удивление
Как утверждал Аристотель, наше познание начинается с удивления. Вот и меня, начиная с детства, что-нибудь, да, удивляло. Например, едет большая грузовая машина с двумя рядом расположенными задними осями. Глядя на её крутящиеся впритык колеса, я не раз отмечал, что ближние друг к другу поверхности шин вращались в разные стороны. Вот те на, чудно как-то! Но если рассматривать в целом движение окружностей колёс, как и направление движения грузовика, сразу всё становилось на свои места: понятно и разумно, то есть грузовик вместе с колёсами двигался в одну сторону.
Похоже, в жизни складывались и складываются обстоятельства с некоторыми на первый взгляд непонятными и порой противоречащими друг другу вещами, когда они отдельными фрагментами выхватывались из контекста чего-то единого целого, которое по началу нам не было ведомо.
Также в детстве меня поначалу удивляла ситуация с несоответствием отражения в зеркале с отражением на водной глади. В первом случае казалось, что виделось всё одно к одному, хотя на самом деле с точностью наоборот. Во втором – отражение тоже виделось одно к одному, но почему-то перевёрнутым вверх тормашками. Что ещё интересно, это перевёрнутое отражение на воде смотрелось гораздо чётче, чем оригинал.
В отношении перевёрнутости я понял позднее. Всё дело из-за угла, под которым смотришь на зеркальную поверхность. Стало быть, под каким углом мы смотрим на окружающий мир, это тоже имеет важнейшее значение. Остаётся дело «за малым» - определить так называемый этот жизненный угол.
И вот самое главное, что с давних пор, да и до настоящего времени меня поражает, это факт сновидений. Никто же не будет отрицать, что сны бывают. Бывают, да ещё какие! Другой вопрос, почему они случаются, кто определяет, что нам показать?
Конечно, сны – образное отражение реальности, событий, произошедшие с нами, которые, так или иначе, сохранились в памяти. Даже слепые от рождения, которые могут одни ходить благодаря памяти, видят сны. Правда, в их снах нет зрительных картинок, но они наполнены звуками, запахами, тактильными ощущениями (форма кожного чувства), всем тем, благодаря чему они могут передвигаться.
Следовательно, память играет определённую роль в картинках сна, но только ли она?
Ведь все согласны и с тем, что в грёзах мы путешествуем, посещаем не только известные, но и незнакомые места, встречаемся с живыми и уже умершими людьми, бываем в прошлом, возможно и в будущем.
Далее, когда мы спим, то, как бы раздваиваемся: с одной стороны наше тело остаётся там, где мы прилегли, что могут подтвердить окружающие, с другой – во сне мы ведём иную жизнь и совсем не там, где находится в данный момент наше тело. Сие подтверждаем мы сами в момент пробуждения. Таким образом, вроде бы имеет место раздвоение личности и в чём-то очень схожее с Зазеркальем. Ведь, смотрясь в зеркало и видя своё отражение, мы тоже как бы раздваиваемся.
Ну, ладно, пока Зазеркалье оставим в покое, а вернёмся к ПАМЯТИ, хотя мир снов, это тоже возможно своего рода Зазеркалье.
Итак, по общему определению ПАМЯТЬ – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также наш запас, хранящихся в сознании впечатлений. Любопытную мысль по поводу ПАМЯТИ высказал В.Б. Кудрин, считающий, что «ПАМЯТЬ не есть «движение вспять во времени», а способность ДУШИ свободно путешествовать по всем «закоулкам» пространства Свершившихся Событий, в котором всё присутствует в Вечном Настоящем = Наставшем, и никакие расстояния (ни в пространстве, ни во времени) не являются тому преградой».
Такая трактовка ПАМЯТИ объясняет причину, почему мы во снах зачастую видим незнакомые места, где никогда не были.
Да, но тут появляется ещё нечто новое, а именно: ДУША. В обыденной жизни под этим понимается внутренний, психический мир человека, то или иное свойство его характера, а также и сам человек, как индивидуум. Исходя из философско-религиозного понятия, ДУША – это особая сила, существующая в теле человека.
Я сейчас не хочу спорить, есть ли в человеке ДУША, как особая сила, которая покидает наше бренное тело в момент смерти. Меня заинтересовал другой вопрос. Допустим, что ДУША существует, что во время сна она покидает наше тело и, путешествуя по всем «закоулкам» пространства Свершившихся и Будущих Событий, показывает сны, в том числе вещие.
Но тогда получается, что когда мы спим и нам сняться сны, в нашем теле нет ДУШИ, она где-то гуляет. Да, но если в человеке нет души, он мёртв. Если же душа во сне раздваивается, как отражение в зеркале, тогда тоже вроде бы всё становится на свои места.
Фёдор Иванович Тютчев, которого я знал с пятого класса по строчкам его стихотворения: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора – весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…», в другом своём стихотворении «Сон на море» написал:
«И море и буря качали наш чёлн;
Я сонный был предан всей прихоти волн.
ДВЕ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ были во мне,
И мной своевольно играли оне.»
Если в нас во время сна действительно две зеркальные «беспредельности», где одна находится постоянно в теле, а другая, гуляя по закоулкам свершившихся событий, проецирует всё, что видит, это тоже многое объясняет, например, почему путешествующая ДУША в момент пробуждения всегда возвращается в своё тело.
И ещё две последние строчки из этого же стихотворения Тютчева:
«И в тихую область видений и снов
Врывалася пена ревущих валов.»
Эти строчки как бы подтверждали наличие непрерывной связи души и тела через наши чувства, а в данном случае через «слух» - ибо шум волн был не только наяву, но и слышался во сне.
Да, прямо сумбур какой-то в мыслях, а может и не сумбур вовсе. Однако любопытно, а раз способен удивляться – значит, не всё потеряно, и это уже хорошо.
Свидетельство о публикации №211031300314