Поиски истины...

                Рецензия на книгу рассказов Геннадия Маркина
                «В напрасных поисках истины»
В литературных кругах города Тулы произошло событие: вышел в свет сборник рассказов Геннадия Маркина.
Почему выход этой небольшой по формату книги, объёмом в 136 страниц и тиражом в 100 экземпляров стал событием? Попробую объяснить.
Дело в том, что сейчас выходит очень много сборников прозы и поэзии, которые не отвечают требованиям высокой литературы. Иметь собственную книгу стало модным и престижным. А, поскольку они в основном издаются на собственные средства авторов, то и требования к ним снижены до предела. В последнее время довольно часто можно встретить     малохудожественные произведения, захламляющие полки библиотек и книжных магазинов. В противоположность такому засилью  откровенной макулатуры, книга Маркина порадовала тем, что вышла под логотипом «Библиотека журнала «Приокские зори», и это приобщение к уважаемому изданию придало ей солидность.
И более того, книга выпущена к «столетию ухода Льва Николаевича Толстого» из Ясной Поляны. Мне всегда казалось, что исторические рассказы и романы пишут седовласые мудрецы, которые не отрываются от письменного стола. Поэтому было интересно, что же нового может сказать не профессиональный писатель, для которого литература является лишь увлечением? Тем более что на заседаниях  тульского областного литературного  объединения «Пегас» Геннадия Маркина довольно часто критиковали, но к его чести, критику эту он всегда принимал с благодарностью.
С первого же рассказа «Марфина шахта» чувствуется колорит эпохи конца 19 начала 20 веков. Неторопливо начинает разворачиваться сюжет, вводя читателя в события давней поры. И уже не оторваться от конкретных имён, названий, приключений простых рудокопов. С каждой строчкой понимаешь, что рассказ написан  мастерски, с юмором и доброй улыбкой автора, хотя и граничит с трагикомизмом. Рассказ явно относится к деревенским анекдотам и побывальщине, хотя основан на реальных фактах.
Характерной особенностью Маркина – рассказчика является умение перевоплотиться в своих героев и заставить  поверить им безоговорочно. Так и кажется, что на арене цирка появится, например, огромный негр, поднимающий коня на свои плечи или сидящий на самодельном стуле дед, поющий залихватские частушки на ярмарке. Эти сцены подробно описаны в рассказе «Русские забавы», и  делают нас свидетелями подобных событий.
Издревле на Руси существовала забава ходить «стенка на стенку». И, увидев в цирке могучего негра с конём на плечах, крапивенский мужик Прошка Фролов решил с его помощью одолеть местного силача Ивана Колокольчикова. Но негр так и не одолел его, как, впрочем, до конца не понял и русскую забаву: почему на Руси принято на праздники драться, а не радоваться.
Рассказ изобилует описаниями картин праздника Масленицы: солнечный, словно на заказ, день: плачущие слезами-капелями под  лучами «серебряные сосульки», спасающийся от весеннего солнца снег, превратившийся в маленькие журчащие ручейки, выставленный на продажу товар, прохаживающие вдоль прилавков купцы.
Праздник чувствуется во всём:  в базарной толчее и в залихватской игре гармошки, в пении стариком частушек и в попытке мужика влезть за призом на столб.
Кажется, что здесь необычного?  Нам давно известно, о чём написал Маркин. Но, в том-то и дело, КАКИМИ словами он донёс до читателя красоту праздничного дня, которому радуется даже солнце!  Природа в этом случае помогает нам глубже понять внутренний мир русского человека, его широту души и разухабистость натуры.
В разговорный текст героев он вводит забытые и мало употребляемые  слова, архаизмы, которые и придают рассказу привлекательность – «надысь», «сказывал», «нужлить», «Петербурх», «можа».  Автор  ненавязчиво подчёркивает, что склад их речи носит чисто русский характер и имеет свою диалектную принадлежность.
Он умело пользуется устойчивыми тропами, употребляемыми в бытовой речи: «ходовой товар», «овчинный тулуп», «обозный завод», «базарная толчея» и олицетворяющими метафорами, типа: «заплакали серебряные сосульки»,  «сбегал рыхлый снег», "ветер бил в лицо".
Эти два рассказа являются как бы предисловием к вдумчивому  осмыслению последующих рассказов о нашем знаменитом земляке Льве Толстом. Серьёзность темы, на которую замахнулся автор, заставляет более глубоко вникать  в её суть.
«Обвиняемый Толстой», «Встреча», «В напрасных поисках истины» - цикл рассказов о Толстом, объединённых одним жанром, одной темой, где основным героем является Лев Николаевич.  Он - центр всей композиции, а его непосредственные переживания и поступки изображены в преломлении событий, описанных Маркиным.
Эти переживания, мысли и чувства столь сложны и многообразны, что перед нами встаёт образ иного Толстого – более земного, я бы сказала, более сентиментального и даже несколько беспомощного. Грани его характера раскрываются не в одно мгновение, а постепенно, в развитии сюжета, то есть в событийном аспекте рассказов.
