Олигархи уничтожают энергорынок Украины

Попытки урегулирования ситуации на рынке нефтепродуктов Украины: между Сциллой и Харибдой
АВТОР: МАТВЕЙ ВЛАДИМИРОВ – 13.03.2011
Основными причинами роста цен на нефтепродукты на Украине нефтепереработчики и Минэнерго называют монополизацию рынка импортерами нефтепродуктов и «мировыми тенденциями», спекуляциями на событиях в Африке, а импортеры, ведущие эксперты и ряд ведомств – ощутимое повышение акцизного сбора, безналоговый импорт топлива компанией «Ливела», продление старых стандартов качества для бензинов и ДТ, глубину переработки сырья на НПЗ, а также намерения украинских властей ввести завышенные пошлины на импортируемые нефтепродукты, что на фоне мировых тенденций роста цены на нефть, приведет к дальнейшему росту стоимости топлива в стране, значительному уменьшению качественных нефтепродуктов при заполнении рынка «бодягой» и контрабандой, позволит распределить маржу в пользу принадлежащих олигархам нереконстуированных низкоконкурентных украинских НПЗ, производящих сегодня топливо невысокого качества, не улучшив их состояние, а также грозит ответными санкциями со стороны России и других стран-импортеров энергоресурсов, в то время как обеспечение оптимальной стоимости и качества нефтепродуктов на рынке можно достичь лишь при наличии конкуренции и компромиссного решения – снижения действующего акциза и запланированной пошлины на импорт при усилении влияния государства на рынок нефтепродуктов.

Очередной виток роста цен на нефть очертил проблемы функционирования рынка нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей отрасли Украины. Заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта заявил в феврале с.г., что украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должны быть загружены, но должны выпускать топливо надлежащего качества. «Наша общая позиция заключается в том, что на рынке нефтепродуктов должна быть честная конкуренция… Наши НПЗ должны быть загружены, но должны выпускать топливо надлежащего качества», – добавил Максюта. Первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Вадим Копылов по сообщению УНИАН, заявил на брифинге, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов возможно лишь после того, как нефтеперерабатывающие заводы Украины существенно улучшат качество их производства внутри страны. Он отметил, что минэкономразвития выступило с таким предложением в адрес нефтеперерабатывающих заводов. «Мы готовы сразу подготовить документ о введении пошлины после того, как будет закончена модернизация. Если у заводов будет возможность выйти на производство высококачественного бензина через год, то мы готовы сегодня объявить о введении через год пошлин на импорт бензина с тем, чтобы стимулировать проведение модернизации собственных заводов», – сказал чиновник, отметив, что если вводить пошлины на экспорт нефтепродуктов в настоящее время, то это приведет лишь к подорожанию бензина.

Инициатива о пошлинах на топливный импорт возникла после местных выборов на Украине в ноябре 2010 года с подачи нефтеперерабатывающих заводов, заявивших о неравных условиях конкуренции с импортом и потребовавших от отраслевого ведомства инициировать процесс введения заградительных пошлин в размере, сопоставимом с текущими налогами на топливо. В споре Минэнерго и импортеров о целесообразности введения заградительных пошлин на ввоз в страну нефтепродуктов переплелись государственные, отраслевые и корпоративные интересы. Определенное влияние на разрешение этого противостояния оказали и топ-менеджеры двух ведущих российских нефтяных компаний, владеющих украинскими НПЗ – Герман Хан (TNK-BP) и Вагит Алекперов («Лукойл»), обсудившие с украинскими властями вопрос введения импортных пошлин. Обсуждаемая проблема вызвала длительную дискуссию как между импортерами и нефтепереработчиками, Минэнерго, так и профильными министерствами и ведомствами Украины. 4 января 2011 года Антимонопольный Комитет даже возбудил дело по факту резкого повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 и в начале 2011 годов со стороны основных операторов рынка, а 18 января с.г. министерство энергетики и угольной промышленности Украины договорилось с владельцами НПЗ о стабилизации розничных цен на нефтепродукты с 1 февраля 2011 года. 24 января 2011 г. Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о начале специального расследования в отношении увеличения объемов импорта нефтепродуктов в Украину, результатом которого может стать введение пошлин на топливо. Расследование было начато вследствие обращения к правительству руководства пяти украинских НПЗ, в котором они ссылаются на неблагоприятные условия развития нефтепереработки вследствие, по их мнению, увеличения объемов импорта топлива.

Минэкономразвития Украины, проведя собственный анализ ситуации на рынке, сообщило об отсутствии оснований для введения пошлин, поскольку уровень импорта не является угрожающим для внутреннего производителя, и по мнению заместителя министра Вадима Копылова, приведет к 30-40% росту цен на нефтепродукты. Представители крупнейших поставщиков нефтепродуктов в Украину также не видят предпосылок для введения пошлин на импорт топлива и считают, что проблемы украинской нефтепереработки обусловлены внутренними причинами: отсутствие модернизации мощностей, контрабандные поставки нефтепродуктов и засилье фальсифицированного топлива. Крупные операторы рынка нефтепродуктов Украины считают, что введение импортных пошлин на топливо приведет не только к повышению стоимости топлива на Украине, резкому уменьшению доли качественных нефтепродуктов на рынке, но также поставит под угрозу само существование компаний-ритейлеров. По сообщению Oilnews.com.ua, вице-президент «Концерна Галнафтогаз» (сеть АЗС ОККО) Юрий Кучабский отметил, что от инициативы правительства пострадают украинские потребители, поскольку импортные пошлины ограничат доступ качественного европейского топлива на украинский рынок, а также спровоцируют резкий рост стоимости топлива на рынке. «Ручное регулирование рынка не приводит ни к чему хорошему, убивает его. Лишь конкуренция может обеспечить самую лучшую цену и самое лучшее качество», – сказал президент ПАО «Концерн Галнафтогаз» (сеть ОККО) Виталий Антонов в ходе открытого заседания ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» в Киеве. Антонов считает, что введение пошлин на импорт топлива может ограничить количество на рынке качественного европейского топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5, а также приведет к монополизации рынка нефтеперерабатывающими компаниями, производящими нефтепродукты более низкого качества. На заседаниях ЭАГ представители Антимонопольного комитета также заявляли об угрозе монополизации рынка нефтепродуктов нефтеперерабтывающими компаниями в случае введения пошлин на импорт топлива. «Идет борьба старого с новым. Министерство энергетики и угольной промышленности, инициируя введение пошлин, пытается подогнать новые стандарты потребления под старые стандарты производства. Но во всем мире делают наоборот, то есть, мы идем против течения», -считает Антонов. Топ-менеджер отметил, что специалисты «Галнафтогаза» отследили динамику заболеваний украинцев канцерогенными заболеваниями. Улучшение ситуации в последние годы президент компании связывает, в том числе, с импортом более экологичного топлива на Украину. «Начало импорта в страну Евро-4 и Евро-5 было большим прогрессом для нас. Ведь то, что производят наши (украинские) заводы – это прямое отравление тяжелыми металлами наших с вами детей. Конечно, в вопросе поставок топлива на первом месте всегда будет экономика, но нужно помнить и об экологии», – резюмировал он. Директор ООО «Нефтек Ойл» Антон Гродзицкий, по сообщению издания «Новый мост», считает, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов приведет к уменьшению численности покупателей экологически чистого бензина в Украине вследствие ограничения доступа на рынок импортного бензина. «На сегодня в Украине 60% АЗС продает бензин Евро-3, а 40% – Евро-4 и Евро-5. Боюсь, что после введения импортных пошлин, количество покупателей экологически чистого бензина в нашей стране уменьшится», – сказал Гродзицкий, подчеркнув, что из-за рубежа, в основном, поставляется топливо Евро-4 и Евро-5, а украинские НПЗ производят топливо по более низким стандартам.

