Ч. 9 Служба с новым начальником

 Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2011/03/13/1517            


После возвращения шхуны адмирал вместе со всеми судами направился к Филиппинским островам. Требовалось пополнить запасы продовольствия, а японцы не желали ничего продавать, ссылаясь на отсутствие разрешения правительства.

Филиппинскими островами тогда владела Испания, с которой у России были дружественные отношения. Расчёт оказался верным, и русские суда получили запас свежей провизии. Решив эту проблему, Путятин вернул суда в Японию.

На разведку в Шанхай он вновь послал Римского-Корсакова. Задание выполнили, на берег за почтой и газетами ездил доктор, но на сей раз пришлось спасаться бегством.

Экипажу «Востока» повезло, потому что сигнальщики на большом английском пароходе поздно разглядели русскую шхуну. Пока англичане разводили пары, русские скрылись. Путятин не надеялся на то, что союзники станут считаться с японским нейтралитетом, и принял решение временно перейти с судами к берегам Приморья.

Вскоре Римскому-Корсакову довелось лично познакомиться с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьёвым, будущим графом Муравьёвым-Амурским.

С момента представления Римского–Корсакова генерал-губернатору он перешёл в его подчинение вместе со шхуной.

Началась новая служба с новым начальником. Вместе с Муравьёвым он побывал во всех гаванях Приморья и Охотского моря.

17 августа 1854 года с грузом почты, которая весила без малого шестьдесят пудов, по приказанию генерал-губернатора «Восток» вышел из Аяна и направился в Петропавловск. Шли под парусами, берегли уголь.

26 августа уже увидели мыс Поворотный. Воин Андреевич спустился в каюту, чтобы надеть вицмундир для представления командиру порта. Но представляться не пришлось.

У входа в Авачинскую губу их встретил русский бот, командир которого, боцман Новограбленный, сообщил, что в бухте находится англо-французская эскадра. Вот такое неожиданное везение. Не будь этой случайной встречи, попали бы прямо в лапы неприятеля.

Воин Андреевич решил идти в Большерецк, чтобы там сдать почту исправнику.  Но сначала следовало предупредить об опасности также направлявшихся в Петропавловск корвет «Оливуца», транспорты «Иртыш» и «Байкал».

В довершение всех неприятностей открылась течь в корпусе, причём очень сильная. Поэтому он  направил шхуну назад во 2-й Курильский пролив, куда вошли уже в сумерках.

Там специально стали на мель, чтобы устранить течь. Она оказалась в месте выхода вала винта из корпуса, куда добраться было крайне трудно. На следующий день к ним прибыл приказчик Российско-американской компании   Форсман.

Он дал трёхлючную байдарку и выделил двух гребцов-алеутов. Римский-Корсаков отправил врача Г. Вейриха к мысу графа Васильева, чтобы подать сигнал нашим судам.

Организовать пост помог всё тот же приказчик. Остальные члены экипажа занялись устранением течи. Отверстие с трудом заткнули промасленными тряпками, пользоваться машиной было нельзя.

 Под парусами вышли в море и стали крейсировать, ожидая подхода своих судов. Начался шторм, который отнёс шхуну миль на 30 от пролива. Вновь открылась течь, с которой не справлялись помпы, пришлось дополнительно откачивать воду вёдрами. Но всё-таки увидели транспорт «Байкал»!

Римский-Корсаков сообщил командиру транспорта подпоручику корпуса флотских штурманов Никите Ильичу Шарыпову о нападении союзников на Петропавловск. Узнав о бедственном положении «Востока», командир «Байкала» предложил забрать почту.


В открытом море при сильном волнении передавать её не рискнули. Оба судна вошли во Второй Курильский пролив, где и состоялась передача. «Байкал» ушёл, а «Восток» со своей дырой в корпусе остался.

Как ни бились, течь устранить не удавалось. Наконец Воина Андреевича осенило. Он приказал прорубить в полу своей каюты лаз. В него полез мальчик-кантонист (кантонисты – несовершеннолетние сыновья солдат и матросов, принадлежавшие к военному сословию с самого рождения. – Примеч. автора), служивший на шхуне помощником механика.

Благодаря своей худобе, он пролез в узкое пространство над валом и обмотал его промасленной полотняной лентой. Потом туда добавили пеньку и всё прижали абордажными пиками.

Кстати, из-за этих пик абордажную команду, составленную из кока, писаря и других нестроевых нижних чинов, в шутку звали «пикадорами».


Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/13/1530

Портрет Н.Н. Муравьёва-Амурского


Рецензии
Да, ближний свет. За продуктами на Филиппины, за почтой в Шанхай. Помотались. Ещё эта течь. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   24.12.2021 17:13     Заявить о нарушении
Тяжёлая была у них служба!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   24.12.2021 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.