Панк и другие неформ. движения - ломая стереотипы
- Джимми Хендрикс
Вглядываясь в темноту, мы ищем свет, не задумываясь, какой он — естественный или искусственный, настоящий или фальшивый, манящий или отпугивающий.
Каждый ждёт чего-то светлого, яркого, позитивного от своей жизни, но мало кто знает, что истинный свет находится внутри нас («Гори, но не сжигай — гори, чтобы светить», — рок-группа «Lumen»), в наших поступках, в отношениях с окружающими, в повседневной суете и не зависит от ценностных идеалов.
Я не обращаю внимание на удовлетворение личных потребностей: выпить банку пива, скурить за день блок сигарет, купить «что-нить погламурней», и этим казаться лучше, сходить на «крутейший фест» (допустим, SouLFly), выиграть кучу денег в ток-шоу «Кто хочет стать миллионером?» и т.п.
Нет!! Я говорю о вещах более «приземлённых»: о доверии, о честности, о дружбе, о взаимопомощи, о доброте, о понимании… список не такой уж и длинный, как первый, если продолжать.
Стоп! А ведь эти качества характера присущи большинству «тру-ниферов», которые, вопреки всеобщему мнению, не всегда выделяются в толпе в плане «шмоток», гадят на улицах города и включают мобильники с новым хитом в маршрутке. Кто же такой член неформального движения?
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШУМ
Скажу сразу, что поводом написания этой статьи для меня послужила книга Крейга О’Хара «Философия панка: больше, чем шум». Старенькая, в общем-то, книжка, но ведь всё новое — это хорошо забытое старое. Там я почерпнул истоки, интересные факты и мнения известных людей о панке. Почему именно панк?
Я никого не удивлю, если скажу, что панков, среди большинства субкультур (эмо, готы, стрэйт-эйджеры, металлисты и др.), считают самыми агрессивными, жестокими, грязными, тупыми и склонными к насилию людьми.
Однако давайте вернёмся к истокам зарождения панка. Движение формировалось с конца 1970-х на фундаменте, расчищенном первой нигилистической волной панка (Великобритания, 1976-1978 гг.), которая представляет собой жизненную позицию с музыкальным и литературным сопровождением, переросшую в массовое международное движение за счёт активности людей.
В основе панка лежит принцип DIY (Do it Yourself) — «Сделай сам», как самовыражение человека независимо от каких-либо установок свыше. Этот принцип может быть определён следующим образом: делать всё самостоятельно, оригинально, своими силами, не зависеть ни от каких догм и застывших правил, а тем более, от мнения людей или организаций, стремящихся из всего извлечь свою выгоду; делать альтернативную коммерческим организациям музыкальную сцену со всеми вытекающими отсюда последствиями: клубами, дистрибьюциями, журналами, книгами — всем, чем угодно, что может помочь в обмене идеями, которые определяют саму культуру: правильность взаимоотношения полов, философия окружающей среды, борьба за мир во всём мире.
Ольга: «Да не осталось «тру-нефоров»!! Внешний вид сейчас для многих лишь способ «выпендриться», показать, насколько он крут. Сейчас почти все «нефоры» собираются, чтобы всего лишь «побухать» — и ничего больше. «ТРУ-НЕФОРЫ» ВЫМИРАЮТ, КАК МАМОНТЫ!!»
Вячеслав: «Неформал — это не тот, кто вставляет везде и всюду пирсинг, стильно одевается и носит цепь… это нечто большее, внутреннее состояние человека, его мышление».
Татьяна: «Да есть они! Их много! Просто истинная неформальность не требует подтверждения! А те, кто в основном сейчас «нефорит», стараются всем показать свою необычность, боятся, «а вдруг кто засомневается и скажет: «Да ты такой же, как все!» Потому что так и есть — это позёрство. Самые лучшие люди, которых я знаю, нигде не «тусуются», и никто о них не знает. А они и не нуждаются в этом, это другая тусовка, без позёрства. В маленьких квартирах на окраине города собираются люди. Именно там, тихо, спокойно, на кухне или на полу в комнате, они сидят и беседуют о вещах нематериальных. Или до семи утра красят ткани, чтобы сделать из них банданы. Или поют красивые песни в сопровождении гитары, флейты, дарбуки и много чего ещё. Их неформальность даже не в этом: не в музыкальных пристрастиях и необычном поведении. Скорее, всё это мотивированно любящим, добрым, иным взглядом на жизнь, у каждого своим, но между тем схожим. Может быть, если каждый станет к людям внимательнее, доброжелательнее и заботливее, вокруг станет лучше?»
