Лестница в небо

   Из цикла "Библейский сезам"

  Создателям Библии пришлось решать весьма непростую задачу:следовало показать, что идея Единобожия, посетившая Авраама еще в Месопотамии, в земле Ханаанской не только реализовалась, но и была воспринята его наследниками.
  У народов, населявших Месопотамию, было, по подсчетам некоторых историков, пятьдесят разных богов, а главным считался бог Луны. При всех различиях в названии богов у древних народов не только Месопотамии, но и других частей света, они имели и общее, олицетворяя различные природные явления, небесные светила и нераздельную связь с космосом.
  Подобные боги были и у жителей Ханаана. Поэтому  неудивительно, что даже израильтяне, пришедшие сюда из Египта, быстро восприняли их как нечто, само собой разумеющееся. Ведь и там существовали десятки разных "неживых" богов (выбирай на вкус!). И вне сомнения, что египетские евреи тоже имели их и дорожили ими. Вспомним снова, как заставили они Аарона сделать им литого кумира, когда Моисей задержался на горе Синай.
  Когда живешь в стране более четырехсот лет, хочешь - не хочешь, а будешь воспринимать местные традиции, как свои. И, понимая это, древние авторы, создававшие Библию, практически ничего не рассказали о вере египетских евреев, сделав акцент на их тяжелом социальном положении (превращении их в рабов).
  Новая вера стала создаваться лишь тогда, когда началось их блуждание по пустыне. Когда Моисей стал буквально вбивать ее в головы израильтян. Но где же преемственность Бога - от Авраама до Моисея, как некоего Единого и давно знакомого еврейскому народу? Авторы Библии решают эту задачу с помощью постоянного рефрена - напоминания, который делает сам Бог, являясь к Исааку, Иакову, Моисею:"Я Бог твоих отцов...". Или твоего отца, если речь идет о встрече с Исааком.
  Со времени появления Моисея вообще возникает ощущение, что Авраам, а тем более Исаак, отодвинуты в сторону, и вспоминают о них лишь формально, чтобы показать преемственность поколений и традиции Единобожия. Но была ли эта преемственность на самом деле, а если - да, то в какой степени? Авраам сам по себе предстает как человек настолько преданный своему Богу, что ради доказательства своей преданности готов пожертвовать даже сыном.
  Но жену для сына он "выписывает" из родного города в Месопотамии, из своего клана, посылая за невестой своего слугу. Объясняется это тем, что он не хочет, чтобы сын женился на ком-то из местных девиц. Подтекст здесь просматривается:дескать, Аврааму чужды местные верования. А что, в Месопотамии они были иными? И не их ли неприятием объяснялся уход оттуда Авраама? Кроме того, сам Авраам имел наложницу-египтянку и сына от нее Измаила, которого очень любил, а после смерти Сарры женился на некой Хеттуре, которая родила ему шестерых сыновей, ставших со временем родоначальниками различных арабских племен.
  Его сын от Сарры, Исаак, судя по всему, был тихим, мечтательным и незлобивым человеком, послушно исполнял то, что велел Бог (сказал Он - "Не ходи в Египет", не пошел), но рассказ о нем, скорее, понадобился для того, чтобы на сцену со временем вышел Иаков, который и стал "настоящим" праотцем евреев, хотя его деда и отца тоже наделяют этим званием, но, пожалуй, все-таки более формально, по традиции.
  У Иакова отношения с Богом с самого начала приобретают более тесный характер. Когда получив обманом отцовское благословение, он -по совету матери- направляется в Месопотамию, к ее брату Лавану, чтобы спастись от мести своего брата Исава, ему во время ночлега снится лестница. Она стоит на земле, а верх ее уходит в небо. И Ангелы божии восходят и нисходят по ней. И на ней стоит Господь и говорит, обращаясь к Иакову, что он - Бог Авраама и Исаака, даст ему, Иакову, и его потомству землю, на которой тот лежит. И пообещал хранить его всюду, где бы ни был Иаков, и возвратить в родную землю.
  Интересно, что Елена Рерих писала:"Лестница Иакова - Великая Реальность и основа всего Мироздания". Понял ли это сам Иаков? Похоже, что - да. Пробудившись ото сна, он сказал:"Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!". "И убоялся, и сказал:как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные".
  Но испугавшись Бога и поставив камень, который был у него в изголовье, памятником, возлив на него елей, Иаков, в отличие от Авраама и Исаака, к заключению обета с Господом подошел весьма практично. "Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду  одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет домом  Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть".
  Понятие о Боге у Иакова в определенной степени остается земным, как о неком человек, на помощь которого он надеется, но которому за нее, естественно, надо заплатить. И Бог эти отношения принимает, поскольку человеческому сознанию трудно воспринимать то, что выходит за рамки привычного( Десятину же израильтяне будут в будущем платить священникам-левитам, которых Бог избрал себе в удел).
  Вспоминал ли Иаков эту встречу в Богом те двадцать лет, которые провел у Лавана? Молился ли он тем богам, которым молился Лаван и его домочадцы? Об этом в Библии ни слова, что невольно заставляет думать о том, что, если и вспоминал, то не часто, и богов Лавана, скорее всего, не отвергал. Он их, украденных Рахилью у отца, закопает, когда вернется в Ханаан. И то не сразу, а после учиненной его сыновьями бойни в Сихеме и незадолго до смерти  Рахили, скончавшейся во время родов сына Вениямина.
  Но перед всеми этими событиями Бог приходил к Иакову и даже однажды ночью боролся с ним, повредив ему бедро, сказав на "прощание":"Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с богом, и человеков одолевать будешь".
  И снова мы встречаемся с прежней дилеммой:почему Бог выбирает себе в услужение далеко не идеального человека ( хотя с точки зрения иудаизма он рисуется именно таким: какие бы поступки Яаков - так звучит его имя на иврите - не совершал, они признаются "кошерными" и оправдываются)? Наверно, потому, что и сами боги не без греха.Чего же ждать от грешного человека?
  Но если без шуток, то высшая цель Бога как раз и заключается в том, чтобы приближать к Себе как можно больше обыкновенных людей, и на них возлагать ответственные задачи, а там уж -как они справятся сами.
  С одной задачей, то ли Бог, то ли потомки Иакова, явно не справились. Бог обещал каждому - Аврааму, Исааку и Иакову -, что потомство у них будет таким многочисленным, как звезд на небе. Обещание исполнилось только по линии Измаила, любимого сына Авраама, и других его сыновей, от Хеттуры. Арабский мир сегодня  многочисленный настолько, что в сравнении с ним потомки Иакова выглядят песчинкой на дне морском.   