Помимо Минэкономразвития, против введения пошлин на импорт выступили Минфин Украины и Государственная налоговая администрация, поскольку такая мера, согласно выводам специалистов ведомства, приведет к росту цен на топливо и увеличению доли контрафактной продукции на рынке. Более того, на заседаниях ЭАГ представители Антимонопольного комитета заявляли об угрозе монополизации рынка нефтепродуктов нефтеперерабатывающими компаниями в случае введения пошлин на импорт топлива, и приведет к серьезному подорожанию нефтепродуктов, ограничив доступ на рынок топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5. Опрошенные украинским госинформагентством «Укринформ» эксперты высказали мнении о том, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов приведет к ускорению темпов инфляции в 2011 г. Например, начальник аналитического отдела инвестиционной компании Phoenix Capital Сергей Петренко, считает, что после применения заградительной пошлины цены на нефтепродукты вырастут, так как Украина не в состоянии обеспечить свои нужды продукцией собственного производства. «По нашим расчетам, рост цен на бензин может составить от 60 копеек до 1 гривны за литр, а прямое влияние от ввода пошлин ускорит инфляцию менее, чем на 1%», – сказал он. Ранее генеральный директор сети АЗС Shell в Украине Вильям Козик отметил, что введение пошлин на импорт светлых нефтепродуктов ставит игроков розничного рынка в самое невыгодное положение по сравнению с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, и даже ставит под угрозу существование отдельных сетей АЗС. В свою очередь, директор ООО «Континент НефтеТрейд» (сеть АЗС WOG) Людмила Воронина отмечала, что введение пошлин не приведет к модернизации и скорому переходу украинских НПЗ на современные стандарты качества. Руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко также считает, что, вслед за нефтепродуктами, подорожают и продукты питания. В комментарии OilNews народный депутат Украины, учредитель топливной компании «Рось-1» Анатолий Семинога отметил, что введение пошлин на импорт светлых нефтепродуктов в Украину спровоцирует резкое подорожание топлива, а затем – и продуктов первой необходимости. «Введение пошлин приведет к подорожанию, в первую очередь, импортного топлива. И это вроде бы, создаст определенные преференции для НПЗ, говорится, что они начнут работать более эффективно. Но вскоре вслед за импортерами поднимут цены и внутренние производители, как это всегда бывает».

Введение пошлин поддерживают Минэнергоугля Украины и нефтепереработчики, считающие дискриминационными условия конкуренции с НПЗ из стран Таможенного союза, в частности – Беларуси. ” Проблемой, по мнению экспертов Делового совета “Украина — ЕС» , является долгосрочное субсидирование нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) России, Беларуси и Казахстана, поскольку в рамках союза они имеют возможность покупать российскую сырую нефть со значительными скидками без оплаты экспортной пошлины. Украина же и Европейский Союз, приобретают сырую нефть по ценам, которые сложились на мировом рынке, и с уплатой действующей экспортной пошлины. По мнению директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, высказанного украинской газете «День», – «бояться отечественному рынку нефтепродуктов следует не дешевой российской нефти, а переноса сроков модернизации НПЗ. На протяжении 10 лет заводы не вкладывали деньги в модернизацию. И сейчас их продукция просто не выдерживает конкуренции с импортной, которая завозиться по аналогичным ценам, но лучшего качества. Сегодня доля импорта нефтепродуктов в общем объеме потребления — 30%, из которых часть белорусского и российского продукта — 80% (около 2 миллионов тонн). На мой взгляд, отечественные НПЗ не имеют иного пути кроме как можно быстрее модернизовать производства за свой счет, а не за деньги покупателя. В этом процессе может помочь и государство. Недавно собственник Херсонского НПЗ заявил, что готов заложить 100% акций предприятия, если государство предоставит госгарантии под привлечения кредита для модернизации. Таким путем пошла Беларусь и создала хороший старт для модернизации своей отрасли».

Наряду с этим, направленное украинскими нефтепереработчиками обращение в правительство содержит требование ввести пошлины на поставки со всех направлений и на весь спектр выпускаемых нефтепродуктов, независимо от доли их импорта в балансе украинского рынка. Министерство энергетики и угольной промышленности направило обращение в Антимонопольный комитет относительно превышения верхнего предела ценового коридора, установленного экспертно-аналитической группой (ЭАГ) по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности, сообщает «Интерфакс-Украина». Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании Кабинета министров заявил, что рост цен на топливо вызван монополизацией рынка импортерами нефтепродуктов, что в свою очередь произошло из-за отмены импортных пошлин в 2005 г. и низких показателей производства нефтепродуктов. В целом НПЗ и ГПЗ Украины за прошедшие два месяца, по данным «Интерфакс-Украина» от 11 марта с.г., уменьшили переработку нефтяного сырья на 10,4% – до 1 млн. 500 тысяч тонн. При этом Одесский НПЗ (Лукойл- Одесский НПЗ), и Надвирнянский НПЗ («Нефтехимик Прикарпатье», Ивано-Франковска обл.) в январе-феврале 2011 года простаивали, а Херсонский нефтеперерабатывающий завод не работает с 2005 года. Вместе с тем, Советник премьера Александр Болкисев считает, что основная проблема для НПЗ заключается не в импорте нефтепродуктов, а в их контрабанде. По его мнению, нефтезаводы в РФ, Беларуси, Казахстане выигрывают не за счет дешевой нефти, а проведенной модернизации. «Все они уже провели модернизацию, у них глубина переработки больше, у нас же (на Украине) технология старая», – сказал советник.

