Лист

Ференц Лист родился в октябре 1811 года в  венгерской деревушке Доборьян неподалеку от города Шопрона. Его отец, музыкант-любитель Адам Лист, был мелким служащим в имении князя Эстергази. Именно он дал маленькому Ференцу первые уроки игры на клавире. Менее чем за год мальчик сделал такие большие успехи, что отец стал смотреть на него как на чудо. Ференц не только быстро усвоил нотную грамоту и основные пианистические приемы, но вскоре стал совершенно свободно играть с листа и импровизировать  на любые заданные темы. Талант импровизации, впоследствии столь прославивший Листа, проявился у него буквально с первых шагов обучения. Зато общее образование оставалось  весьма скудным. Школы в деревне не было, и по свидетельству самого Листа, в детстве он научился лишь читать, писать и считать: все остальные знания он приобрел самоучкой. Поскольку в доме говорили преимущественно по-немецки, венгерского языка он не знал. 

Маленький Лист  так поражал своей игрой, что у отца довольно скоро  появилась мысль показать его  широкому кругу слушателей. В октябре 1820 г.  Лист впервые выступил  в большом открытом концерте в Шопроне. В 1821 г. семья переехала в Вену. Здесь отец нашел для сына хороших учителей, которые в короткий срок развили его способности и превратили Листа в замечательного виртуоза (среди них особенно много сделал для развития его таланта ученик Бетховена  Карл Черни).  Он дал несколько концертов и снискал всеобщее восхищение. Вслед затем последовали выступления в Пеште, а в 1823 г. Листы переехали в Париж.
Талантливый мальчик  вскоре стал всеобщим любимцем  в парижских салонах. Его часто приглашали на музыкальные вечера и щедро платили за игру. В 1824 г. состоялся первый публичный концерт юного Листа, а в 1825 г. была поставлена его опера «Дон Санчо» (она не имела успеха и была снята после трех представлений; в дальнейшем Лист не писал больше оперной музыки). В 1827 г. Адам Лист умер. С его кончиной закончилось детство Ференца. На его плечи легли материальные заботы не только о себе, но и о матери. В 1828 г. Лист сам начал давать частные уроки. Постепенно он сводит знакомство со всеми видными представителями романтического искусства, в том числе с Гюго, Жорж Санд, Гейне, Шопеном и Берлиозом. Последний имел на Листа особенно сильное влияние. Он восхищался музыкой Берлиоза, сделал переложение «Фантастической симфонии» для фортепьяно и часто исполнял ее на своих концертах.

В 1833 г. на одном из светских приемов Лист встретился с графиней Мари д;;Агу, находившейся тогда в расцвете своей красоты, подлинной «Дианой парижских салонов». Она была старше Листа на шесть лет, состояла в браке и имела двоих детей. Знакомство с молодым композитором буквально перевернуло жизнь Мари. Весной 1835 г. она бросила свой дом, детей, респектабельного, но скучного мужа и уехала в Швейцарию. Лист последовал за ней. Для него начались годы странствий, принесшие ему со временем мировую славу. Влюбленные поселились в Женеве, где у Листа  было довольно большое количество  частных уроков (он был не только признанным виртуозом, но и замечательным педагогом). Свободное время целиком отдавалось творчеству. Лист пишет фортепьянные  пьесы, фантазии, перелагает для фортепьяно симфонические произведения Берлиоза. Слава его постепенно растет. В 1837 г. Лист вместе с д;;Агу едет во Францию, а затем около двух лет живет в Италии, переезжая из одного города в другой. В конце 1839 г. композитор отправился в Венгрию. Здесь его встретили с  неслыханным воодушевлением. Несмотря на ранний  час, толпы народа  ожидали его прибытия  у моста через Дунай. Выступления Листа имели  широчайший общественный резонанс. Венгерский сейм отменил свои заседания, чтобы члены его могли присутствовать на концертах. Уже на первом из них, состоявшемся в Пожоне 19 декабря, восторгам слушателей не было предела. В Пеште по случаю приезда Листа был устроен настоящий праздник, который открылся исполнением специально написанной кантаты (она заканчивалась словами: «Франц Лист, твое отечество  гордится тобою!»).

Оставив Венгрию, Лист продолжил свои турне по Европе. В основном он гастролировал в Германии и Англии, заезжая иногда в Париж. Здесь в 1844 г.  произошел его окончательный разрыв д;;Агу (которая за годы их совместной жизни родила Листу троих детей). Далее Лист отправился один. Он объезжает с концертами Южную Францию, Испанию, Португалию, вновь едет в Германию и Швейцарию. Потом посещает Восточную Европу –  Чехию, Польшу, Румынию, Украину и Южную Россию (во время последней поездки в 1847 г. он  познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн, которая потом надолго становится спутницей его жизни). В эти годы Лист приобрел множество впечатлений, долго питавших потом его творческую фантазию.

Однако с каждым годом труд странствующего виртуоза становился для него все более тягостным. Постоянные переезды мешали реализовывать возникающие замыслы. В 1848 г. Лист решил обзавестись постоянным домом и согласился занять предложенную ему должность придворного капельмейстера в Веймаре. Свою деятельность в местном музыкальном театре он начал с постановок опер Вагнера. Именно его великолепным спектаклям тот обязан был зарождением своей европейской славы. Руководство театром отнимало много сил и времени, но это нисколько не мешало собственному творчеству Листа. Еще никогда не писал он так много, и никогда  в такой короткий срок не выходило из-под его пера   столько ярких, совершенных и значительных произведений, как в  эту пору.