ПРИКИД ПРОТИВ ДУХА
Сегодня панк-сцена состоит из разных подразделений, которые выделяются видимыми отличиями в одежде, различиями в поведении и философии:
Riot Grrls — молодёжное субкультурное движение, сочетающее феминистское сознание с панковской эстетикой и политикой. «Riot Grrl» — грозное произнесение слова «девушка».
Nerd punks — «панки-очкарики» или «панки-ботаны».
Gutter punks — «уличные, грязные панки». Как правило, нигде не работают, живут в сквотах и придерживаются анархистских убеждений. Внешне воплощают типичный образ панка: проклёпанная косуха, яркие волосы, множество нашивок.
Pop punks — позитивно настроенные в большинстве своём молодые люди, яркие — внешне не выделяются среди остальных.
Однако же, разрушая все эти внешние рамки и ярлыки, настоящий панк становится сообществом единомышленников и реальным средством, чтобы поделиться своими идеями, измениться самому и изменить мир. Это выражается в размытых границах между искусством и повседневной жизнью, сочетании несочетаемого, провоцировании окружающих на освобождение от закостенелости мышления.
Вот что писал Марк Андерсен, редактор листовок «Positive Force»: «Думай головой, относись к людям с уважением, не оценивай людей по внешним признакам, поддерживай других в борьбе за право быть самим собой, способствуй позитивным переменам».
Есть и сходство панка с культурными течения прошлого. Наиболее часто употребляемое сравнение — панк и известное художественное течение дада, просуществовавшее примерно с 1916-го по 1922-ой год. Также течением, с которым панки находили наибольшее сходство, был футуризм.
Кстати, поскольку панк-движение состоит сегодня в большинстве своём из представителей среднего класса и класса служащих, а не из представителей рабочего класса из бедных районов или представителей меньшинств, важным шагом внутреннего роста становится отказ от своего привилегированного положения в обществе — точнее сказать, от претензий на какое-то положение. Как говорится, родившийся в семье судьи — ещё не судья; дворянин ещё должен доказать, что он имеет право так называться — поступками, а истинная интеллигентность не зависит от социального положения или «грамотного прикида» — обычно говорят так: «А ты докажи свою интеллигентность, ходя в рваных джинсах, обычной тельняшке или средненьком костюмчике».
«Для начала я скажу вам, чем, по моему мнению, панк точно не является: это не мода, не определённый стиль одежды, не проходящая «фаза» бунта на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки; на самом деле это идея, которая ведёт вас по жизни и придаёт ей смысл. Панк-сообщество существует, чтобы поддержать и воплощать в жизнь эту идею через музыку, искусство, журналы и другие средства выражения личной творческой силы. И что же это за идея? Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что даёт тебе общество, живи своей жизнью. Мы создаём движение на основе любви, действуя в надежде на то, что однажды, в конце концов, на Земле будет достигнут мир. Мы можем оступаться, но мы будем продолжать бороться» (Марк Андерсен).
УПС… ОШИБОЧКА ВЫШЛА
В начале 80-х между американскими панками и скинхедами было очень мало отличий. Скинхеды были определённо более конформистски настроенными, склонными к насилию и аполитичными, чем панки, но в то же время и близко не стояли рядом с расистами, сторонниками идей «белой власти» (white power). Первые английские скинхеды в начале 1960-го не были против чёрных, но уже в середине 60-х в Англии наблюдался приток иммигрантов из Пакистана, и владельцам фабрик было гораздо проще эксплуатировать неграмотных иммигрантов. Это привело к безработице среди скинхедов и их родителей. Сочетание скуки, нищеты и разочарования привело к тому, что скины направили свой гнев на новых рабочих — иммигрантов.
Так как скинхеды и панки слушали одинаковую музыку, средства массовой информации приравняли тех и других к одному движению. В результате появляются квинси-панки (quincy punks), получившие это прозвище по названию сериала, в котором показывались озабоченные модой, глупые и склонные к насилию персонажи. Они стали относиться с нетерпимостью к тем, кто выглядел недостаточно «по-панковски»…
СВОБОДА ЗНАЧИТ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ???
Так постоянное искажение фактов, преувеличение и формирование стереотипов способствует созданию такого образа неформала, который не имеет ни малейшего представления об идеях движения, его политических и социальных взглядах.
