Отчуждение

 Отчуждение. Бузгалину А.В. «Альтернативы». Всякий акт деятельности субъекта есть отчуждение. Субъект отпускает от себя, полагает новое слово, новое понятие, отношение, предмет. Создает государство, Бога, науку, деньги, финансовые институты, атомную бомбу. Отчуждает их, придает им самостоятельность. Всякая работа конкретного человека, всякое творчество его – отчуждение. У Гегеля абсолютный субъект (дух) полагает, отпускает от себя,  отчуждает от себя природу, субъективный дух, объективный дух и, сняв все  отчуждения,  возвращается к себе. В форме искусства, религии, но, главным образом, – философии.  И занимается исключительно собой. У Маркса нет «абсолютного духа», но у него есть «способ производства материальных благ» в качестве движителя исторического прогресса. Его способ производства как «хозяин в доме» также меняет «одежду» своим «детям» – общественным отношениям – на протяжении всей истории. Первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. Вместо познавшего себя абсолютного духа у Маркса – коммунизм, построившее себе высокий и красивый дом общество. С коммунизма всемирная история начала свое развитие и коммунизмом окончит.

Можно констатировать: отчуждение и снятие отчуждения – необходимые моменты развития, неизбежные, закономерные. Без отчуждения не будет истории, как и без снятия. У Гегеля процесс этот имеет отношение более к логике, чем к истории, хотя к истории – тоже. Круг замкнулся – развитие закончилось. И все же – великий немец понимал это – мысль не остановишь, совершив один круг, она неизбежно начнет другой. А Маркс заканчивает историческое развитие на коммунизме, где все противоречия сглаживаются, отчуждения снимаются, борьба прекращается. Начинается плановая и бесконфликтная жизнь, полная радостей творческого труда, побед, разумного потребления. Жизнь без классов, без существенных различий между людьми. Победить бы смерть, но это, к сожалению, невозможно. Все поют и пляшут, смотрят хоккей и футбол, ходят на субботники и воскресники, заседают, празднуют, отмечают юбилеи вождей и героев труда. Марксов вариант приводит в тупик, выход из которого – социальная катастрофа. Эта ситуация – похожа на «брежневский застой», ведущий к развалу целого и перестройке всего социального организма. Россия пожила в коммунизме и сегодня возвращается к той форме жизни (тяжелой, конфликтной, проблемной…), когда у нее коммунизма еще не было. 

Отчуждение. Частная собственность – отчуждение. Но это и великое благо, потому что частная собственность – трудовой стимул и экономическая основа свободы личности. Маркс упраздняет частную собственность и тем усиливает роль государства. Государство отчуждается от народа, а это плохо, это опасно. Мы переболели этой болезнью, хотя до полного выздоровления нам еще очень далеко. Деньги, финансовые институты буржуазного общества – великий стимул экономического развития – отчуждаются, выходят из-под контроля и ведут к кризису. Вот тут и может появиться «спасительная» теория, «единственно истинная». Однако история научила западные демократии переживать  кризисы, даже предупреждать их. Коммунизм упраздняет деньги, снимает их. Передает функция распределения, накопления обществу, а точнее – государству. Товарищ Сталин – верный ученик Маркса, Энгельса, Ленина – стал на стезю упразднения денег и даже труд на эту тему написал. Все окончилось печально. Свои же – выбросили мертвое тело из Мавзолея.

Многопартийный парламент – это тоже отчуждение, то, что на дух не переносят коммунисты в своем государстве. Парламент этот нередко  допускает злоупотребление свободой, манипуляции сознанием неискушенных избирателей, подкуп, перенос  борьбы на улицу. Однако ликвидация парламента приводит опять же к усилению государства, к политическому произволу. Государство может снять парламент как очаг борьбы и общественной напряженности, силовыми средствами погасить политическую борьбу, но вынуждено будет построить лагеря для инакомыслящих, для граждан, которые не могут жить без свободы. И это мы пережили. Лагерь – отчуждение не просто вредное, но страшное и снимается оно с помощью революции. Великая революция в России в 90-е годы прошлого века разрушила лагерное государство. Народные революции в Тунисе, Египте, Ливии  снимают такое государство.

Свобода мысли, слова, веры, духовного и культурного творчества является чуждым элементом (отчуждением) для тоталитарного государства. Она мешает ему проводить агрессивную политику, строить пирамиды, гигантские дворцы со стометровыми статуями вождей на макушке, поворачивать вспять реки, создавать горы оружия, но без нее нет духовного развития общества. Свобода не снимается, а неумолимо в истории утверждается.  «Всемирная история – прогресс в сознании свободы», - сказал Гегель. И эта истина – абсолютная. Коммунизм как Марксова придумка сегодня стал далеко зашедшим отчуждением общественной мысли. А для России сегодняшней он просто опасен. Опасен как помеха для духовного развития нации. суббота, 12 марта 2011 г.


Рецензии