Квадратный эллипс
Он был мал росточком и весь какой-то кругловатый, новый контролёр моей смены и, соответственно, мой же подчинённый. Имел привычку невинно и широко улыбаться по каждому поводу и без, и заглядывать мне в глаза снизу вверх, стараясь угадать, как неуверенный в себе ученик: верно он ответил на мой вопрос или нет? Дело в том, что он плохо разбирался в чертежах, не умел их сопоставить с деталями, а детали с чертежами, и правильно назвать дефекты, если таковые обнаруживались, а происходило такое часто и многократно. Вот и сейчас изобразил такое нечто в дефектной ведомости, что совершенно невозможно было ничего понять. Даже геометрическую фигуру в чертеже и её воплощение на детали не смог верно назвать. Исполнители просто не поймут где и что исправлять.
Прошу моего доблестного контролёра всё-таки наречь фигуру правильно, не подсказывая ему – нужно же мне знать уровень его знаний. Слышу: «Диаметр». И – мне в глаза: угадал? Нет, не угадал: здесь по контуру две прямые линии. «Эллипс!» Совсем не похоже. «Квадрат!» Невинные глазки в меня. Какой же «квадрат», если две дуги есть! Нашёлся, наконец, озарение в глазах: «К в а д р а т н ы й э л л и п с!» Кажется, рёв станков поперхнулся и погода изменилась от удивления. Я даже не расхохотался, сражённый открытием таким почти наповал… И всё бы ничего – не освоился, мол, ещё молодой человек – наверстает. Но человек этот имел среднее специальное образование как раз по профилю работы, отмеченное…красным дипломом за отличную учёбу!.. С такими корочками ему светило стать самому контрольным мастером, и даже выше, но он не тянул и на подручного, со своим «треугольным кругом».
В один прекрасный день, всё интересное всегда происходит исключительно в прекрасные дни, в наш цех, скромно, но победно, улыбаясь, степенно вошли несколько молодых людей в свежих ещё костюмах при галстуках – выпускники Казанского авиационного института. По распределению вошли. И остались. Кого-то в конструкторский отдел, кого-то в технологический, двоим вакансий на инженерные должности не хватило – производственными мастерами на участки. Мелочь для специалистов с высшим образованием пустячная.
К слову скажу: свободными должности мастеров оказались не абы как случайно. Планы завода цех в целом и участки в частности брали только с боем – штурмом – штурмовщиной. То есть: вкалывание с отвисшей челюстью от старания по 12 и более часов, в выходные дни – выход на работу в цех. Но, несмотря на героический труд, план то и дело не выполнялся. А это значило – долой премии. При окладах мастеров в 140 рэ в месяц отсутствие премий впечатляло. Опять к слову: слесаря-механики, получивши 350 рублей за тот же месяц, были не довольны – маловато будет.
Вернёмся к выпускникам института. Мастера из них получились аховые и ахи были не восторженные. Им пришлось чуть ли не заново учиться управлять производственным процессом, работать с людьми – в институте их этому не учили… Их там вообще другому учили. Профессии у ребят были почти экзотические, для нашего завода, – специалисты по двигателям космических ракет… А у нас – холодная обработка металла…Чувствуете разницу? Ну, это почти то же самое, что назначить поваром изготовителя кастрюль. Вроде бы что-то родственное, но в то же время… Участки под руководством мастеров ракетных двигателей стали работать ещё хуже, чем до них. Ведь если металл можно обточить холодными резцами и фрезами, управляемыми умелыми руками, то для работы с людьми нужен ещё и опыт общения с ними, и способность организовать весь комплекс сложного хозяйства, а это не проще, чем устройство двигателя, с которым справится любой профессионал.