Различные СМИ превратили сегодня неформальную субкультуру в хорошенькую, безопасную и удобную для потребления моду, основанную ни на чём ином, как стилях причёсок и возрождении определённых музыкальных стилей. В некоторых кругах стали неплохо практиковать «двоемыслие»: применять язык со всем его понятийным аппаратом для того, чтобы создать негативные образы тех, кто следует принципам нонконформизма (свободомыслия), приравнивая понятие «свободомыслящий человек» к понятиям «человек с отклонениями от нормы», «индивидуалист», «отступник», «безбашенный», а «конформист» — ставя наравне с такими понятиями, как «норма», «командный игрок», «правильность», «законопослушный». Только вот в чём же отклонение? В чём норма? И для чего же всё-таки свобода?
Свободомыслящий человек всегда отличался тем, что он разумней, любознательней, смелее, непокорней, критичней, активней и просто человечней, чем человек зависимый и отрешённый.
***
Панк… Что это? Новомодное течение? Очередная сексуальная революция? Хм… А может быть, панк — это та Идея, которую человек ищет всю свою сознательную и бессознательную жизнь, а когда находит, идёт за ней, как за Путеводной звездой? Может быть, панк — это то стремление к лучшему, что есть в человеке? Может быть, это то детское желание чистоты, искренности и свободы от двуличия, что так часто вспоминается взрослым? Может быть, этого и хотели хиппи, пока не запутались в своих поисках? Может быть, этого и хотели те молодые люди, что стали называть себя панками, пока их не съела массовая культура, превратив в клоунов и бунтарей? Всё может быть…
Что же тогда такое панк? Духовная революция? — !!! — Ого! Только представь! Ты объявляешь войну своим несовершенствам, своей низости и скудости, раболепию и комплексам… Да, это именно движение духа и, к сожалению, совсем не причёска и тяжёлые гриндерсы… и даже не музыка. Наверное, тогда панк — это тот самый учёный, что не желает плясать под дудку партийной философии, делать открытия по заказу, конструировать смертоносное оружие «во имя мира на Земле»; наверное, это тот академик, что не хочет променять Истину на докторские «корочки», и даже в семьдесят лет, имея десятки регалий, титулов и наград, без сожаления готов всё это бросить, как мусор, если вдруг окажется, что он отстаивал неверную теорию, — ведь ему дорога сама Истина, а не корки; наверное, это тот милиционер, что не проходит мимо несчастья, правонарушения или чужого горя, даже когда он в штатском или в отпуске; наверное, это тот священник, что, не отделяя себя от остальных, кается в своих грехах и, не желая разводить помпезную проповедь, идёт туда, где людям плохо; наверное, это тот врач, что, работая без продыху, за мизерную зарплату, всё же не отвергает бесхозного больного; наверное, это тот учитель, что не смотрит на свою работу как на каторжный труд, не отвергает ребёнка, если тот чего-то не понимает, а всеми силами пытается найти подход к нему, раскрыть его талант и личность; наверное, это тот спортсмен, что на Олимпийских играх сходит с марафонской дистанции, отбиваясь от лидеров, чтобы помочь задыхающемуся товарищу; наверное, это тот уличный музыкант, что на все пожертвованные ему деньги покупает не обещанное друзьям пиво, а билеты в театр для детей из детского дома; наверное, это тот партиец, что навсегда бросает пустые лозунги и начинает делать хоть немного, но для блага людей, а не для престижа партии; наверное, это тот солдат, что идёт в армию не за деньгами, не по принуждению, а, следуя примеру деда, отдать долг своей Отчизне; наверное, это тот революционер, что оставляет бесполезные выкрики и едет ухаживать за отвергнутыми в дом престарелых, начиная революцию с самого себя; наверное, это тот бизнесмен, что, переступив свои амбиции, с радостью хотя бы раз в неделю незаметно переодевается в дворника, чтобы помочь работягам подмести небольшой квартал; наверное, это тот самый нефор, что однажды перестаёт понтоваться одёжкой и ирокезом, и, пусть даже он выглядит теперь как обычный «смертный», идёт дарить частичку тепла и любви, частичку своего сердца тем, кому это действительно нужно. Да-а-а…
Тогда выдающимися панками всех времён и народов можно назвать и шекспировского Гамлета, и серватесовского Дона Кихота, и князя Мышкина, и Мюнхгаузена, и даже Незнайку… Поиск истины, поиск себя…
Да, наверное, так… панк — это поиск истинной духовности, поиск смысла, поиск твёрдой земли под ногами, от которой можно оттолкнуться и взлететь высоко-высоко… над своими низменными интересами…
Свидетельство о публикации №211031300305