Несмотря на резкий рост цен на нефтепродукты, министр энергетики Украины Юрий Бойко заявляет, что стоимость топлива не является критичной для транспортной отрасли Украины. “Но могу сказать, что с ростом цен на нефтепродукты, будет расти и цена на газ. Не могу сказать, что цена нормальная – нас бы устроила более низкая цена. Но мы на нее влиять не можем», – заявил он. На вопрос о том, как правительство может вводить пошлину на импорт нефти и нефтепродуктов, когда на Украине используется не более 10% собственной нефти, чиновник ответил: «Логика тут четкая, потому что на сегодня 60 процентов рынка – это бензин, который завезен из-за границы. Если мы не будем вводить акцизы, то мы будем завесить полностью от внешнего рынка. Если не вводить ее, то мы не сможем улучшать качество бензина. Чтобы сделать это, нужно иметь дорогостоящую аппаратуру, инвесторов». Бойко сказал, что введением пошлин правительство защищает украинских производителей бензина. Также министр выразил недовольство поведением некоторых импортеров топлива: “К сожалению, есть негативные тенденции на рынке нефти и нефтепродуктов, и это отражается на Украине, но у нас еще есть претензии к нескольким импортерам, которые используют эту ситуацию”. По словам Бойко, работу таких импортеров изучает Антимонопольный комитет Украины. АМКУ сообщил во время круглого стола, что уже завершает рассмотрение дел о недобросовестной конкуренции на рынке горюче-смазочных материалов. “Мы движемся в двух направлениях. Есть дело АМКУ относительно 5-ти основных импортеров нефтепродуктов, дело открыто еще в начале года по признакам установления цен без экономически обоснованных причин. Сейчас завершается расследование и расчетная сумма штрафов составит от 300 млн грн”, – заявил первый заместитель председателя АМКУ Юрий Кравченко». Кравченко также сообщил, что по поручению Президента Украины открыто второе дело по деятельности компании “Ливела”. «По предварительной информации, в конце прошлого года эта компания без надлежащего таможенного оформления завезла горюче-смазочные материалы и занимала монопольное положение на рынке бензинов, что составляет более 35 %… После установления всех фактов будет вынесено решение АМКУ”, – резюмировал зам. председателя. Антимонопольный комитет Украины на следующей неделе планирует завершить расследование относительно основных игроков рынков нефтепродуктов по факту резкого повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 г. – начале 2011 г., говорится в сообщении комитета. «Как выяснил комитет, нефтетрейдеры без экономического обоснования повысили стоимость топлива и неоднократно выходили за пределы рекомендованной цены, рассчитанной экспертно-аналитической группой по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов». В АМКУ отмечают, что при определении размера штрафных санкций «комитет учтет влияние поведения ответчиков на рост цен на рынке топлива, в том числе на АЗС». Ранее OilNews сообщал о намерении ввести с 2011 г. пошлину на импорт нефтепродуктов в размере ?120/т, о чем министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил 23 ноября 2010 года на заседании Экспертно-аналитической группы по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности. При этом, по словам участников заседания, решение о введении пошлин не выносилось на обсуждение ЭАГ и не ставилось на голосование, а лишь было озвучено главой ведомства в качестве одной из мер по защите отечественной нефтепереработки.

Вместе с тем, глава совета Национального банка Петр Порошенко сказал в эфире телепрограммы «Шустер Live» , что предлагаемые правительством меры по регулированию ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов приведут к сокращению поступлений в государственный бюджет и увеличению коррупционной составляющей. Украинский эксперт Сергей Куюн считает, что «все эти крики о защите отечественного производителя – не более, чем попытка решить проблему за счет простых граждан. Во всем мире в модернизацию предприятий вкладывают огромные средства, благодаря этому увеличивается глубина переработки нефти. Что приводит к снижению конечной стоимости топлива. Наши же производства практически ничего не делают для модернизации своих предприятий, а теперь просят ввести дополнительно пошлину, чтобы им было выгодно производить топливо. То есть, фактически они хотят привести в порядок свои заводы за наш с вами счет. Но в мире нет таких прецедентов, когда потребителя заставляют платить за модернизацию всей отрасли. Сейчас во всем мире остановлены десятки заводов из-за того, что они не могут производить конкурентноспособную продукцию, и нигде этот вопрос не решается за счет населения». В ответ, в связи с намерением Минэнерго ввести пошлины, Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» распространила заявление, в котором подвергла сомнению способность НПЗ стабилизировать ценовую ситуацию и сообщила о дезинформировании производителями руководства украинского правительства, обратившись с просьбой к лидерам страны не допустить закрытия границ для импортных нефтепродуктов. В заявлении Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», представленного интернет-ресурсом Oilnews.com.ua, говорится, что украинское правительство не должно поддаваться на шантаж со стороны нефтеперерабатывающих компаний, перешедших к открытым угрозам остановить свои заводы в случае непринятия их требования по введению пошлин на импорт нефтепродуктов в Украину. «Беспрецедентное давление и дезинформация органов власти и отдельных высокопоставленных членов правительства уже привели к началу абсолютно безосновательного спецрасследования в отношении импорта нефтепродуктов. Уверены, что продолжающееся давление со стороны владельцев НПЗ нацелено на дезориентацию кураторов расследования с целью достижения желаемого результата в виде резкого роста цен на реализуемую продукцию после ввода пошлин», – говорится в заявлении. По сообщению информагентства УНИАН, в начале февраля главный управляющий директор ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро заявил о том, что украинские НПЗ сдерживают рост цен на нефтепродукты на волне повышения стоимости нефтяного сырья на мировом рынке.

