Ч. 8 Последнее плавание

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/11/10/1983
               
Снова качка, штормы, сырость, вонь из трюма.… Но бывали моменты, когда сердце замирало от восхищения красотой океана. На море романтика и проза жизни всегда соседствуют.
 
«Алмаз» пришел сначала в Кадис, затем в Виллафранку, где стояла эскадра, находившаяся в распоряжении тяжело больного наследника престола. Николай Андреевич побывал в Марселе, Тулоне, Генуе, Специи и Ницце.

В Ницце довелось встретить новый 1865 год. Везде он посещал картинные галереи, музеи, театры. Встреча с прекрасным изменила его настроение, вновь вспыхнула страсть к музыке.

17 апреля клипер покинул Виллафранку, сопровождая вместе с другими судами тело умершего наследника в Кронштадт. 14 июня 1865 многотрудное плавание Николая Андреевича завершилось.

В «Летописи моей музыкальной жизни» он констатировал: «Мое заграничное плавание закончилось. Много неизгладимых воспоминаний о чудной природе далеких стран и далекого моря; много низких, грубых и отталкивающих впечатлений морской службы было вынесено мною из плавания, продолжавшегося 2 года и 8 месяцев.

А что сказать о музыке и моем влечении к ней? Музыка забыта, и влечение к художественной деятельности заглушено».
По возвращении на родину наградили экипажи всех судов, кроме «Алмаза».

Морское начальство не простило невыполненной задачи. Адмирал Лесовский высказался в том духе, что, мол, они и так награждены тем, что имели счастье сопровождать бренные останки покойного наследника.

Все остальные  получили годовое жалование, ордена и шестимесячный отпуск. Больше всего Николай Андреевич жалел, что не получил отпуск.

Его перевели служить на берег. Он еще не оставил мысль о службе и стал готовиться к поступлению в Морскую академию. Балакирев, и ранее положительно относившийся к его службе, поддержал это намерение.

Служба на берегу была необременительной, времени для занятий музыкой хватало. Возобновились встречи с Канилле, Кюи, Стасовым, Мусоргским. У Балакирева он познакомился с Александром Порфирьевичем Бородиным.

Николай Андреевич передумал поступать в академию: у него хватало времени только на музыку. В декабре 1865 года в зале городской думы состоялся концерт, на котором была исполнена симфония Римского-Корсакова. Дирижировал оркестром  Балакирев.

С этого времени начинается новый период жизни Николая Андреевича – музыкальный. Следует снять шапку перед адмиралами Николаем Карловичем Краббе, Степаном Степановичем Лесовским и Алексеем Алексеевичем Пещуровым. Они прекрасно понимали масштаб личности и талант Римского-Корсакова, старались поддерживать его материально.

Ему разрешили совмещать службу с преподаванием в Петербургской консерватории и работой в Придворной певческой капелле. Когда в 1872 году возникли сложности с постановкой оперы «Псковитянка» (цензура не пропускала либретто), адмирал Краббе сумел добиться высочайшего разрешения на снятие запрета. Оперу поставили в Мариинском театре.
 
В том же году пришла большая настоящая любовь, завершившаяся браком. В церкви Петра и Павла, построенной А. Брюлловым в Шуваловском парке, состоялось венчание Надежды Пургольд и Николая Римского-Корсакова.

Отец невесты происходил из старинного немецкого рода в Тюрингии. Надежда Николаевна отличалась необыкновенными музыкальными способностями и была превосходной пианисткой.

В 1873 в Морском министерстве специально для Николая Андреевича ввели должность инспектора музыкальных хоров. Он уже имел звание лейтенанта. Его переименовали в коллежского асессора с правом ношения мундира морского ведомства. Теперь он мог целиком посвятить себя творчеству.
 
А в 1884 в России снова начались реформы и перемены, но, увы, уже не в лучшую сторону. Реакция отвоёвывала позиции, потерянные при Александре II. Коснулись перемены и Римского-Корсакова.

Новый морской министр адмирал Иван Шестаков, уничтожая многое, что, по его мнению, было неверно сделано предшественниками, приказал ликвидировать и должность инспектора музыкальных хоров. Но к тому времени Николай Андреевич уже мог жить на музыкальные заработки.

Композитор скончался 8 июня 1908 года. Его похоронили в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Проект памятника составил Н. Рерих, а выполнил его скульптор И. Андреолетти.

В 1936 году прах композитора потревожили и перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Зачем это сделано, вразумительному объяснению не поддается.

Дело в том, что на кладбище Новодевичьего монастыря покоятся многие люди, прославившие русское искусство, литературу, с некоторыми из них Николай Андреевич был дружен.

Вечным сном спят там и моряки, с которыми совершил он плавание в Америку. Другое дело, что кладбище это находится в безобразном состоянии: разграбленное и неухоженное. Многие памятники и могилы исчезли. Впрочем, чему здесь удивляться. Любой читатель знает множество не менее грустных историй.

Есть множество книг посвященных жизни и творчеству композитора, но, в отличие от этих работ автор взял на себя лишь труд напомнить о том периоде жизни выдающегося русского композитора, когда Николай Андреевич Римский-Корсаков был молод, полон сил и стоял перед выбором жизненного пути.

                Конец


Рецензии
Дорогой Владимир!
Прочитала Вашу публикацию о братьях Римских-Корсаковых: Воине и Николае с огромным интересом. Заметки о Николае Андреевиче для меня представляют особый интерес, поскольку одну из моих любимых книг «Побежденные»( автобиографическая) написала Ирина Владимировна Головкина (Римская-Корсакова)-внучка Николая Андреевича. Я не знаю, читали ли Вы эту книгу, но я её перечитала несколько раз на одном дыхании. В ней описывается жуткая история жизни этой династии в 20-30 годы. Когда читала в первый раз, то заливалась слезами—настолько сильное впечатление производит описание лишений, только за то, что эти люди были как-то связаны с бывшими дворянскими фамилиями. Их истребляли, высылали в лагеря, в Среднюю Азию, в Сибирь, в невыносимые условия, без средств для существования и права переписки. Никому не было дела, что Россия держалась именно на таких людях.

Вот слова одной из героинь: « — Царство тьмы! — сказала она и замолчала, так как по пустынному в этот час переулку прошла какая-то фигура. — Царство тьмы! — повторила она, когда фигура удалилась. — Они губят все лучшее, как светлое! К сожалению, еще не все осознали, что за ними безусловно стоит темнота, что их вожди — ее адепты. Им надо убить, понимаете ли, убить Россию, и в частности поразить ее мозг, русскую мысль, русское сознание. Для этого они губят носителей этого сознания. Ваше горе — горе России.
Разве эти слова, произнесенные век назад, потеряли актуальность в сегодняшнее время?
Здоровья Вам и творческих успехов, поскольку для России –её истории Вы делаете благородное дело.
С уважением,

Ирина Алешина   08.04.2020 21:24     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина!
К сожалению, я не читал книгу Ирины Владимировны Головкиной. Всё я брал из архивных документов, "Морского Сборника" (дневник Воина Андреевича), из воспоминаний его сослуживцев.
Спасибо Вам сердечно за такой прекрасны отзыв, побуждающий трудиться.
С глубокой благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   08.04.2020 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.