Рецензии
... и глазницы их наполнены пеплом, а глаза повернуты внутрь...
Это говорится о восприятии мира обычным человеком, таким как мы с вами.

То есть об ограниченном, ущербном восприятии.

как же понять, что такое правильное, полноценное восприятие?

не уверен, что мне удастся кратко объяснить, и потому в случае вашей заинтересованности могу предложить пообщаться через скайп, например.

Но в целом все очень просто:

человек - это набор желаний, которые он получает от природы согласно закону распространения и выхода к реализации особого гена и благодаря которому ощущает себя живущим в этом мире.

каков мир на самом деле человек не знает и трактует увиденное согласно своим свойствам.

а свойства человека, свойства желаний человека - наполняться. Получать.

Свойства природы - отдавать. и в этом между нами разница.

воспитывая свойства отдачи человек иначе воспринимает увиденное.

ваш текст базируется на неких терминах: Лаван, Яков, Авраам, Ицхак...

согласно желанию получать - это имена людей.

однако, согласно желанию отдавать - это обозначение сил внутри Я человека в росте свойства отдачи в нем и их взаимодействие.

просто следует понять, что в этой книге ничего не написано о нашем мире.

но в следствии того, что каким то образом нужно описать взаимодействие сил имена выполняют роль терминов согласно своих корней. словно ветви самих сил.

попробуйте абстрагироваться от мифов и словно исследователь посмотреть тут http://kabba137.rutube.ru/playlists

смотрите по порядку. берешит, ноах...

Александр Цесаревский   12.03.2011 13:49     Заявить о нарушении