В письме Ассоциации отмечается, что с учетом повышения акцизов (согласно принятому недавно Налоговому кодексу), введение пошлины на импорт нефтепродуктов приведет к повышению их стоимости в Украине на 20-22%, или на 1,5-1,7 грн за 1 литр и ограничит доступ на рынок топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5. Согласно Oilnews, в Ассоциации отмечают, что ситуация в украинской нефтепереработке усугубляется недостаточностью инвестиций в модернизацию предприятий и рядом негативных явлений на внутреннем рынке Украины, таких как контрабанда и нелегальное производство нефтепродуктов, а также схемы безналогового импорта. В заявлении отмечается, что в настоящее время из-за низкой маржи нефтепереработки в Европе и мире выставлены на продажу десятки НПЗ, немало предприятий остановлены и перепрофилированы в нефтехранилища. Ассоциация напоминает, что о продаже перерабатывающих активов заявили такие компании, как Conoco, Total, Chevron, Shell – владельцы развитых современных предприятий, обладающих повышенной глубиной переработки и выпускающих продукцию в соответствии с самыми жесткими европейскими стандартами. «Закономерно, что сильно отстающие по этим параметрам украинские НПЗ переживают не лучшие времена, чувствуя отток рынка в сторону более качественных топлив из стран Евросоюза и Беларуси. Крупнейший заявленный объем инвестиций со стороны ТНК-ВР в Лисичанский НПЗ составляет $500 млн за последние 10 лет, тогда как литовский НПЗ «Мажейкю нафта» за аналогичный период вложил более $1 млрд, ОАО «Мозырский НПЗ» (Беларусь) – $1,25 млрд», – отмечают в Ассоциации. «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» одновременно считает недопустимым и неприемлемым дальнейшее существование схем контрабандного ввоза и нелегального производства нефтепродуктов, а также возобновление схем безналогового импорта. Так, народный депутат Украины, министр топлива и энергетики оппозиционного правительства Александр Гудыма заявил по сообщению ЛІГАБізнесІнформ, что рост цен на светлые нефтепродукты в Украине в значительной мере вызван деятельностью приближенной к властным структурам фирмы “Ливела”. “Власти удобно указывать на Ливию и на то, что происходит на мировых нефтяных рынках”, – отметил Гудыма, которого цитирует пресс-служба БЮТ. “Именно действия импортеров привели к такому скачку цен”, – сказал депутат. Гудыма сообщил, что оппозиция зарегистрировала в парламенте проект постановления о создании временной следственной комиссии по расследованию деятельности “Ливелы”, которая “осуществляет свыше 50% всего импорта светлых нефтепродуктов”. По его словам, ВСК должна выяснить, кто “крышует” эту фирму, “а выглядит так, что господин Бойко”. “Комиссия должна дать ответ, почему в Украине на коррупционных началах допущено функционирование фирмы-монополиста на рынке светлых нефтепродуктов”, говорит депутат. Кроме того, министр оппозиционного правительства напомнил о 3,5 млн. тонн нефти, которые ежегодно добывает Украина. Сбыт, по его словам, осуществляется через компанию “Укрнафта”, в которой государство имеет свыше 50% акций. Однако, эта компания не выступает регулятором на рынке светлых нефтепродуктов, поскольку реально принадлежит ближайшему окружению Януковича”, – считает парламентарий. “Компанией, где государство имеет 50% +1 акция должен руководить менеджмент НАК “Нефтегаз Украины”, а руководитель “Укрнафты” должен назначаться правительством. Мы знаем, что господин Коломойский назначил на эту должность своего представителя, и с этим согласилось руководство государства”, – считает Гудыма. “Для уменьшения цены на топливо в Украине необходимо немедленно убрать коррупцию с рынка нефтепродуктов и дать возможность сельскому хозяйству провести посевную”, – резюмировал украинский законодатель.

Указанные факторы Ассоциация считает враждебными украинским НПЗ, которые не имеют ничего общего с легальным импортом нефтепродуктов, и члены Ассоциации намерены доказать в результате специального расследования и снять с повестки дня вопрос о введении пошлин на импорт. «В противном случае, мы уверены, Украину ждет монополизация топливного рынка и рост цен на бензин, дизтопливо и другие продукты нефтепереработки пропорционально размеру введенных пошлин (в частности на 1,30 грн/л на бензины и 80 коп./л на ДТ). Члены объединения также уверены, что намерение Украины ввести заградительные пошлины на импорт топлива будет иметь соответствующую реакцию со стороны стран-экспортеров нефтепродуктов, являющихся одновременно крупнейшими внешнеэкономическими партнерами Украины», – говорится в заявлении. В Ассоциации с пониманием относятся к просьбам правительства Украины относительно стабилизации цен на нефтепродукты в розничной сети в период роста котировок на мировом рынке и увеличения налоговой нагрузки на потребителя, а заявления некоторых владельцев НПЗ о возможной остановке предприятий рассматривают как дестабилизирующие рынок и оказывающие давление на органы власти Украины. «В этой связи считаем необходимым заявить, что нынешняя диверсифицированная система обеспечения Украины нефтепродуктами, когда поставки осуществляются суммарно из около 15 внутренних и внешних направлений, способна удовлетворить потребности страны в топливе по рыночным ценам в любой ситуации. Включая остановку крупных производств, в чем можно было убедиться в 2010 г., когда Лисичанский НПЗ простоял на ремонте более двух месяцев», – говорится в сообщении. «Заявления о неполадках или остановке НПЗ в ответственные моменты, особенно накануне посевной, являются хорошим напоминанием о работе рынка до 2005 г., когда переработчики держали 90% поставок, – говорит президент Ассоциации Леонид Косянчук. – Если уже сегодня мы видим откровенный шантаж со стороны владельцев НПЗ, то после введения пошлин на импорт и возврата к рыночной диктатуре НПЗ правительству придется снова ходить на поклон к владельцам заводов каждую посевную и уборочную».

