. Они устали и не задержались на… Пусть! – это не главное.
Лазарь предлагал мне всё всегда только один путь становления, как личности, художника: от родной земли, от своего народа, от его традиций, глубин, искусства. Я благодарен… Так и было, так и поступил. Но, мне кажется, незаметно для себя самого, он сам – яркий представитель всеохватности, всестилия, увлекаемости всем, чего касался: жизнь: люди, искусство, события, – всё! оставляло в нём яркий след…
22 январь , суббота , ночь 2011 ~ зима ** ** зима ~ 2011 ночь , суббота , март 12
Свидетельство о публикации №211031200377
Дина Абилова 20.03.2011 17:31 Заявить о нарушении
Артём Киракосов 21.03.2011 03:55 Заявить о нарушении