Композиторское наследие Листа неисчерпаемо.  Он отдал дань почти всем музыкальным жанрам. Доминируют произведения для фортепьяно, которые невероятно разнообразны: от монументальной сонаты и блистательных концертов до мелких танцевальных пьес. Наибольшей популярностью сейчас пользуются фортепьянные циклы «Годы странствий» и «Венгерские рапсодии», над которыми Лист работал в течении многих лет, постоянно возвращаясь и шлифуя написанное. В области фортепианного творчества  Лист обозначил целую эпоху.  Он превратил фортепиано в универсальный инструмент, которому доступны и оркестровое многозвучие, и вокальная кантилена, и красочные эффекты. Не без успеха состязаясь с целым оркестром, фортепиано Листа в своих стремительных пассажах, проносящихся через всю клавиатуру, способно  в короткий момент охватить все регистры инструмента. Лист часто прибегал к приемам, имитирующим те или иные инструменты или отдельные группы. Благодаря ему перед фортепианной музыкой раскрылись новые, невиданные горизонты, что повлияло на творчество многих последующих композиторов.

Кроме того, Лист был создателем нового, еще не знакомого музыкальному искусству жанра – программной симфонической поэмы. (Самые известные из них: «Тассо» (1849), «Прометей» (1850), «Мазепа» (1851), «Праздничные звуки» (1853), «Орфей» (1854). «Венгрия» (1854), «Фауст-симфония» (1854), «Данте-симфония» (1856)).Взяв за основу программную  увертюру вроде «Эгмонта» или «Кориолана» Бетховена, Лист придал ее одночастной форме  большую масштабность и свободу, что позволило воплощать самое разнообразное, чаще всего опирающееся на какой-нибудь литературный источник, содержание. Программные концепции Листа  всегда интересны и своеобразны, он не иллюстрирует музыкой литературные сюжеты, а представляет свое оригинальное  прочтение образов мировой литературы.

 «Фауст-симфония» (1854). Нигде, пожалуй, Лист не отходил так далеко от литературного прообраза, как в этой симфонической поэме. Личность Фауста, в том виде, в каком ее создал Гёте, была ему во многом чужда. Как и все романтики, он воспринял Фауста через призму байроновской поэзии и увидел в нем, прежде всего, образ человека, погруженного в вечные сомнения, но «недействующего», нецелеустремленого. Уже  первая, поистине гениальная тема поэмы, построенная на увеличенном трезвучии, с редкой психологической  убедительностью  рисует опустошенность, вечную неудовлетворенность и гложущие душу сомнения Фауста, его презрение к жизни. Из этой темы органически  возникает другая, знаменующая стремление человека к бесконечному знанию и к возвышенным деяниям, его борьбу за свободу. Страстно-напряженную мелодию (жажду неизведанного счастья) сменяют тема любви и тема героического подвига. Психологическая противоречивость музыкальных образов, составляющих ядро первой части симфонии, подчеркивается второй частью ("Гретхен"), где светлый и чистый образ Маргариты противопоставлен вечно сомневающемуся и неудовлетворенному Фаусту, и особенно третьей, озаглавленной «Мефистофель». В этой части нет собственных музыкальных тем; все темы ее представляют собой пародии, карикатурные метаморфозы тем Фауста; они раздроблены, расчленены, расколоты и приобретают гротескный иронически-причудливый характер. То раздаются (в самом начале) взрывы холодного, уничтожающего смеха, то в искаженном виде  преподносится тема  безграничного фаустовского стремления, то в саркастическом едком, эффектом  фугато,  «осмеиваются» все лучшие помыслы человека. Завершается симфония гимном «вечной женственности».

В августе 1861 г. Лист покинул Веймар. Следующие девять лет, не считая кратких  отлучек, он провел в Италии. Крах надежд на брак с любимой женщиной – Каролиной Витгенштейн (ей так и не удалось развестись со своим первым мужем генералом Витгенштейном) и известие о смерти старшей дочери тяжело подействовали на него. Лист поселился отшельником в небольшом монастыре  вблизи Рима. Он меньше времени отдает фортепиано и почти не пишет больше симфонических произведений. На первое место выдвигаются  монументальные оратории: «Легенда о св. Елизавете» (1862) и «Христос» (впервые исполнена в 1873 г.). Лист пишет  мессы, реквием  и другие церковные сочинения. В 1865 г. он принимает малый постриг и посвящение в сан аббата.

Период затворничества закончился в 1869 г., когда Лист стал наездами бывать в Веймаре и ежегодно проводил по нескольку месяцев в Будапеште. В Венгрии  Лист сделался вскоре одним из руководителей  музыкальной жизни страны. В 1875 г. при его непосредственном участии была основана Венгерская национальная академия музыки, а Лист стал ее президентом и руководителем фортепианного класса. Умер композитор в июле 1886 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии
Очень хорошо написали, обожаю музыку, благодарю за произведение!

Глеб Габбазов   18.03.2023 05:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Глеб!

Константин Рыжов   18.03.2023 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.