В интервью украинскому еженедельнику «Зеркало недели. Украина» генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» (Беларусь) Анатолий Куприянов сказал, что при сложившейся ситуации на мировых рынках введение пошлин на импорт нефтепродуктов в Украину не улучшит финансовое положение НПЗ страны. «Скажу больше, они только усугубят свое положение, так как потратят деньги на качество, но продавать продукты дороже, чем сегодня, не смогут. При такой цене на нефть нужны новые процессы по углублению переработки. Проект любой установки, его согласование, госэкспертиза занимают полтора-два года, а ведь оборудование еще нужно изготовить и смонтировать. Быстро в этой отрасли ничего не происходит», – сказал Куприянов. Гендиректор Мозырского НПЗ также считает, что, вопреки заявлениям владельцев украинских НПЗ, в случае введения пошлин они не смогут нарастить переработку и модернизировать свои производства для выпуска продукции уровня Евро-4 и Евро-5. «Все разговоры о том, что если будут созданы какие-то условия, то с тем же набором технологических установок заводы будут готовы эффективно работать, – пусты. Это неправда. С трудом, но могу согласиться, что можно достичь качества уровня Евро-4. Вероятно, кто-то сможет выпустить определенные партии Евро-5, но промышленно производить эту марку не получится», – сказал Куприянов, отмечая, что на сегодняшний день спрос на качественную продукцию в Украине вырос, а требование украинских производителей ввести пошлины обусловлены стремлением «во что бы то ни стало удержаться на нем, причем с минимальными затратами. Фактически это желание сохранить рынок низкокачественного продукта». «Думаю, потребитель доволен качеством нашего продукта. И если нас вытеснят, придут другие. А если не придут, то снова потечет на рынок топливо низкого качества. Разве в этом перспектива для рынка, для потребителя, для страны?». Ему вторит первый замминистра экономического развития и торговли Украины Вадим Копылов, который в интервью «Зеркалу недели» сообщил, что министерство ведет переговоры с украинскими нефтеперерабатывающими заводами. Замминистра отмечает, что при наличии собственных заводов, Украина серьезно зависит от импорта светлых нефтепродуктов – ведь качество топлива, производимого в стране, остается достаточно невысоким. «Да, на НПЗ в Лисичанске и Кременчуге чуть-чуть подтянули технологии. Но люди готовы платить за бензин больше, для того чтобы сберечь свои автомобили», – отмечает Копылов. В связи с этим, ведомство ведет диалог с заводами, которые инициируют введение импортных пошлин. Копылов считает, что ввести такую меру нетрудно: «подписываем взаимные обязательства, объявляем о введении пошлины, скажем, через полтора года». «Но за эти полтора года необходимо провести реконструкцию заводов в Украине с тем, чтобы обеспечить внутренний рынок высококачественным бензином», – считает замминистра. Куприянов считает «удивительными» заявления украинских нефтепереработчиков, обвиняющих предприятие в недобросовестной конкуренции или ценовом демпинге за счет получения дешевой нефти из России, цитирует ZN.UA. «Мы с коллегами много обсуждали эту удивительную тему. Обратите внимание, все приводят в пример 2010 год, который как раз выдался для нас очень сложным. Начались поставки российской нефти с пошлиной, альтернативные поступления из Венесуэлы. По итогам прошлого года наша прибыль составила $30 млн. А ведь раньше мы работали в более комфортных условиях, закупая нефть до 2007 года вообще без пошлин по внутренним ценам России. Тогда почему-то это никого в Украине не волновало!» – отметил гендиректор Мозырского НПЗ. Он считает, что в тот период украинский рынок был переполнен некачественным топливом: «Бодяжили» много, наш бензин А-92 продавался зачастую как А-95. Это было время низкокачественной продукции, соответственно – и низких цен. Заметьте, тогда украинские НПЗ покупали нефть по мировым ценам, и их все устраивало». По словам Куприянова, при крайние высоких нынешних ценах «мы имеем в корзине переработки дорогие сорта нефти, платим российскую экспортную пошлину на нефтепродукты, – начинаются какие-то разговоры о демпинге со стороны Беларуси». Украина может взять в пример тот факт, что, как подчеркнул руководитель завода, все объемы производимых Мозырским НПЗ нефтепродуктов реализуются через открытые электронные торги с участием десятков компаний из СНГ и Европы. «О каком демпинге может идти речь? Иногда просто смешно, ведь некоторым нашим конкурентам, похоже, уже не нравится само географическое положение Мозырского НПЗ, который ближе к Киеву, чем украинские НПЗ», – отметил он. Напомним, в начале февраля с.г. Министерство иностранных дел Беларуси зарегистрировалось в качестве участника специального расследования относительно импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов. 10 марта с.г. Беларусь передала в Межведомственную комиссию по международной торговле Украины необходимые документы относительно импорта нефтепродуктов в страну, сообщил в комментарии «БелТА» заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов ОАО «Мозырский НПЗ» Виталий Павлов.«Информацию, которую необходимо было предоставить, мы предоставили», – сказал он. В то же время на данный момент администрация завода продолжает собирать информацию и документы относительно импорта нефтепродуктов, их предоставляют украинской стороне по мере необходимости.

В контексте изложенного, два из трех заводов группы «Приват» украинско-израильского миллиардера и олигарха Игоря Коломойского – Надвирнянский и Дрогобычский, – по данным аналитиков, не готовы к производству топлива, соответствующего нормам EN228 и EN590. Низкооктановые бензины никогда не занимали более 10% в нефтерпродуктовой корзине указанных заводов, поскольку делали ставку на производство А-92 и дизтоплива, доходы от которых значительно выше. Кроме производства низкооктанового топлива указные НПЗ наращивают выпуск прямогонного мазута, смешав который с азербайджанскими нефтепродуктами, поставляемые на Украину, с целью экспортировать дешевую смесь на переработку на заводы соседних стран. Долгосрочные поставки азербайджанской нефти обеспечат сырьем два указанных завода группы «Приват». Интернет-издание Oilnews.com.ua пишет, что Минтопэнерго Украины «делает все от него зависящее, чтобы на украинском рынке доминировало топливо Кременчугского НПЗ, а водители стройными рядами тянулись к заправкам группы «Приват». Эксперты полагают, что, если же одновременно с новыми ставками акцизного сбора в силу вступят и пошлины на импорт нефтепродуктов, то топливный ритейл «Привата» даже окажется с прикупом. Напомним, что нефтяной бизнес «Привата» во многом процветал благодаря оптимизации налогообложения и самостоятельному использованию наполовину государственных или чужих («Укртатнафта») активов. Группа «Приват» имеет доступ к украинской нефти, которую, благодаря государственным аукционам, может закупать по цене ниже рыночной. Напомним, осенью 2010 года группа «Приват» за счет значительных объемов безналогового импорта на Украину нефтепродуктов способствовала удержанию стабильных цен в розничной сети, необходимого перед и во время местных выборов на Украины. В частности, «Приват» начал безналоговый импорт сырья для контролируемого НПЗ во второй декаде сентября, а кременчугский нефтетрейдер ДП «Ливела» в октябре 2010 года в общей сложности, согласно Oilnews.com.ua, импортировал на Украину 409, 68 тысяч тонн светлых нефтепродуктов без уплаты акцизного сбора и НДС для ОАО «Днепрнефтерпродукт», контролируемого группой «Приват». Ряд экспертов считает, что введение пошлин может также сказаться на объемах прокачки нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, реализация аверса которого относилась к задекларированным ключевым лоббистским инициативам группы «Приват», с целью поставок нефти на подконтрольные «Привату» НПЗ. В связи с изложенным, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в ходе онлайн-конференции на сайте издания «Бизнес» заявил, что украинские нефтеперерабатывающие заводы станут препятствием на пути снижения цен на топливо после того, как уменьшилась стоимость нефти на мировом рынке: «От поставок нефти до ее переработки и продажи готовой продукции проходит около 30 дней. Соответственно, в январе-феврале НПЗ хорошо заработали, закупив нефть по 80-90 долл./барр., а продав нефтепродукты исходя из стоимости сырья более 100 долл./барр. Теперь же, при снижении цен на нефть, мы наблюдаем противоположную ситуацию: заводы закупили нефть по 100 долл./барр., а вынуждены продавать нефтепродукты по «просевшим» ценам. Естественно, заводам такая ситуация невыгодна, и они будут до последнего препятствовать падению цен». Куюн напомнил, что на сегодняшний день 90% нефтепродуктов производятся в Украине из импортного сырья. По его мнению, НПЗ не способны стабилизировать ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов даже в случае введения пошлин на импорт топлива, о чем производители заявляли ранее. «Вместе с тем импортный бензин заходит в Украину четко по международным котировкам и, таким образом, сегодня является стабилизирующим фактором на рынке», – отметил эксперт, подчеркнув, что проблемы украинской нефтепереработки обусловлены внутренними факторами: поставки контрабандного топлива, а также наблюдавшиеся в 2010 г. безналоговые поставки топлива. С целью подержать нефтепереработку, экономическое ведомство Украины предлагает освободить предприятия от уплаты налогов при ввозе оборудования, необходимого для модернизации производства и улучшения качества продукции.

