Назидательные повести12
В Киево-Печерской Лавре около 1820 года находился при послушании в просфорне Петр, послушник, который в некое время наслушался там праздных бесед от подобных себе юных собратьев, и по прибытии в свою келью начал чувствовать в себе сильное желание искуситься во грехе блудном, но скоро был призван на обычное послушание, и сим остановилось его парение. В это же время позвал его к себе наместник, о.Антоний и начал спрашивать келейно о его тайных согрешениях, и от сего вопроса он был в недоумении. Тогда наместник начал ему сказывать сие: «Я ныне во сне видел в соборном храме, против местного образа Богоматери, стоящих святого Апостола Петра и преподобного Антония, потом и тебя, подходящего к иконе Владычицы, которая от тебя отвращала Свое Лице, отчего ты и оставался в недоумении. Тогда преп. Антоний, покрыв тебя своею мантией, начал говорить вместе с Апостолом: ‘Владычица! Прости его, он согрешил в неведении, мы Тебе за него ручаемся’. ‘Если вы за него ручаетесь, - отвечала Владычица, - Я прощу его вас ради’. По сем Она и обратила к тебе Лице Свое, и я возбудился от сна, и потому-то тебя и призвал спросить». Тогда от сего убеждения он сознался во грехе своем мысленном. О, сколь есть мерзостен грех плотский и скверномысленный для Богоматери!
XLV
Некто в невинной юности своей, проживая в общежитии, пристал к развращённым душам, которые научили его рукоблудию и с ним содомствовали. Но об этом грехе запретили ему говорить кому бы то ни было, даже и духовнику. И так он приобык к малакии, что при одной мысли блудной делалось у него истечение плоти. В некое время он с прочими по обычаю начал приступать ко Причастию Святых Тайн, но невидимая рука Божия его в грудь отслонила от Чаши Господни, но он опять подходил, но также отслонён был. И сие тогда заметил иеродьякон и подвёл его для принятия Тела и Крови Христовой, и по вкушении недостойном иное наказание постигло его. Ибо ещё не успев вкусить теплоты с антидором, кровь пошла у него из носа и изо рта. Об этом сам он сказывал здешнему монаху. Святой Павел пишет: «Ядый и пияй недостойнее, суд себе яст и пиет».
XLVI
Некто из рясофорных, имея развращённое сердце, дерзнул в Николин день, 6 декабря, во утреню соделать грех с женою мужнею в келье своей. И об этом он тогда рассказал не отцу духовному, но единомысленному своему, который ему на это сказал: «Ну, брат, это тебе не пройдёт без наказания, я слыхал, что сей святой очень ревнив на не почитающих его день». Так и случилось, в третий день он отлучился от села Куликова проводить в Дмитров К.И.Уточкина, который там и угостил его вином, отчего он на обратном пути в монастырь (на полпути) упал, уснул и замёрз. За сие его, по следствию суда, настоятель Сергий не велел вносить в церковь, но просто зарыли вне монастыря, на скудельнице со странными. Верная цена каждой жизни – по её смерти.
XLVII
Иеромонаха Серапиона единокровный брат поступил в сию обитель в юности в 1806 году, и был любим казначеем по страсти, почему он был тогда вопрошен келейно от настоятеля Макария о казначейской любви под клятвою. И он ему правды не открыл, и с тех пор и начал жить распутно. Перешёл в Лавру, и там его какой-то И. пьяный в келье постриг в иеромонаха. Потом он оттуда вышел и странствовал по северным обителям, именуя себя иеромонахом, а не послушником, и в Вологодской епархии дерзал при литургии служить вместо священника, и наконец, обратился в мiр крестьянский, и там пьяный кончил свое богопротивное житие. Сие сказывал мне брат его, иеромонах Серапион.
XLVIII
Один инок юных лет, живший на горе Афонской, много претерпел от брани плотской. Наконец, решился оставить Гору и перейти в другие монастыри (внешние), и на пути этом, утомившись, ещё в пределах Афона возлёг отдохнуть под деревом. И в тонком сне его подходит к нему Божественная Дева в сопровождении неких юношей и вопрошает его: «Куда ты собрался, брат?» «В мiр», - отвечал инок, и рассказал Ей свое горе, и что нет никакой помощи здесь от Богородицы, верно, оставила Она… Тогда с улыбкою, явившись ему, Дева сказала: «Воротись назад и будь уверен, что брань твоя пройдет, и напрасно ты о Божьей Матери думаешь так ошибочно, Она заботится о Своих подвижниках. Воротись же, брат!» И с этими словами Она дотронулась доего торбы, и он проснулся, и, послушав свою Посетительницу, обратился вспять, в свою келью благодарить и славить Пречистую. (Серафим Святогорец).
XLIX
Некто из иеромонахов, прежде живши воздержано и целомудренно от младенчества до 35 летнего возраста своего, от скорбей несколько повредился и начал жить непозволительно, а паче от двух пагубных страстей побеждался, но о тех не исповедовался отцу своему духовному. Тогда покойный его отец явился во сне некоему лицу мiрскому и послал оное сказать ему, как сыну своему, чтобы он оставил сии две страсти богопротивные, а иначе скорая смерть и грозное наказание будет ему. И когда он это услышал от посланного, тотчас оставил, но через пять месяцев паки начал творить, но недолго продолжал свое ослушание, ибо тогда возобновилась холера, и он от неё, по определению отца его, начал болеть, и много лечился, но напрасно. Наконец, начал лечиться душевно и в полном разуме раскаялся пред духовником во всех своих ошибках и грехах, и после общения и елеособорования, аки сном уснул с надеждою на милосердие неизреченное Божие. Блаженные отцы и по смерти своей не оставляют любовь к детям своим.
L
Послушник Григорий Иванович проживал в Лавре Троицкой, когда ему во сне явился преподобный Сергий и говорил так: «Ты здесь обопьешься (вином), иди из Лавры сей на Пешношу». И он, по совету преподобного, перешел в сию обитель и в ней пожил в воздержании и трудолюбии, имея в качестве послушания чередовое чтение Псалтиря за усопших, и для всех умерших копал могилы; любил петь на клиросе в праздники за ранней литургией, и так с покаянием скончался здесь в 1829 году.
Свидетельство о публикации №211031301736