В рассказе «Обвиняемый Толстой» мы видим законопослушного гражданина России, понимающего серьёзность обвинения в его адрес. А суть рассказа незамысловата. На территории имения хозяйский бык до смерти «забрухал» крестьянина Матвея. И, несмотря на уже мировую известность, с Толстого  была взята «подписка о неотлучении с места жительства впредь до окончания дела». Подписав её, граф пришёл в сильное эмоциональное возбуждение и даже намеревался покинуть Ясную Поляну и переехать жить в Англию, где бы он мог без проблем заниматься своим основным делом жизни – писать.
Но Толстой, понимает, что ему нет жизни без России и своей Ясной Поляны и поэтому должен подчиниться  закону. Будучи под подпиской о «неотлучении» или о невыезде, писатель не смог присутствовать на заседании Тульского окружного суда, и был оштрафован. Двоякость и непродуманность российских законов возмутила его. Находясь под следствием, Толстой на себе испытал несправедливость и пришёл к выводу, что «система привлечения к уголовной ответственности» в России несовершенна.
В знак протеста он подал прошение об отставке с должности участкового мирового судьи Крапивенского уезда.
Маркину, как юристу, близка и понятна эта тема, которая, впрочем, мало изменилась с толстовских времён. Показывая размышления великого писателя над проблемами, которые его волнуют, автор даёт понять, что мысли Толстого созвучны нашей эпохе и его собственным, верны и актуальны, а главное – применимы и сейчас. Подобно часовому мастеру, на слух определяющему сбой механизма, Лев Николаевич интуитивно определяет неполадки в механизме государства.
Образ Толстого предстаёт перед нами не в догматической форме, а наоборот, понятным и простым. Интересен, на мой взгляд, подход Маркина к описанию его ночных раздумий. Для более сильного воздействия, автор вводит в текст картину  грозы. Процитирую лишь небольшой отрывок.
«Ночью неожиданно поднялся сильный ветер и пошёл дождь, который под шквальным порывистым ветром бил своими холодными струйками в окно, стучал по подоконнику, барабанил по железной крыше флигеля, грязным ручьём бежал вниз по «прешпекту» и стекал в Большой пруд, где растворялся в недовольно бурлящей и вздувшейся пузырями тёмной мутной воде. Озарив на мгновение яркой вспышкой чёрное ночное небо, вспыхнула и погасла молния и в тот же миг, оглушая округу раскатным грохотом из поднебесья, разразилась гроза. Льву Толстому не спалось».
Могу отметить здесь удачную аналогию природной стихии и бушующих в голове Толстого мыслей. Градация грозы усиливает эмоциональное состояние героя.
Нельзя не отметить в рассказе речевые обороты крестьян, чьи образы так выпукло предстают перед нами. Истинно русский говор центральной России, словно хорошая песня радует душу.
В диалогах крапивенских мужиков с доктором, самим Львом Николаевичем, исправником,  нет ничего лишнего, нет подобострастия или униженности. Речь крестьянина Семёна из сельца Ясная Поляна изобилует просторечными выражениями. На вопрос доктора, чей же бык покалечил Матвея, Семён отвечает:
«Графскай. Надысь и брата евонова, Ивана, тоже брухал. Насилу отогнали, а то, как Матвея досмерти закатал бы. Буйная скотина».
Значимость образов крестьян именно в своеобразной речи, в которой заложена многовековая мудрость поколений. И это придаёт всем рассказам особый отпечаток красочности и образности.
Рассказ «Встреча» подкупает искренностью и человечностью. Молодой лезгин Магомед Эфендиев был осуждён на десять лет за кражу невесты  и отбывал свой срок в крапивенской уездной тюрьме. За усердие, чистоплотность и безупречное поведение он был переведён истопником в городское правление. Летом же он выполнял различные поручения, помогал в усадьбах чиновников, ходил на почту за корреспонденцией, где знакомился с крестьянами. Глава города Крапивны Юдин взял его своим помощником и даже назначил жалованье. В одной из поездок на станцию Щёкино, Юдин познакомил Магомеда с Львом Николаевичем Толстым. Эта судьбоносная встреча сыграла огромную роль в жизни осуждённого.
Не зная Магомеда близко, Толстой поручился за него, проявив тем самым проницательность и понимание души человека. Казалось бы, что ему до какого-то осуждённого кавказца, но Лев Николаевич забрал его в имение, чтобы обучить грамоте.
Беседуя во время конных прогулок с Магомедом, раскрывает великий писатель взгляды на то, для каких целей  должен существовать человек на этом свете.
«Каждый человек – алмаз, который может очистить или не очистить себя», - внушал Магомеду Толстой.
При этом автор книги как бы уравнивает и Толстого, и Магомеда в их диалогах. Толстой говорит понятным языком даже для человека другой национальности, у него преобладает разговорно – бытовая речь, которая и сближает беседующих и создаёт ощущение правдивости и естественности. И мы верим, что свет огромной души Толстого и уроки его доброты всю жизнь будет согревать и направлять на добрые поступки лезгинца Магомеда.