Народный депутат Украины, член комитета Верховного Совета Украины Сергей Терехин считает, что заградительные меры приведут к монополизации рынка, и создаст угрозу установления согласованных цен на топливо на автозаправочных станциях Украины, сообщает OilNews. «Фактически мы вернемся к ситуации, которая имела место с конца 1990-х до 2005 г., когда трое человек собирались в хорошем ресторане и договаривались о цене топлива на «пистолете», – сказал Терехин., который был в инициатором отмены импортных пошлин на нефтепродукты в 2005 г. «Пошлины были отменены после совещания, которое я проводил в качестве министра с представителями украинских НПЗ. Фактически, тогда мы констатировали картельный сговор между производителями, вследствие чего цены на заправках в течение короткого срока выросли на 30%», – напомнил он. Терехин и ряд аналитиков уверены, что решить проблемные вопросы отечественной нефтепереработки можно путем модернизации предприятий и повышения ими эффективности работы до уровня западных производителей: «Но, конечно, для этого необходимо вкладывать деньги, а собственники заводов не всегда спешат это делать». Экс-министр отметил, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов грозит ответными санкциями в отношении украинских предприятий со стороны стран, которые понесут убытки от ограничения Украиной импорта топлива.

По мнению Посола Великобритании на Украине Ли Тернера, неравные условия для разных компаний при импорте нефтепродуктов на Украину отталкивают инвесторов. Если одни компании ввозят без налогов, а другим нужно платить – это создает условия для коррупции и уменьшения притока инвестиций», – сказал он агентству «Интерфакс-Украина». Татьяна Ижевская из московской «Независимой газеты» пишет, что введение заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов ударит по интересам членов Таможенного союза, России и Беларуси, а отраслевые эксперты отмечают, что торговые барьеры в любом случае не решат проблемы российских нефтяных компаний, владеющих украинскими НПЗ. В то же время Беларусь, которая является крупнейшим зарубежным поставщиком нефтепродуктов на украинский рынок, больше других может пострадать при введении пошлин на импортные нефтепродукты на Украине. Согласно статистическим данным, в общем объеме белорусского экспорта доля нефтепродуктов составляет около 23%, а белорусский экспорт в Украину более чем наполовину состоит из нефтепродуктов. Наряду с этим, директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, пишет в «Зеркале недели» о непредсказуемых последствиях введения пошлин на импорт нефтепродуктов в диалоге с соседними странами. Обращение к правительству ряда нефтеперерабатывающих предприятий, в котором говорится о необходимости ограничить импорт нефтепродуктов в Украину, Куюн называет «откровенно конфликтным и противоречивым». «Несмотря на то, что изначально под письмом министру подписались руководители всех НПЗ (кроме Херсонского), ряды переработчиков не так стройны, как могло бы показаться на первый взгляд. В крайне щекотливой ситуации оказалась ТНК-ВР, поскольку, требуя ввести заградительные пошлины на топливо со всех без исключения стран, с одной стороны, российско-британская компания фактически выступает против интересов России как одного из крупнейших нефтеэкспортеров в Украину, а, с другой – поддерживает возведение преграды на границе с Евросоюзом. Надо ли говорить о том, что это прямо противоречит базовому тезису British Рetroleum, компании планетарного масштаба, о приверженности принципам равенства и свободной торговли?», – считает эксперт.

Крупнейшие поставщики высококачественных нефтепродуктов в Украину – компании «Орлен Летува» (Литва) и «Белорусская нефтяная компании» (Беларусь) – не видят предпосылок для введения пошлин на импорт топлива, о чем представители компаний заявили на пресс-конференции в Киеве. В частности, глава украинского представительства компании «Орлен Летува» Игорь Майстренко заявил, что подобная инициатива вызвала удивление как в самой компании, так и в правительстве Литовской Республики. «Украинские нефтеперерабатывающие заводы говорят о необходимости выравнивания условий конкуренции с экспортерами топлива в Украину, но для нас это означает абсолютную дискриминацию», – заявил Майстренко. По его словам, поставки нефти из России на литовский завод в Мажейкяе прекращены в 2007 г., и сегодня предприятие закупает нефть с моря, а контракты с украинскими контрагентами заключает с премией к европейскому рынку за счет качества продукции. «Наш продукт реализуется на украинских АЗС иногда на гривну дороже стандартного А-95, чем мы можем угрожать местным производителям?» – говорит Майстренко. Эксперты уверены, что приведении пошлин Кабмин должен учесть потребности местных потребителей в светлых нефтепродуктах премиум класса, которые на Украине не производятся, в связи с чем импортируются, в частности, из Литвы. Специалисты напоминают, что как член ВТО Украина должна придерживаться определенных обязательств по максимально допустимым размерам и срокам действия пошлин, однако даже при компромиссном решении проблемы правительству Украины не избежать разрешения проблемы невысокого качества производимого в стране топлива, поскольку большинство владельцев НПЗ не модернизировали свои активы и поэтому не готовы выпускать горючее, соответствующее европейским стандартам. Введение пошлин на импорт топлива грозит ответными санкциями в отношении Украины, и РФ готова принимать ответные меры в случае ограничения импорта российских товаров, заявил РБКвице-спикер Государственной думы РФ Валерий Язев, комментируя начавшееся на Украине специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов, в том числе, из России. “Ответные меры могут предприниматься со стороны РФ. Вполне могут. Мы давно не кокетничаем и не скрываем. Если будут предприниматься какие-либо антироссийские меры, то и мы примем адекватные меры”, – сказал он. Вице-спикер отметил, что как Всемирная торговая организация, так и ратифицированная Украиной Энергетическая хартия, не приветствует ограничения в торговле. “Но подразумевается, что по ряду ключевых позиций квотировать импорт и экспорт страны, входящие в любые международные интеграционные группировки и ВТО в целом, имеют право”, – сказал Язев. По его мнению, “это не благо, но у каждой страны своя ситуация”. “У нас огромное количество нефти, газа, угля и огромное потребление, у других стран незначительное количество своих природных ресурсов. Украина много импортирует. Она должна предпринимать и делает особые усилия, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие своей страны”, – сказал вице-спикер. В то же время парламентарий против ограничения поставок энергоресурсов: “Я с понимаем к этому отношусь (к позиции Украины), но если в глобальном плане будут создаваться серьезные препоны беспрепятственному экспорту и импорту энергетических материалов – это плохо”. Наряду с этим, в январе с.г. ведущие российские компании ТНК-ВР и «Лукойл» заявили по сути, о своей поддержке идеи Кабмина Украины относительно пошлин на импортные нефтепродукты, что снижает вероятность очередной энерговойны между Киевом и Москвой. Так, ТНК-ВР отмечает, что, в случае введения пошлин удастся загрузить Лисичанский НПЗ на Украине нефтью на полную мощность и аккумулировать средства для модернизации завода. В данном случае, интересы Германа Хана (ТНК-ВР) и Вагита Аликперова (Лукойл) совпадают с интересами украинско-израильского миллиардера Игоря Коломойского, совладельца группы «Приват», которая противоречиво отсудила у российской «Татнефти» «Укртатнафту» (Кременчугский НПЗ) при оранжевом режиме, а также владеет двумя небольшими НПЗ на Западной Украине: Надворнянский НПЗ («Нефтехимик Прикарпатья») и Дрогобычский НПЗ «Галичина». Кратко отметим, что Лисичанский НПЗ (Линник, Луганская обл.) в январе-феврале 2011 года увеличил переработку сырья на 17%, в то время как Кременчугский НПЗ («Укрататнафта», Полтавская обл.) сократил переработку на 7,6%, Дрогобычский НПЗ («Галичина», Львовская обл.) – в 2,5 раза, Шебелинский НПЗ – на 6%. Сложившаяся ситуация с проведением половинчатых реформ показывает ретроградную роль украинских олигархов, которые стремятся национализировать убытки и приватизировать прибыли под прикрытием властей, поскольку вчерашние собственники капитала по сути стали в 2010 году «собственниками власти».

