Из цикла Фантастическая эндохирургия. Без разреза

         Среда – день напряженный в нашем диспансере. В отделениях проводятся общие обходы. После обеда все собираются в моем кабинете, находящемся в нашей консультативной поликлинике, для еженедельного обсуждения итогов и проблем больницы.

         Сегодня «час ковра» переносится из-за участия в заседании областного научного общества онкологов. Все врачи диспансера, за исключением дежурантов, в обязательном порядке обязаны знакомиться с научными сообщениями докладчиков-онкологов.

         От нашего диспансера будет представлен доклад о первых результатах эндохирургических операций в гинекологии. Я выступаю основным докладчиком, и мне хотелось немного перекомпоновать доклад, сделать акцент на новизне технологий и перспективах удивительной хирургической дисциплины – эндохирургии.

         В приемной моего прихода дожидалась миловидная, стройная женщина с заплаканными глазами. Ее лицо было мне знакомо. Это была та самая больная, которой я три недели тому назад выполнил лапароскопическую экстирпацию матки с придатками.

         - Что случилось, Валентина Ивановна? – с тревогой спросил я больную. Сидевшая передо мной больная Мичкарева была как раз знаковой, этапной пациенткой. Именно ей довелось стать уже двадцатой по счету пациенткой, которой была выполнена подобная операция.

         - Борис Александрович, доктор-гинеколог Елена Ивановна просила ее позвать, когда Вы придете, - вместо больной обратилась ко мне секретарь.

         - Приглашайте ее побыстрее, пожалуйста, скоро нужно ехать на заседание общества, - попросил я Ольгу Павловну, моего бессменного секретаря и начальника отдела кадров одновременно.

                -   -   -

         Обаятельная, с румянцем в обе щеки, молодая Елена Ивановна работала в диспансере уже свыше трех лет. В онкологию гинеколог Дмитриева пришла из женской консультации, с горячим желанием освоить оперативные вмешательства при онкологических заболеваниях у женщин. После месячной специализации в областном онкологическом диспансере и с дальнейшей помощью хирургов нашего диспансера она в короткий срок освоила все ОТКРЫТЫЕ операции в онкогинегологии.

         Она же была первым доктором-гинекологом, принявшим участие в лапароскопических операциях у онкогинекологических больных. Именно она выполняла сложный промежностный этап удаления препарата (матки с придатками).

         - Почему рыдает больная Мичкарева? – начал я разбор страданий, обращаясь к доктору. Смущенная Елена Ивановна сбивчиво, быстро изложила причину, по которой радикально прооперированная, излеченная самым щадящим на сегодняшний день способом больная расплакалась в ее кабинете.

         Оказывается, пациентка Мичкарева через три недели после эндохирургической экстирпации матки была направлена в областной онкодиспансер на консультацию к гинекологу-радиологу. Целью консультации было проведение второго этапа комбинированного лечения рака матки – лучевого лечения.

         На руках у больной была справка о том, что ей в Городском онкодиспансере выполнена ЛАПАРОСКОПИЧЕСКАЯ экстирпация матки с придатками. В справке также была указана стадия заболевания и данные гистологического исследования удаленного органа.

         При первичном осмотре больной на кушетке опытный радиолог, в прошлом гинеколог областного онкодиспансера, не выявила на животе больной ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОГО РУБЦА.

         - Милочка, это какую же операцию Вам сделали в городской онкологии? - саркастически, с иронией обратилась она к больной.

         - Там же в справке написано, удаление матки и яичников, - пролепетала смущенная женщина. – Меня прооперировали без разреза, - добавила пациентка.

         - Такую операцию без разреза сделать невозможно, - безапелляционно заключила доктор-радиолог. – Вам морочат голову. Идите в городскую онкологию и попросите вашего доктора созвониться со мной, - такова была суровая рекомендация пациентке на прощание.

                -   -   -

         Успокоившаяся  Мичкарева еще немного поплакала в моем кабинете, но уходила уже с улыбкой. Мы с Еленой Ивановной все-таки немного опоздали к началу заседания научного общества онкологов. Мое сообщение было перенесено на конец заседания.

         Слушая скучноватые доклады молодых докторов-радиологов о новых методиках расчета дозы облучения, я вглядывался в  присутствующих на заседании докторов-онкологов.

         Не привлек особого интереса у слушателей и последующий доклад из маммарного отделения, об отдаленных результатах лечения непальпируемых опухолей молочной железы. Народ вполголоса обменивался последними новостями за прошедший месяц. Вопрос к докладчику был только у дотошного доцента Анищенко, но и он, выслушав ответ, воздержался от научных комментариев.

         Наступила очередь моего доклада…

                -   -   -
         - Уважаемые коллеги! Разрешите мне внести изменения в название моего научного сообщения. Вместо заявленного доклада «Предварительные результаты лапароскопических операций при раке матки и яичников» я хочу предложить вашему вниманию сообщение «Удаление матки с придатками БЕЗ РАЗРЕЗА».

         - Валяй, - одобрил председательствующий доцент Анищенко Иван Степанович.

         Аудитория докторов слегка стихла. Особенно внимательно изготовилась заслушать эту ересь радиолог из поликлиники, столкнувшаяся сегодня именно с такой пациенткой. Ее лицо приняло выражение глухой обороны и неприятия глупых новшеств в своей профессии.

         По мере того, как я излагал технологию лапароскопических операций, интерес слушателей заметно возрастал. Стали звучать уточняющие вопросы о длительности таких операций, кровопотере, осложнениях, просили рассказать о применяемой аппаратуре, особенностях наркоза при таких операциях.

         - Уже на следующий день после экстирпации матки мы поднимаем больную с постели, - под одобрительный шумок продолжал я ответы на вопросы хирургов.  – А к концу недели больные выписываются на амбулаторное лечение, - похвастал я напоследок.

         - Послеоперационное течение после лапароскопических операций удивляет всех нас. В других больницах Челябинска, да и в области тоже, такие операции пока не выполняются, хотя освоение технологии лапароскопических вмешательств для хирургов, владеющих ОТКРЫТЫМИ операциями, не вызывает особенных трудностей, - продолжал уже с энтузиазмом докладчик.

         На языке вертелось поведать о сегодняшнем недоразумении в поликлинике головного онкологического учреждения области, но очевидное одобрение нашей деятельности научным обществом онкологов сделало меня великодушней и терпимее. Мне показалось, с явным облегчением покидала зал заседаний и наша знакомая – доктор-радиолог из поликлиники ООД…

                -   -   -

         Accipere quam facere praestat injuriam -  лучше быть обиженным, чем кого-то обидеть (Цицерон)



13.03.2011


Рецензии