Ч. 8 Последнее плавание
Снова качка, штормы, сырость, вонь из трюма.… Но бывали моменты, когда сердце замирало от восхищения красотой океана. На море романтика и проза жизни всегда соседствуют.
«Алмаз» пришел сначала в Кадис, затем в Виллафранку, где стояла эскадра, находившаяся в распоряжении тяжело больного наследника престола. Николай Андреевич побывал в Марселе, Тулоне, Генуе, Специи и Ницце.
В Ницце довелось встретить новый 1865 год. Везде он посещал картинные галереи, музеи, театры. Встреча с прекрасным изменила его настроение, вновь вспыхнула страсть к музыке.
17 апреля клипер покинул Виллафранку, сопровождая вместе с другими судами тело умершего наследника в Кронштадт. 14 июня 1865 многотрудное плавание Николая Андреевича завершилось.
В «Летописи моей музыкальной жизни» он констатировал: «Мое заграничное плавание закончилось. Много неизгладимых воспоминаний о чудной природе далеких стран и далекого моря; много низких, грубых и отталкивающих впечатлений морской службы было вынесено мною из плавания, продолжавшегося 2 года и 8 месяцев.
А что сказать о музыке и моем влечении к ней? Музыка забыта, и влечение к художественной деятельности заглушено».
По возвращении на родину наградили экипажи всех судов, кроме «Алмаза».
Морское начальство не простило невыполненной задачи. Адмирал Лесовский высказался в том духе, что, мол, они и так награждены тем, что имели счастье сопровождать бренные останки покойного наследника.
Все остальные получили годовое жалование, ордена и шестимесячный отпуск. Больше всего Николай Андреевич жалел, что не получил отпуск.
Его перевели служить на берег. Он еще не оставил мысль о службе и стал готовиться к поступлению в Морскую академию. Балакирев, и ранее положительно относившийся к его службе, поддержал это намерение.
Служба на берегу была необременительной, времени для занятий музыкой хватало. Возобновились встречи с Канилле, Кюи, Стасовым, Мусоргским. У Балакирева он познакомился с Александром Порфирьевичем Бородиным.
Николай Андреевич передумал поступать в академию: у него хватало времени только на музыку. В декабре 1865 года в зале городской думы состоялся концерт, на котором была исполнена симфония Римского-Корсакова. Дирижировал оркестром Балакирев.
С этого времени начинается новый период жизни Николая Андреевича – музыкальный. Следует снять шапку перед адмиралами Николаем Карловичем Краббе, Степаном Степановичем Лесовским и Алексеем Алексеевичем Пещуровым. Они прекрасно понимали масштаб личности и талант Римского-Корсакова, старались поддерживать его материально.
Ему разрешили совмещать службу с преподаванием в Петербургской консерватории и работой в Придворной певческой капелле. Когда в 1872 году возникли сложности с постановкой оперы «Псковитянка» (цензура не пропускала либретто), адмирал Краббе сумел добиться высочайшего разрешения на снятие запрета. Оперу поставили в Мариинском театре.
В том же году пришла большая настоящая любовь, завершившаяся браком. В церкви Петра и Павла, построенной А. Брюлловым в Шуваловском парке, состоялось венчание Надежды Пургольд и Николая Римского-Корсакова.
Отец невесты происходил из старинного немецкого рода в Тюрингии. Надежда Николаевна отличалась необыкновенными музыкальными способностями и была превосходной пианисткой.
В 1873 в Морском министерстве специально для Николая Андреевича ввели должность инспектора музыкальных хоров. Он уже имел звание лейтенанта. Его переименовали в коллежского асессора с правом ношения мундира морского ведомства. Теперь он мог целиком посвятить себя творчеству.
А в 1884 в России снова начались реформы и перемены, но, увы, уже не в лучшую сторону. Реакция отвоёвывала позиции, потерянные при Александре II. Коснулись перемены и Римского-Корсакова.
Новый морской министр адмирал Иван Шестаков, уничтожая многое, что, по его мнению, было неверно сделано предшественниками, приказал ликвидировать и должность инспектора музыкальных хоров. Но к тому времени Николай Андреевич уже мог жить на музыкальные заработки.
Композитор скончался 8 июня 1908 года. Его похоронили в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Проект памятника составил Н. Рерих, а выполнил его скульптор И. Андреолетти.
В 1936 году прах композитора потревожили и перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Зачем это сделано, вразумительному объяснению не поддается.
Дело в том, что на кладбище Новодевичьего монастыря покоятся многие люди, прославившие русское искусство, литературу, с некоторыми из них Николай Андреевич был дружен.
Вечным сном спят там и моряки, с которыми совершил он плавание в Америку. Другое дело, что кладбище это находится в безобразном состоянии: разграбленное и неухоженное. Многие памятники и могилы исчезли. Впрочем, чему здесь удивляться. Любой читатель знает множество не менее грустных историй.
Есть множество книг посвященных жизни и творчеству композитора, но, в отличие от этих работ автор взял на себя лишь труд напомнить о том периоде жизни выдающегося русского композитора, когда Николай Андреевич Римский-Корсаков был молод, полон сил и стоял перед выбором жизненного пути.
Конец
Свидетельство о публикации №211031301393
Прочитала Вашу публикацию о братьях Римских-Корсаковых: Воине и Николае с огромным интересом. Заметки о Николае Андреевиче для меня представляют особый интерес, поскольку одну из моих любимых книг «Побежденные»( автобиографическая) написала Ирина Владимировна Головкина (Римская-Корсакова)-внучка Николая Андреевича. Я не знаю, читали ли Вы эту книгу, но я её перечитала несколько раз на одном дыхании. В ней описывается жуткая история жизни этой династии в 20-30 годы. Когда читала в первый раз, то заливалась слезами—настолько сильное впечатление производит описание лишений, только за то, что эти люди были как-то связаны с бывшими дворянскими фамилиями. Их истребляли, высылали в лагеря, в Среднюю Азию, в Сибирь, в невыносимые условия, без средств для существования и права переписки. Никому не было дела, что Россия держалась именно на таких людях.
Вот слова одной из героинь: « — Царство тьмы! — сказала она и замолчала, так как по пустынному в этот час переулку прошла какая-то фигура. — Царство тьмы! — повторила она, когда фигура удалилась. — Они губят все лучшее, как светлое! К сожалению, еще не все осознали, что за ними безусловно стоит темнота, что их вожди — ее адепты. Им надо убить, понимаете ли, убить Россию, и в частности поразить ее мозг, русскую мысль, русское сознание. Для этого они губят носителей этого сознания. Ваше горе — горе России.
Разве эти слова, произнесенные век назад, потеряли актуальность в сегодняшнее время?
Здоровья Вам и творческих успехов, поскольку для России –её истории Вы делаете благородное дело.
С уважением,
Ирина Алешина 08.04.2020 21:24 Заявить о нарушении
К сожалению, я не читал книгу Ирины Владимировны Головкиной. Всё я брал из архивных документов, "Морского Сборника" (дневник Воина Андреевича), из воспоминаний его сослуживцев.
Спасибо Вам сердечно за такой прекрасны отзыв, побуждающий трудиться.
С глубокой благодарностью
Владимир
Владимир Врубель 08.04.2020 23:02 Заявить о нарушении