Так или иначе, но вскоре эти же участки опять остались без мастеров. (Для незнающих, наверное, есть смысл уточнить: мастер на производстве – не признание умения, а должность. При этом мастер участка не обязательно мастер всех специальностей). Время неумолимо шло к концу ноября, к последнему месяцу года, концу квартала и даже к концу года, и этот конец концов грозил очень большими неприятностями и плохим концом для всего цеха, если один из его участков останется без руководителя и организатора его побед, или поражений. Им опытный начальник цеха, поёрзав пятернёй в затылке от безысходности, назначил… «простого» рабочего с восемью классами образования в средней школе. Но имеющего опыт производственной работы. И никакого - руководящей. Штурмовщина достигала своего апогея. Истошно выли станки (30-х-40-х годов выпуска), тупо гнали брак новейшие, воспалёнными от бессонницы глазами рабочие всматривались в детали…Военпреды свирепо строчили дефектные ведомости вслед за отделами технического контроля…
Нововыструганный начальник участка вместо того, чтобы «рвать и метать» в поту и брызгах, к концу года скучной походкой, усунув руки в карманы и спустя рукава, бродил между воющих станков, меланхолично что-то насвистывая. Его участок не только уже за неделю до конца года выполнил план года истекающего, но и изготовил задел на год будущий… Штурмовщина словно оставила островок спокойствия посреди бурлящей вокруг рвачки нервов, мышц и станков. Оставила не она – новый мастер расправился с ней по-своему – сделал то, чего не смогли очень грамотные парни с высшим образованием. Либо этого образования не хватило для успешной работы в производственном цехе, либо восьми классов средней школы оказалось более чем достаточно.
Вскоре моего коллегу из ОТК пригласили временно поработать технологом в технологический отдел – вакансия освободилась, а заполнить её оказалось некому. Человек поколебался, справится ли с 10-ю классами образования, но уговорили. Справился вполне успешно! Средних знаний по геометрии и тригонометрии на уровне средней школы оказалось достаточно для доблестного социалистического труда в ведущем цехе оборонного завода.
Теперь очередь и до меня дошла. Контрольным мастером мне довелось стать в то время тоже без специального образования даже среднего – стандартная сельская десятилетка. И. Со всей серьёзной ответственностью за сказанное мужественно заявляю: не пригодилась мне в работе большая часть полученных знаний ни по математике, ни по физике, ни по химии. О любимый гуманитарных предметах не говорю – не профиль. Увлечение живописью не в счёт. Вот черчение – пришлось кстати. На этом краткую иллюстрацию результатов самого совершенного в мире советского среднего и высшего технического, и не очень, образования можно закончить. Но.
Один мой знакомый, прочитав черновик статьи, скептически на меня глянул: читатели могут понять так, будто я против социального образования. Зачем оно, в самом деле, если на практике решающее значение имеют трудовой опыт, умелые руки и здравомыслящая голова. Но здесь показан лишь частный случай на примере одного предприятия, ничего, кстати, не выдуманное. И такой обладатель «красного диплома», как «Квадратный эллипс», мог быть всего лишь исключением из общего радужного правила. Возможно, окажись я на каком-нибудь химическом комбинате, мне бы понадобились знания, хотя бы элементарные, и химии. Получи специалисты космической техники назначение по специальности – они бы и хребты горные своротили, и вокруг Марса облетели. Всё дело в умелом распределении…
Кстати, о распределении. После ликвидации совнархозов пришёл в наш цех обездоленный его служащий, средний специалист по холодной обработке металлов, распределявший в совнархозе режущий инструмент по заводам. Их множество – заводов и видов инструмента. «Как же ты делил? Ведь это знать нужно куда и чего!» «Всего знать невозможно. Распределял очень просто. Вот, допустим, сто свёрл и вот, предположим, десять заводов: по, заглянем в калькулятор, десять свёрл получается на завод». «Но ведь эти свёрла могут где-то и не понадобиться!» «А это уже их проблемы». Надо полагать, и специалистов так же распределяли – они ведь тоже своего рода инструмент, только одушевлённый и заряженный знаниями. Но при этом коэффициент полезного действия от полученного в институтах и техникумах багажа знаний стремился к нулю.
Свидетельство о публикации №211031300846
Станислав Афонский 22.09.2011 21:43 Заявить о нарушении