Некоторые эксперты предполагают, что решение Кабмина Украины по введению импортных пошлин может быть ответной мерой на решение премьера РФ Владимира Путина субсидировать белорусскую переработку. Как бы там ни было, в ответ на введение Украиной пошлин на импорт российских нефтепродуктов Россия может применить аналогичные меры в таких отраслях, как сельское хозяйство и металлургия, а также инструментом влияния на Украину может стать стоимость газа: Россия может изменить скидку для Украины на топливо, считают российские эксперты, опрошенные РБК. В частности, по мнению директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, экономика Украины в значительной мере зависит от России, и в торговой войне Россия всегда найдет свои «аргументы». Эксперт считает, что намерения ввести пошлины, скорее всего, свидетельствует о желании украинских властей убедить Россию продолжать поставки сырой нефти для переработки в Украину и не уничтожать украинскую нефтепереработку, которая в последнее время не совсем конкурентоспособна. Глава министерства иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис во время обсуждения в Киеве в феврале с премьер-министром Николаем Азаровым вопроса об инициированном Украиной расследовании относительно импорта нефтепродуктов, отметил, что принимая любые решения в отношении импорта топлива, Украина должна придерживаться своих обязательств Всемирной торговой организации. «В ответ на это глава украинского правительства заверил, что нормы ВТО будут соблюдены, а при любом исходе расследования границы для поставок нефтепродуктов из других стран не будут закрыты», – отметил собеседник в посольстве.

Исполнительный директор Международного центра Блейзера Олег Устенко считает, что украинская энергетика в целом в ближайшее время потребует как минимум 3,5 млрд долларов для выживания. «Очевиден тот факт, что Украина выгодно не отличается не только по сравнению с соседями по СНГ по уровню энергоэффективности и энергоемкости экономики. Украина практически занимает последние позиции в рейтингах энергетической эффективности… Энергоемкость Украины на 15-20% выше даже, чем в странах СНГ. Потребление энергии на единицу ВВП на Украине в 8 раз выше, чем в США. А выработка энергии на душу населения, согласно статистике Министерства энергетики США, одна из самих низких в мире. Это говорит о колоссальной энергетической неэффективности, а, с другой стороны, о низком уровне производства такой энергии», – сказал Устенко. «Украинская власть ставит перед особой абсолютно не амбициозные цели в части реформирования энергетического сектора. А без комплексного решения проблем энергетического рынка Украины, без привлечения инвестиций разрешить энергетические проблемы будет невозможно», – уверен он. По оценкам Всемирного банка, украинская энергетика требует инвестиционные вливания в размере как минимум 3,5 млрд долларов. Из них: 1 млрд – на модернизацию ГТС, еще 1,5 – на восстановление энергосистемы в целом и еще 1 – на развитие альтернативных видов энергоресурсов. Вместе с тем, инвестиционные привлекательность Украины за последний год, согласно результатам опроса иностранных инвесторов, снизилась из-за наличия коррупции, правового нигилизма: «О реформах нужно не просто говорить, их нужно делать… И без решения этих проблем не стоит ожидать увеличения притока инвестиций, в том числе в энергетический сектор», – подчеркнул эксперт, сообщает FuelAlternative.

В случае повышения украинским правительством цен на топливо до 130 евро за тонну и дизтоплива до 80 евро за тонну, продавцы импортного бензина вынуждены будут поднять ценники. Если цена нефти достигнет $130-140 за баррель, Украину может ждать дефолт, сказал в эфире одного из украинских телеканалов народный депутат Украины из фракции “Наша Украина – Народная самооборона» Павел Жебривский. “Сейчас дефолт маловероятен, это может произойти тогда, когда цены на нефть достигнут $130-140 за баррель, и когда начнется спад мировой экономики. После этого бумерангом по Украине ударит”, – сказал законодатель. В опубликованном 6 марта американском издании Business Insider списке стран, которым угрожает дефолт, Украина расположена на шестом месте. Американские эксперты объясняют это большим размером внешнего долга Украины и замедленным ростом экономики страны, исходя как из размера внешнего долга, так и оценки финансовой и политической стабильности. Премьер Украины Азаров категорически опроверг предположения о возможности объявления Украиной дефолта. На совещании Экспертно-аналитической группы 11 марта 2011 года, которое проходило по поручению премьер-министра Николая Азарова, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины приняло решение об установлении верхней границы ценового коридора в размере, который не будет превышать 9,5 грн./литр на бензин А-95 и 9,0 грн./литр – на дизельное топливо.

