Ч. 8 Шанхайский лазутчик

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/13/1510               

Русский опорный пункт располагался в Петровском зимовье. Из него офицеры, служившие в Амурской экспедиции, совершали длительные поездки и пешие переходы по незнакомым местам, составляя описи и карты.

Учитывая экипировку и снабжение участников экспедиции, каждый из тех походов был подвигом с риском для жизни.

В Петровском зимовье произошла неожиданная встреча Римского-Корсакова с красивой молодой женщиной, женой Невельского. Встреча была неожиданной, потому что Воин Андреевич не знал, что его старый приятель расстался с холостой жизнью, и уж тем более не ожидал увидеть очаровательную светскую женщину в такой глуши.

Екатерина Ивановна, так звали жену Невельского, разделила со своим мужем все невзгоды, выпавшие на долю участников экспедиции. Самого Невельского Римский-Корсаков не застал: тот находился в командировке.

Получив почту и документы, оставленные Невельским для Путятина, Воин Андреевич продолжил выполнение задания, данного ему адмиралом. Трудное плавание заняло два с половиной месяца.

В Нагасаки «Восток» доставил ценнейшие результаты: описи, карты, описание угольного месторождения на Сахалине. Путятин уже сомневался, в живых ли Римский-Корсаков, плавание продлилось дольше, чем намечалось. Несмотря на это, он остался доволен полученными результатами, а особенно  тем, что не ошибся в выборе командира.

Адмирал решил, пока имеется возможность, отремонтировать в Шанхае суда. Там из газет узнали, что союзническая англо-французская эскадра сосредоточилась в Босфоре и вступление союзников в войну – вопрос даже не недель, а дней.

В Шанхае находились четыре хорошо вооружённых английских и французских парохода. Путятин решил не искушать судьбу и спешно покинуть порт. Старый фрегат и маленькая шхуна не могли бы справиться с явно превосходившим противником.

Выход был только один – бежать. Так, не солоно хлебавши, без ремонта, вернулись в Японию.
 
Состав японских чиновников на переговорах поменялся, Но результаты, а,  точнее, отсутствие таковых, оставались прежними. Зато у американцев, которые направили к японским берегам мощную эскадру из паровых судов под командой коммодора Перри, дела продвигались гораздо успешнее.

Перри времени на переговоры не тратил. Он продемонстрировал японцам мощь своих пушек и возможности кораблей. Но и без этого американцам было, что ещё показать:

они привезли с собой образцы достижений своей технической мысли, от станков до действующей крупномасштабной модели железной дороги. Неудивительно, что именно Перри удалось первому заключить торговый договор с Японией.

Новости о войне в Европе можно было узнать только из газет и корреспонденции на почте в Шанхае.  Путятин поручил это рискованное дело Римскому-Корсакову.
 
Уклоняясь от встреч с английскими и французскими судами, Воин Андреевич совершил переход к берегам Китая. Оставив шхуну в Вусунге, он нанял китайскую джонку и в гражданской одежде добрался до Шанхая.

Он побывал на почте, забрал корреспонденцию, купил все свежие газеты и без происшествий вернулся на судно. Позже Путятин сурово попенял ему, что тот сделал это сам, вместо того, чтобы послать кого-либо из офицеров.

И был абсолютно прав. Одно дело потерять командира, а другое – рядового офицера.


Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/13/1523


Рецензии
Насколько я помню по договор с Перри от 1854 г. американские корабли получили право захода в перты Симода (п-ов Идзу) и Хакодатэ, где могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары.
Если бы ни Крымская война, может быть и русско-японский договор был подписан в этом же году. Тем не менее в 1855 г. между Россией и Японией был подписан Симодский трактат, по которому была определена морская граница между Японией и Российской империей.

Владимир, читаю Ваши исторические морские рассказы с превеликим удовольствием!

Айк Лалунц   22.02.2024 13:49     Заявить о нарушении
Меня это радует. Я считал, что они любопытны только для моряков.
С наилучшими пожеланиями
Владимир

Владимир Врубель   22.02.2024 14:22   Заявить о нарушении
Как раз для моряков они неинтересны. У матросов нет вопросов.
А вот для сухопутной публики это новый дивный мир.

Андрей Тол   22.02.2024 15:00   Заявить о нарушении
Не все моряки, Андрей, хорошо знают историю флота.

Владимир Врубель   22.02.2024 16:10   Заявить о нарушении
Вот как? Я думал это предмет их гордости...

Андрей Тол   22.02.2024 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.