RitaSe. Записки старого брюзги. С. С. Смирнов 2

          С.С. Смирнов 2, "Записки старого брюзги",http://www.proza.ru/2011/02/16/2022

          Говорят, досужие дяди ученые как-то решили сделать портрет идеальной женщины, пристроив самый красивый нос к самым глубокомысленным глазам и наишикарнейшему рту. Результат, натурально, оставил желать лучшего… Некоторые тексты - этот в том числе - напоминают мне вышеупомянутый рецепт изготовления портретов - вроде все по отдельности пучком, но в едином целом выходит что-то ненатуральное...

          Есть, конечно, вкусы. И из многих возможных делений есть эскапизм против реализма. Названия условны. Суть дела состоит в том, что эскаписты ищут побега от реальности, а реалисты - приближения к ней. Высшая похвала у реалиста: "Зашибись, как верно - почему я сам не замечал?", а у эскаписта: "Вот бы мне к эльфам вместо этой гнусной квартиры ". Реалисты берут из литературы, чтобы применить к жизни. Эскаписты берут из литературы, чтобы применить к литературе. Для некоторого дальнейшего прояснения - соцреализм - один из самых эскапистских стилей - он описывает окружающее "как оно должно быть".

          Возвращаясь к "Запискам старого брюзги" - они на мой реалистский вкус слишком эскапичны. Это - рассказ стиля. И стиль, на мой взгляд, сугубо литературен - он основан не столько на соотношении слов и дел, сколько на соотношении слов и слов. Несколько примеров.

          "правит тобой, сбрасывая таинственные течения и токи внутри тебя на уровень отрицательных величин"
          Здесь автор хочет сказать, что ему поплохело. Умом я его понимаю, но сердце мое не бьется о штанину, ибо отрицательный ток - вещь совершенно произвольная. Когда-то назвали перенос определенных зарядов в определенном направлении положительным. Другой знак зарядов в том же направлении (дырки вместо электронов) - смена знака тока на мультиметре. Дело соглашения. Мне вспоминается один негр, который на упоминание "красный провод - плюс, черный - минус " выдал фразу "Почему черное - обязательно отрицательное!" Чем минус для тока хуже плюса у меня никак не укладывается в создании. К тому же я определенно предпочитаю отрицательный результат теста Вассермана резко положительному...

          "Я-то знаю, что жизнь без временной оболочки быстро уменьшает энтропию личности, и мы инстинктом противимся этому, наивно пытаемся даже и противодействовать, потому что минимальная энтропия личности есть смерть в любых смыслах. "
          Вообще-то энтропия увеличивается когда тело приходит в тепловое равновесие со средой. "Тепловая смерть" связана с увеличением энтропии, не с уменьшением. Правда, я давно понял, что понимание гуманитариями слов вроде "энергия " и "энтропия " - дело сугубо гуманитарное, и не нам, естественникам, лезть туда с плоскогубцами...

          "Дальше был храм со скошенным куполом, завалившимся набок, падающим, кривым, но, одновременно, парившем в вакууме пространства, образованного щербатыми стенами необычно тонкого и тускло-оранжевого кирпича."
          Слово "тонкого " звучит тут странно. В первый момент вызывает ассоциации с тонкой стенкой, но, должно быть, просто кирпич нестандартного размера. Тонкий в высоту - не в глубину. Как это лучше сказать, я не знаю. Узкий? "Вакуум пространства, образованного стенами" - мой мозг отказывается вообразить подобную конструкцию (петькин мозг, согласно анекдоту, полностью вырубался при попытке представить "квадратный трехчлен"). Пространство не может образовываться стенами - оно бывает "между" стен. В вакууме вообще ничего нет - стен особенно.

          "Она высока и худа, вся из острых углов, зигзагообразна, всегда "
          Худа-всегда рифма - из прозы их лучше выводить.
          "кажется издалека маленьким подъемным краном в анфас. "
          En face - включает "в" - "в профиль", но "анфас" .

          "Я оборачиваюсь. Ее темный силуэт исчезает в нигде. Или, в никогда?"
          Смысла я тут обнаружить не могу - одно глубокомыслие. Как и в "не имеющем цвета шарфе".

          Мой "антиэскапистский" вкус, я отдаю себе в этом отчет, достаточно экстремален, и в чистом виде нечаст. И я практически уверен, что многие рецензенты искренне встретят рассказ вполне положительно. Вкус у самого автора явно склоняется к эскапизму - иначе бы он так не писал. Так что мой взгляд тут - сильно с другой стороны , и я не уверен , что он будет "в помощь ".


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.