Вместе с тем, «комбинация землетрясения в Японии и отсутствия неблагоприятных новостей из Саудовской Аравии, где в пятницу должен пройти «День Гнева», способствовала откату нефтяного рынка», – отмечает аналитик IAF Advisors в Хьюстоне Кайл Купер. Котировка фьючерса на нефть Brent на апрель на Лондонской бирже ICE Futures 11 марта 2011 года к 16:55 по Киеву снизилась на $1,62 (1,4%) – до $113,81/барр. Ранее член парламентской фракции ПР Игорь Шкиря заявил, что не исключает – из-за последних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке цена на нефть может в перспективе побить и абсолютные рекорды на уровне $150-160 и достичь $200 и более долларов за баррель. По итогам торгов 8 марта, на InterContinental Exchange в Лондоне апрельский контракт на нефть Brent Crude закрылся на отметке $113,06 за баррель, на New York Mercantile Exchange цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI с поставкой в апреле составила $105,02/баррель.

При нынешней стоимости нефти и нефтепродуктов в мире, самая популярная марка бензина А-95 в течение марта, очевидно, подорожает в рознице до 10 грн/л и выше, считают представители «Концерна «Галнафтогаз». «Деловая столица» пишет, что на минувшей неделе стоимость самого востребованного в Украине бензина А-95 превысила исторический максимум – 9 грн/л. Автор статьи Дмитрий Рясной считает, что таким образом отечественные нефтяники отреагировали на стремительное удорожание нефти на мировых рынках. «Но даже если в дальнейшем сырьевые котировки пойдут вниз, рост цен на топливо в нашей стране может продолжиться, максимально приблизившись к ценам европейских соседей. Первый повод для этого может появиться уже 15 марта, когда власти получат право ввести пошлины на импортные нефтепродукты». Журнал «Фокус» рассказывает о непрозрачности проводимых тендеров в государственных компаниях, таких как «Нафтогаз Украины» и приводит таблицу с указанием цен закупки нефтепродуктов госучреждениями Украины в последнее время, согласно которой, по отдельным тендерам стоимость бензина достигала почти 38 грн/л. Крупнейшие операторы рынка нефтепродуктов намерены повысить цены на бензин до 10-10,2 грн/л, пишет Олег Гавриш в свежем номере «Коммерсантъ-Украина». Трейдеры объясняют такую необходимость ростом цен на нефть и увеличением ставок акцизного сбора на нефтепродукты, говорится в материале «Бензин загорелся повышением». По данным «Консалтинговой группы А-95», средние розничные цены в Украине по состоянию на 9 марта 2011 г. составили: А-78/80 – 8,45 грн/л; А-92 – 8,94 грн/л; А-95 – 9,33 грн/л; ДТ – 8,76 грн/л. Во второй половине дня субботы, 12 марта с.г., крупная сеть Украины, контролируемая группой «Приват» (АЗС под брендами «Авиас», «Укрнафта», ANP, «Сентоза» и др.) резко повысила цены на топливо: А-80 – 9,00 грн./л (+60 коп./л); А-92 – 9,25 грн./л (+35 коп./л); А-95 – 9,50 грн./л (+20 коп./л): ДТ – 9,00 грн./л (+60 коп./л). Председатель Правления НАК «Нефтегаз Украины» Евгений Бакулин 11 марта на брифинге в Харькове отметил, что правительство поставило задачу перед «Нафтогазом» стабилизировать цены на рынке нефтепродуктов и не допустить необоснованных повышений. Напомним, что эксперты прогнозируют подорожание бензина на Украине на 10-15%, а сегодня цена литра бензина марки А-95 достигает 10 грн.

Минэкономразвития Украины пришло к выводу о том, что инициирующее введение пошлин Минэнерго в записке о необходимости такой меры неверно изложило уровень соотношения цен импорта и украинских нефтепродуктов. Эксперты считают, что пошлины на импорт топлива могут быть введены лишь после улучшения качества украинской продукции. Вместе с тем, правительство Украины пообещало МВФ принять все необходимые меры для введения пошлин на импортные нефтепродукты, в то время как, Литва планирует снизить акцизы на топливо в качестве меры для регулирования растущих цен. В любом случае, при введении пошлины на импорт нефтепродуктов топливо сразу продолжит дорожать, и цена топлива на украинских АЗС будет стремительно расти весной с.г. Юристы отмечают, что возможное решение о введении пошлин на импортные нефтепродукты может быть оспорено в соответствии с процедурой Всемирной торговой организации, а участники топливного рынка отмечают возможность оспаривания решения по пошлине на импорт внутри страны. Напомним, что, согласно расчетам ВТО, импортная пошлина в отношении нефтепродуктов должна составлять от 2% до 5% от их таможенной стоимости, а не 15%-20%.

В связи с изложенным, украинскому правительству целесообразно стимулировать конкуренцию, отменить или дифференцировать налогообложение в зависимости от цен на биржах. Реализация экспортных объемов на открытой биржевой площадке на открытых торгах позволит улучшить ситуацию, выход из которой находится в соблюдении стандартов и прозрачности, перекрытии фальсификата и контрабанды, стимулировании модернизации заводов путем льготного ввоза оборудования для НПЗ. Главной проблемой украинских заводов остается невысокая эффективность производства с учетом глубины переработки сырья на низкоконкурентных НПЗ, а заявления об их модернизации за два-три года являются недостаточно обоснованными.

Развитие ситуации во многом зависит от того, насколько Президент Украины Виктор Янукович сможет поддержать баланс между группами конкурирующих олигархов или попытается отстраниться от олигархов, оказывающих в настоящее время определяющее влияние на энергорынок Украины. Обеспечение оптимальной стоимости и качества нефтепродуктов на рынке Украины можно достичь лишь при наличии здоровой конкуренции и компромиссного решения – снижения действующего акциза и пошлины на импорт нефти и нефтепродуктов, согласно расчетам ВТО. Важным стабилизирующим фактором на энергорынке Украины в целом было бы вступление Украины в Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана, встреча глав правительств которого в формате заседания Высшего органа Таможенного союза запланирована на 15 марта с.г. в Минске, так как страны Таможенного союза, в частности, Беларусь, приобретают российскую сырую нефть со значительными скидками без оплаты экспортной пошлины.

Politclub.info

В ходе визита премьера будут сопровождать председатель правления государственного авиастроительного концерна «Антонов» Дмитрий Кива, главный раввин Украины и Киева Моше-Реувен Асман, начальник научно-производственного объединения «Форт» (Винница) Виктор Писаренко, бизнесмен Виктор Пинчук, президент холдинга RC-Group Вадим Рабинович, руководитель группы межпарламентских связей с Израилем депутат Верховной Рады Александр Фельдман (внефракционный).


Рецензии
Кааашмаррррр....

Сергей Белый   30.03.2011 14:31     Заявить о нарушении