Донателло

Донато ди Николо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился в 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Творческий путь его начался в мастерской Гиберти – самого известного скульптора той поры. В 1404-1407 гг. он был его подмастерьем. С 1407 г. идет отсчет шестидесятилетнего периода самостоятельного творчества Донателло, составившего целую эпоху в истории европейской пластики. Вазари пишет, что произведения  его настолько отличались изяществом, хорошим рисунком и добросовестностью, что они  почитались более похожими  на выдающиеся создания древних греков и римлян, нежели все, что было  кем-либо и когда-либо сделано.

Прежде всего, Донателло  исполнил из мрамора статуи св. Марка, Давида-победителя, и сидящего Иоанна Богослова для Флорентийского собора (1408-1415). Статуя св. Марка стала его первое зрелым произведением (http://proza.ru/2011/03/12/362).

Для цеха оружейников он изваял фигуру «Св. Георгий» (1417) (http://proza.ru/2011/03/12/364). После ее завершения Донателло сразу выдвинулся в число первых скульпторов Флоренции. Его имя прославилось по всей Италии.

В 1418-1436 гг. Донателло работал над циклом статуй ветхозаветных пророков для флорентийской кампанилы. Все созданные им фигуры были исполнены огромной мощи. В 1431 г. он вместе со своим другом Брунеллески совершил поездку в Рим, где с увлечением изучал античную скульптуру. Влияние последней отчетливо прослеживается с тех пор во многих работах мастера. Именно у Донателло обнаженное тело впервые  увидено глазами гуманиста, как совершенное творение природы, наделенное живой, естественной красотой (http://proza.ru/2011/03/12/368).

Одной из самых значительных работ Донателло второй половины  его творчества стала  воздвигнутая в 1443-1453 гг. в Падуе конная статуя кондотьера  Эразмо де Нарни, прозванного  Гаттамелата («Хитрая кошка») (http://proza.ru/2011/03/12/373).

В годы работы в Падуе Донателло вместе с помощниками создал так же один из самых грандиозных скульптурных ансамблей XV века – монументальный алтарь св. Антония (1447-1450), включающий семь больших бронзовых статуй и пять многофигурных рельефов (http://proza.ru/2011/03/12/380) (http://proza.ru/2011/03/12/387) (http://proza.ru/2011/03/12/391). Он  открывает последний этап творчества Донателло, отмеченный нарастающим драматизмом мировосприятия. Появляется необычная для мастера, всегда тяготевшего к пластической обобщенности, беспощадная  натурная точность передачи строения старческих лиц, костлявых полуобнаженных тел, набухших жил, острое беспокойство пластического языка, изрытая, рваная фактура.

Около 1455 г. по заказу Косимо Медичи, большого почитателя его таланта, Донателло отлил в бронзе скульптурную группу, которая изображает Юдифь (http://proza.ru/2011/03/12/395), отрубающую голову Олоферну. Первоначально она служила навершием для фонтана в саду дворца Медичи на Виа Ларга. Молодая женщина изображена в момент ее героического поступка.

Умер Донателло в декабре 1466 г.   Последние годы он из-за старости уже не мог работать и оттого сильно нуждался в деньгах.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии