Контроль над Большим Ираном

     КОНТРОЛЬ НАД БОЛЬШИМ ИРАНОМ, КАК ЭЛЕМЕНТ ГЕОПОЛИТИКИ США НА ЮГЕ ЕВРАЗИИ

Геополитические реалии мира давно выделили в рамках региона Среднего Востока1 Большой Иран – геополитический субрегион, заселенный персоязычными народами: иранцами (персами), таджиками, хазарейцами и рядом других этносов, носителей языка фарси-дари. Таким образом, Большой Иран включает в себя собственно Иран (Исламскую Республику Иран), Таджикистан, большую часть Афганистана. При определенных геополитических допущениях к данному геополитическому субрегиону можно отнести и весь Мавераннахр, и северную часть Ферганской долины. Иранский элемент (наряду с тюркским) является главным и наиболее древним этническим компонентом всего Среднего Востока.
В цивилизованном плане Большой Иран, начиная с XVIIIв. до н.э., является центром формирования ряда арийских культур и сформировавшихся на их основе на протяжении 1тыс. до н.э. государств. Это - Древний Иран, Индская цивилизация, протогорода Мавераннахра (Саразм) и Южного Урала (Аркаим). К моменту появления ислама культурные  традиции зороастрийской цивилизации Древнего Ирана доминировали на всем Среднем Востоке. Народы, носители языка фарси-дари, все периоды своей истории являлись связующим звеном великих цивилизаций Ближнего и Среднего Востока и обширного тюркского кочевого мира.
Большой Иран, представляя земледельческие цивилизации, являлся и является важнейшим элементом теллурократических (континентальных) сил на планете.
Большой Иран участвовал в великом геополитическом противостоянии талассократических и теллурократических сил уже в V-IV  веках до н.э., когда вступил в борьбу с крупнейшей по тем временам "морской" державой древности – Грецией. Борьба ахеменидского Ирана с греко-македонским государством закончилась политической гибелью первого из них, и вместе с тем – рождением новой эллинистической цивилизации, где важнейшую роль играли греко-бактрийские, парфянские и кушанское государства, вобравшие в себя все элементы двух великих культур.
Битва за контроль над Большим Ираном происходила и в более поздние периоды истории: попытку установить свое влияние над Персией в конце XVIII–первой половине XIXвв. предприняли Англия и Франция. Одним из элементов этой борьбы стало отторжение от Персии в 30-х годах XIXв. Восточного Хорасана и передача его подконтрольному Англии Афганистану в качестве Гератской провинции.
Населенные таджиками и хазарейцами территории левобережья Амударьи и Пянджа, а также самого Хазараджатана были завоеваны и присоединены к афганскому государству Абдурахман-ханом в 80-х годах XIX в. Еще одной, правда неудачной попыткой в этом направлении стал захват афганцами в 1882г.  территории Горного Бадахшана. Двенадцатилетняя оккупация этой территории едва не привела к полному геноциду  таджикского населения, но была предотвращена Россией путем передачи ее Бухарскому ханству.
Другой попыткой установления талассократического контроля над Ираном стала оккупация в 1942-1945 гг. английскими войсками юга Ирана, а затем свержение в 1953г. правительства Моссадыка и восстановление власти шаха Мухаммада Реза Пехлеви, вплоть до февраля 1979г. проводившего беспрецедентную вестернизацию страны, вызвавшую возмущение всего иранского общества.
С февраля 1979г. Запад и, прежде всего, США не оставляют надежд на смену власти в Исламской Республике Иран, интригуя против этой страны, объявляя ее "террористической державой", нанизывая ее на "мировую ось зла".
По сути дела, сразу же, как только США "разместили" Иран на "оси зла" (февраль 2002 г.), в его адрес были высказаны угрозы военной операции против него. Эти угрозы из уст американских должностных лиц разного уровня, политологов, военных повторялись многократно и особенно часто после вторжения США в Ирак. Однако особой остроты такого рода заявления достигли осенью 2005г., в связи с решением Тегерана осуществить национальную программу обогащения урана в промышленных целях. Несмотря на признание Исламской Республикой Иран всех международных договоров в области нераспространения ядерного оружия, постоянного контакта этой страны с МАГАТЕ и в целом не агрессивности ИРИ в отношении соседей, на страну со стороны США до сих пор оказывается беспрецедентное давление как по линии международных организаций, так и через СМИ.
Угроза агрессии против Ирана выглядит достаточно серьезно в свете военных кампаний США и их западных союзников в Афганистане в 2001г. и в Ираке в 2003г. В настоящее время Иран находится почти в полном окружении контингента американских войск размещенных в Афганистане, Ираке, Турции и в водах Персидского залива. Проработаны и вопросы размещения американского воинского контингента и военной техники (прежде всего, авиации) в случаи агрессии против Ирана на территории Азербайджана и Грузии.
