Ч. 3 Адмиральские яблоки

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/13/1366

               
Первое, что делают в военно-морских учебных заведениях с будущими морскими офицерами – помогают быстро освободиться от романтических мечтаний. Морской кадетский корпус – это не институт благородных девиц.

Николай с первых же дней ощутил разницу между тепличной семейной обстановкой и разношерстным коллективом мальчишек, но мальчик он был рослый и физически сильный, мог постоять за себя.
 
«Меня еще ни разу открыто не колотили, – радовал в письме родителей отрок, – один кадет пробовал, но неудачно, а прочие же не бьют…» Нравы в кадетской среде были суровые, пороки встречались всевозможные.

Но в отличие от другого музыкального гения, тоже обучавшегося в закрытом учебном заведении, училище правоведения, Николая эта чаша миновала. Система воспитания в корпусе была классической: кнутом и пряником. 

Разгильдяев и ленивцев сурово наказывали, а иногда пороли розгами, добросовестных и дисциплинированных поощряли. Малолетним кадетам за успехи в учебе адмирал, директор корпуса, лично раздавал огромные красные яблоки, которые нес за ним в большой корзине матрос.

Сколько отличных оценок заработал по разным предметам кадет, столько яблок он получал от адмирала. Николай с гордостью сообщал родителям о количестве наградных яблок.
 
От остальных воспитанников он отличался лишь одним: очень любил играть на фортепиано и играл очень хорошо. Старший брат всячески поощрял это увлечение. Пусть лучше музыкой занимается, чем будет озорничать.

Он прекрасно помнил свои собственные кадетские годы. Воин Андреевич нашел ему преподавателя, музыканта Улиха из Александринского театра, и оплачивал уроки Николая.

Один из друзей Воина Андреевича, Павел Головин, который присматривал за Николаем, повел мальчика в театр на оперу «Индра». Спектакль поразил Николая, но не столько музыкой, сколько декорациями и костюмами. Зато в следующий раз, когда они слушали итальянскую оперу, мальчика захватила музыка, на декорации он уже не обращал внимания.
 
Теперь каждое увольнение Николай спешил в оперный театр, и скоро знал назубок весь репертуар. Воин Андреевич, которого перевели служить в Кронштадт, сменил Головина, и сам вплотную занялся воспитанием брата. Встречались они на квартире Головина.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/13/1376


Рецензии
Владимир, представила тогдашнее обучение мальчишек в кадетском корпусе. Очень знакомо. Работала в Нахимовском училище. Сейчас там дети с пятого класса учатся. Приходят такими домашними зайчиками, но к шестому классу уже другие.
Спасибо за интересный рассказ.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   16.02.2019 17:14     Заявить о нарушении
Ирина, как казарму не называй, она всё равно останется казармой.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   16.02.2019 20:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.