Но, пожалуй, главенствующим в этой книге  является рассказ, название которого вынесено в заглавие книги «В напрасных поисках истины».
Маркин создаёт не только исторический, но и художественный образ Толстого, наполняя его простотой, а так же смысловой и эстетической обострённостью. Мне, как читателю, было интересно, не занижен ли этот образ, нашёл ли автор те слова и характеристики великого мыслителя, которые, возможно, или восхитят меня, или разочаруют.
Уверяю, произошло то, чего я внутренне ожидала, зная Геннадия Николаевича, как прозаика. После прочтения книги осталось чувство удивления от серьёзного изучения автором образа Льва Толстого. Я словно окунулась в воздух эпохи, в мироощущения гения, в его душевные метания и переживания. Маркин безошибочно угадал, какие слова, термины, речевые обороты и художественные средства нужны для раскрытия сложнейшего периода великого писателя. Как реалист – писатель, Маркин изучил и воссоздал конкретно – исторических людей, особенно Льва Николаевича Толстого, показал его образ в развитии и в присущих ему заблуждениях.
Толстой, многие годы потративший на изучение сущности религиозного верования и определение Бога, так и не вырвался из своих противоречий. Религию он стремился свести к этике, видя в ней науку о том, как правильно жить и общаться людям на Земле, а не в царстве Божьем. И как религиозный реформатор, потерпел неудачу. В конце жизни он лихорадочно искал выход своим сомнениям.
В рассказе самым примечательным местом я бы назвала эпизод встречи Льва Николаевича со своей любимой сестрой, монахиней Шамординской женской обители – Марией. Сколько тепла, естественности, спокойствия в сцене встречи брата и сестры! Именно к ней он приехал за духовным успокоением, и только любящая сестра напрямик может сказать: «Ты блуждаешь в напрасных поисках истины,  а вся истина в вере». С достоинством  и печалью Мария относится к трагедии брата, стараясь облегчить её и наставить  его на путь веры. Но, даже видя, что ей не удаётся этого сделать, она с любовью прощает ему неверие.
В рассказе ярко очерчены другие персонажи:  Владимира Черткова, доктора Маковицкого, ротмистра Бегичева. Автор вводит в повествование, например, рабочего Тимофея Борисова, беседующего с Толстым в поезде, старцев Иосифа, Варсонофия и многих других. Маркин умеет раскрыть характер героя несколькими штрихами и подчеркнуть, при этом, своё отношение к нему.
Например, для Черткова применяет не очень лестные выражения: «особенной любовью к ближнему он не отличался», «ему были чужды и ненавистны люди, занимавшие государственные посты»,  «с ненавистью проговорил» и т.д.
В этом же рассказе, есть замечательный эпизод беседы жандарма Бегичева с Толстым во сне.  Им не удалось побеседовать наяву, но желание было столь велико, что сознание воссоздало картину встречи ротмистра с великим мыслителем. Беседа во сне заставила Бегичева по - иному взглянуть на уход Толстого из Ясной Поляны и глубже понять его трагедию.
Нравственно - философское повествование неугомонной натуры главного героя, создаёт реалистическую картину последних дней Льва Николаевича Толстого. И так ли уж напрасны были его поиски истины?
           С первых страниц становится ясно, что это не легковесная беллетристика, а полновесный труд, основанный на изучении архивных документов и авторской  фантазии.
   Чувство меры и точности воспроизведения картин прошлого  заставляют верить, что книга придётся по вкусу даже самому требовательному читателю. У меня книга оставила чувство основательности, продуманности и мастерства автора. В книге нет надоевших литературных штампов, поэтому читается она с удовольствием и интересом.
Благодаря Маркину – историку, передо мной ещё ярче открылись душевные и нравственные черты величайшего гения России – Льва Николаевича Толстого.
Три последних документальных рассказа: «Алтуховский Каин», «Презумпция невиновности» и «На страже закона и общественной тишины»  - о происшествиях и жителях уездного городка Крапивна в дореволюцинный период России. Автор бережно отнёсся к цитированию архивных документов, сохранив орфографию, и стиль речи своих героев.  Для смысловой характеристики он употребил предметную детализацию  бытовой обстановки: «…в Крапивне изготавливались телеги и сани, распространился бондарный промысел, изготавливались кадушки, бочки, обручи для тележных колёс. В деревнях плелись корзины, лукошки, лапти и рыболовные сети…»
Именно предметные детали, повторяемые неоднократно, делают произведение художественным, свежим и ярким. По определению самого Льва Толстого, такое качество словесного творчества признаётся им одним из высших явлений художественной словесности и основной формой повествования. И мы видим, что Маркин не скупится на описания подобного рода.
                Я не ставила целью провести критический разбор произведений, думаю, что для этого существуют профессиональные литературоведы, которые дадут новую оценку творчеству Маркина. Рискну предположить, что меня обвинят в излишних подробностях анализа рассказов автора. Целью настоящей рецензии  было сфокусировать внимание на оттенки таланта автора Геннадия Маркина, который, надеюсь, ещё не раз порадует нас своими произведениями


Рецензии