Рассматривая ситуацию вокруг Ирана, необходимо помнить, что планируемая агрессия против этой страны является лишь частью давнего плана "Анаконды" – огромного по числу политических, военных и экономических компонентов и долгосрочности действия мероприятия, направленно на установление контроля над Хартлендом, центром Евразии. В этом плане, запущенный талассократическими силами с момента создания британской Ост-Индийской кампании (601 г.), контроль над Большим Ираном является непременным условием.
Северная часть Афганистана с его таджикским населением, названным крупнейшим идеологом современного атлантизма - Збигневым Бжезинским "опасным дестабилизирующим элементом на Большом Ближнем Востоке"6, контролируется США с конца 2001 года. В случае американской агрессии против Ирана и возможного военного поражения этой страны, США получает контроль над основной частью Большого Ирана, что создает благоприятные перспективы для кардинального закрепления успеха талассократии, а именно – организации развала иранского государства на собственно Персию, Азербайджан и ряд мелких территорий в которых независимость будет провозглашена по косовскому образцу. В этом случае неминуемо создание сплошного по территории азербайджанского государства (с включением Гиляна и Мазандарана) от границ с Турцией до границ Туркмении. Не исключается вариант включения Сиестана и Белуджистана, а также части провинции Хормозган в состав Пакистана – в этом случае США и их западные союзники получают контроль над Ормузским проливом, а значит, и безопасность поставки нефти из Персидского залива морским путем.
Создание сплошной полосы тюркских государств очередной раз активизирует пантюркистскую политику Турции – главной креатуры США среди стран Ближнего Востока(помимо Израиля) и одновременно решит судьбу Армении вплоть до ликвидации национального государства.
От всего Большого Ирана в этом случае остается лишь одно государство с титульной ираноязычной нацией – Республика Таджикистан окруженное многомиллионной диаспорой, проживающей в тюркских и пуштунском государствах и, возможно, полностью подконтрольная США Персия, состоящая из провинции Фарс и нескольких близлежащих территорий.
Полный контроль над югом Среднего Востока даст возможность США оказать беспрецедентное политическое и экономическое давление на Среднеазиатские государства и Китай. По сути дела, полный контроль над зоной Персидского залива даст США контроль над большей частью нефтяных поставок в КНР. Помимо этого США могут беспрепятственно создавать свои военные базы по южному периметру стран СНГ и у западных границ Китая., создавая серьезные проблемы этой стране в обширном Синьцзяне с многомиллионным мусульманским населением не только в самой КНР но и в многочисленных и политически активных диаспорах в Турции, Германии, Среднеазиатских государствах.
При таком развитии ситуации на Таджикистан ляжет груз огромной исторической и геополитической ответственности, как единственного независимого центра "плененного" Большого Ирана. В этом случае положение дел может спасти только принадлежность страны к системам ОДКБ и ШОС.
В результате контроля над Большим Ираном США получит беспрецедентные преимущества в своей политике на юге Евразии, что несомненно осложнит геополитическое положение стран СНГ и неминуемо вызовет политический кризис этой организации в связи с выходом из ее состава Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Украины и Молдавии. Возможно также очередное "маятниковое" колебание в ориентации Узбекистана связано с его попыткой стать "восточным полюсом" в обновленном тюркском мире, приобретя статус региональной геополитической державы.
Наиболее действенным выходом из существующей в настоящее время ситуации является создание политического союза "РИКИ" (Россия – Индия – Китай - Иран), который мог бы явиться развитием декларированного еще в 1998 году Евгением Примаковым союза "Москва – Пекин – Дели". Движение в этом направлении существует со стороны всех потенциальных участников, однако, к сожалению, оно не достаточно эффективно и не привело к созданию общей политической структуры.


Рецензии
Да, "весёленькая" перспектива в недалёком будущем! Единственное, что утешает: каждая страна, размечтавшаяся о мировом господстве, как правило, проигрывает, проиграют и США! Я в этом уверен. Спасибо, Виктор! Р.Р.

Роман Рассветов   06.07.2015 14:43     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Роберт!

Виктор Васильевич Дубовицкий   06.07.2015 18:58   Заявить о нарушении