А внутри я белый и пушистый фильм Черный Лебедь
Попытки скрыть
Впрочем, с первых кадров «Черный Лебедь» не впечатляет. Дрожащая камера, старательно выстроенные «под дилетанта» кадры, смазанная цветность, - все прелести имитации малобюджетного кино. Зачем они в психодраме, непонятно. Откровенно говоря, даже мешают, потому что блеклость и невыразительность «гасят» и героев. Разве что Арсонофски хотел скрыть смысл картины до поры до времени. Только с середины фильма кадры обретают сочность, цвет и внятную компоновку.
Чего не хватает хорошим девочкам
В «Твин Пиксе» Дэйл Купер искал-искал Аниму, пока не нашел Анимуса в виде грязного убийцы Боба. Битых тридцать две серии идеальный во всех отношениях агент ФБР гонялся за своим темным «Я». Найти – нашел, но что с ним делать, так и не понял. Линч сделал открытый финал по чисто коммерческим соображениям, отчего Купер проиграл как центральный герой.
Арсонофски учел опыт Линча и довел свою героиню до логического завершения. Никаких трупов, никаких вигвамов, никаких убиенных лор палмер, - и все же «поле куликово» героини Натали Портман усеяно трупами. Идеальная дочь, идеальная балерина, идеальная подруга, - чего же ей не хватает? Почему она смотрится не успешной барышней, а каторжанкой?
По аналогии с Купером, Нина Сейерс одержима идеей. Но если Дэйлом Купером движут благородные мотивы (найти убийцу), то Нина Сейерс руководствуется меркантильным интересом. Боб в «Твин Пиксе» (через Уиндома Эрла) нашел слабинку в Купере (угробив на сие –надцать серий), Тома без труда отыскал таковую в Нине (через пятнадцать минут после старта картины). Дэйл был слабоват по части дам-с, упорно отказываясь признаться самому себе в этом, Сейерс глубоко внутри пылала честолюбием.
Рога и перья
До этого момента «Черный Лебедь» ехал по накатанной колее. Дальше началось форменное балаганно: какие-то картины, побочные галлюцинации, секси-манифесты, - а в апогее развратная ночь Нины с Лили.
Переспав с Лили, Нина получила нагоняй от мамы и вернулась в рамки «пай-девочки». Осознание своей схожести с коварной Лили пришло позднее, в палате у Бэт, но и тут Нина упорно продолжает считать себя «хорошей девочкой», даже тогда. когда ее «черное Я» - Лили – пришла мириться.
Осознание пришло на сияющем матрасе, в свете софитов, под гром аплодисментов. «Я совершенна, я безупречна!» - шепчет истекающая кровью героиня.
Арсонофски, как и Линч, делает открытый финал, но, в отличие от «Твин Пикса», в «Черном Лебеде» центральная героиня полностью осознает и принимает свою темную ипостась, благодаря чему становится цельной.
Чем опасны «хорошие девочки»
В тихом омуте черти водятся. В лебедином озере у сияющей чистотой птицы обязательно окажется черный двойник. И неважно, кто соблазнит Принца, - количество лебедей все равно останется неизменным. Если заметили, у Нины-Черного лебедя (эпизод на сцене) были две тени.
Арсонофски в который раз разыграл драму «двух Я в одном флаконе», убедительно проиллюстрировав тезис о том, что «темное» никуда не девается, оно просто прячется. В мазохистском царапании, как у Нины Сейерс, или в маниакальном самообвинении, как у Купера, или в пестовании собственных неудач, как у матери Нины, - но изгнать его невозможно. Истинным Черным Лебедем была (о чем недвусмысленно намекал костюм) мать Нины Сейерс, подчинившая дочь своим нереализованным мечтаниям. Впрочем, Нина, ее мать и Бэт - скорее, не отдельные героини, а ипостаси самой Нины (в юности, в зрелости и на пенсии). И алая рана на белом платье смотрится уже как акт инициации. Что ж, Линч совершает это с Купером в пещере, Арсонофски с Сейерс - на ослепительном ложе.
Так погибает истовая работяга и рождается "машина от искусства", нацеленная на одно - "растоптать всех". Трагизм момента в том, что Нина действительно совершенна и безупречна, и расти ей, по сути, некуда. Лили - ее ближайшее будущее. Которое Сейерс безуспешно пыталась "убить" в гримерке.
«Независима и свободна». Не так ли кричала булгаковская Маргарита?
Как говаривала одна целеустремленная дама, свобода есть, и за нее стоит бороться. Достаточно лишь укротить Черного Лебедя.
P./ S./ Претензии
Натали Портман однозначно не вытянула роль. Во-первых, пластика актрисы, мягко говоря, даже для невооруженного глаза не балетная. Нестыковка слишком заметная, чтобы не бросаться в глаза. Во-вторых, неубедительная игра в нескольких ключевых сценах, глуповатое выражение лица, не сходящее до финальных кадров, - оно могло быть ширмой, но ширма слишком уж приросла к лицу. С невинным видом голубки Сейерс сдает одну позицию за другой. Фикус в том, что героиня должна понимать, хоть чуть-чуть, и маяться этим, но Нина прикидывается наивной. Логически немотивированно. Куда достовернее, ярче и цельнее смотрится Мила Кунис в роли Лили. Честно говоря, ее героиня ярче, убедительнее и достовернее.
Тома делает все, чтобы сгустить вокруг себя ауру демона, но соперничать с галереей воплощений абсолютного зла в американском кино ему, мягко говоря, сложно. Примерно с середины картины герой Тома делает «задний ход», возвращаясь на позиции деспотичного режиссера, и это плюс для фильма, потому что сразу выстраивается связка борьбы женского и мужского начал.
Второй раз смотреть фильм не хочется. Разве что финальные эпизоды, потрясающие по силе. Зато после "Черного Лебедя" невольно тянешься к запылившемуся на полке "Твин Пиксу".
P.P.S. Финальный "кусок", с того момента, как Нина чуть не проспала премьеру, я старательно отрезала от остального и оставила в коллекции любимого видео. Все, что "до", можно было и не снимать.
Свидетельство о публикации №211031301743