Распутица

     Что весною, что осенью, что в предзимье, что в предлетье распутица она и есть распутица. И ничего с ней поделать нельзя. Её просто надо переждать.

     Тем-то и хороша матушка-природа, что в любое время года у неё не бывает плохой погоды! Бывает, как говорят военные, плохая амуниция.

     Выходной день. Последняя декада ноября, а на дворе плюс семь, ярко светит склонившееся к горизонту солнышко, сильные, но тёплые, откуда-то с севера взявшиеся порывы ветра сдувают всё, что плохо лежит. Нет и следов от недавно выпавшего мокрого снега – остались только лужи. Лучшая обувь в распутицу – резиновые сапоги. Особенно, если бредёшь по свежераспаханной грейдером Виноградной улице. Непролазные лужи-то у перекрёстка с Народной тракторист выровнял, но для пешеходов на тропинки навалил целые гребни земли, вдоль которых образовались канавки  с водой – те же, только длинные лужи во всю ширину дороги… Ни щебёнки, ни, тем более, асфальта здесь пока не предвидится. Если только одного Леоновского шоссе станет когда-нибудь мало для строящихся Золотых звёзд. Этажей эдак в 17, что недавно ограничил губернатор по возможностям пожарных, а то и в 22 этажа по ранее утверждённой планировке, что подтвердила главный архитектор города И.В. Соловьёва в беседе со мной, этот посёлок примет скоро от 4 до 5 тысяч новых горожан.

     Думал, что закрою грибной сезон 15 ноября, набрав в окрестностях треть корзинки зимних опят. Тогда же встретил возле 70-го лесного квартала пожилую даму с ведром спелого крупного боярышника. Ягоды почти все лежат на земле, красным ковром покрывая опавшую листву, – собирай, не ленись! Небольшой запас этих ягод мы насушили неделей раньше. А мой знакомый продолжает и сегодня тихую грибную охоту, прогуливая громадного чёрного щенка. Подсказав ему замеченный в зимних опятах пенёк, отправляюсь подрезать старые акации вдоль забора пасеки. Слышен тихий свист рано прилетевших снегирей – их стайку заметили многие жители Рябушинки.

     На грядке зацвела фиолетово-жёлтая фиалочка – если тепло будет и дальше, то, как и в каждую задержавшуюся осень, могут цвести примулы и другие весенние первоцветы.

     Опадают последние, даже не обмёрзшие в холодные ночи, яблоки. Они ни сколько не хуже для компота, чем те, что некуда было девать в сентябре – октябре. Даже с дички, что растёт на улице, упало несколько последних жёлтых шариков – по вкусу они оказались похожими на китайки. А вот куст терновника, что дарил осенью терпкие, вяжущие рот ягоды. Сегодня он порадовал пригоршней мелких, сладких как сливы, промороженных и оттаявших, но цельных и крепких, почти чёрных плодов с легко отделившимися косточками.

     Акации, ясени и старые вишни придётся подрезать всю зиму – переросли, подпирают воздушные кабели. Мелкие веточки – на золу, чуть крупнее – на дрова для мангала и воскотопки, а старые обомшелые стволы – в бункер. Если бы на Виноградной улице организовать механизированный субботник-воскресник, то дров можно много наломать. Только дрова эти теперь никому не нужны. А вырубать и вывозить их городу накладно. Так и падают самостоятельно, засохнув в конце жизни, старые клёны и тополя, липы и ясени по всей Рябушинке. Иногда стволами и крупными ветками они крушат заборы и рвут провода. Иногда наносят ущерб припаркованным машинам гостей МГМК, соседнего предприятия и «Элвиры», а то и клиентов УМЦ «Атом», что приехали пострелять в подвальном тире бывшего общежития гидрометтехникума. На большой пустырь тоже бывшего спортгородка, где стоит гостиничный транспорт, автогостей других заведений не впускают. Вот и приходится им ставить машины на газонах, под сухие падающие ветви погибших старинных деревьев усадьбы «Соколово – Кучино», что объявлена в 2005 году культурным наследием Подмосковья. Наследие – это обсерватория-конюшня и водонапорная башня, это белокаменные лестницы и фонтан, к которому они вели. Это ландшафтный парк у Пехорки с её родниками и мосточками. Кому только возрождать для туризма это былое, историческое, культурное, находящееся в разрухе на федеральных арендуемых землях наследие? Принадлежащее не Железнодорожному, не Подмосковью, но всем нам? На возрождение усадьбы нет ни спонсоров, ни областных средств, ни средств владельцев и арендаторов, ни, тем более, бюджетных средств нашего города. Если уж капремонт жилья в 2010 году бюджетом Железнодорожного не предусматривается, то откуда деньги на памятники истории и культуры?

     Распутица, кризис – что поделаешь! Надо переждать.
 
     На снимке - снегири в предзимье.

     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2009 – 2018


Рецензии