Мужик, купец и фасоль

                Мужик, купец и фасоль.
                ( Сказка)

            Встретились  как-то  на одной просёлочной дороге мужик и купец. Купец ехал
      на своей купеческой повозке, а мужик на обычной мужицкой телеге нагруженной
      мешками. Проезжая мимо друг друга у купца от его повозки вдруг отскачило зад-
      нее колесо и покатилось в сторону. Повозка накренилась, а купец взвыл, махая ру-
      ками.
      - Мошенник!- закричал он.- Чуть было не угробил! Эх, ты мужик-лапоть, если не
      умеешь ездить, то не берись!
      - Но ведь я вас даже не задел!- боязливо вставил мужик.
      - Молчать!- кричал купец.- Раз натворил делов, то должон теперь всё исправлять!
      А ну, давай чини мою повозку, пока я на тебя не пожаловался кому следует!
            Мужик поправил шапку, вздохнул и пошёл искать колесо.
   - Давай побыстрее!- подгонял его купец.- Я из-за тебя бездельника драгоценное вре-
     мя теряю! Пошевеливайся лентяй! И смотри, чтобы хорошо приделал колесо. Я-то
     уж вашего брата знаю! Хлебом не корми, а дай только полодырничать и лишь бы
     как  дело сделать... Ну-у! Да ты ж сначала повозку подними, а потом уже колесо
     приставляй!- командовал купец, крича и махая руками.
            После нескольких минут работы руками мужика и ценных наставлений купца
     колесо было приставлено к повозке и выглядело очень надёжно.
     - Та-ак!- протянул купец осматривая телегу мужика.- Ты меня чуть было не угробил!
     Это раз! Второе. Я из-за тебя потерял кучу времени, а время у нас, купцов- это день-
     ги. Поэтому должон платить. С тебя...- купец задумался.- пять рублей. Давай гони!
     - Да нет у меня ничего,- ответил мужик.- Есть только двугривенный.
     - Кому нужон твой двугривенный! А заплатить должон! Потому как ты во всём ви-
     новат.
     - Ну чем же я заплачу?
     - А в телеге что?- спросил купец.
     - Товар везу продавать.
     - А что за товар?
     - Фасоль.
     - Вот значит ею и заплатишь.
     - Да помилуй барин!- взмолился мужик, снимая шапку.- Это всё что у меня есть! Не
     губи! Где же это видано, чтобы за отлетевшее колесо товар забирали!
     - Но, но, но!- сердито сказал купец.- Ты ещё поговори! Это не я тебя погубил, а ты
     меня чуть в могилу не отправил. До сих пор очухаться не могу. А времени сколько
     я из-за тебя потерял? Так что не рассуждай, а давай грузи все мешки мне на повозку.
           Как мужик не умолял, купец был непреклонен, во всём обвиняя мужика и пере-
     таскивая по одному мешку к себе на повозку. После того, как он погрузил последний
     мешок, он сел в повозку и стеганул лошадей.
     - Ну, бывай мужик!- сказал купец на прощание.- Будем считать, что мы с тобой в рас-
     счёте.
           Лошади тронулись, купец поехал своей дорогой, а мужик сел возле своей телеги
     и заплакал.
           Через пять минут мимо этого места проходил молодой скоморох. Он увидел пла-
     чущего мужика, облокотившегося на  телегу.
     - Чего же ты рыдаешь мужичёк?- поинтересовался парень.- Аль приключилось с то-
     бою беда? Али потерял что?
           Мужик посмотрел на паренька и решил поведать о своём горе.
     - Понимаешь!- сказал он.- Проезжал тут мимо купец. И вдруг от его повозки отвали-
      лось колесо. Он во всём обвинил меня, заставил чинить повозку, а затем, говоря что
      из-за меня он потерял кучу времени, забрал все мои мешки с товаром. Вот теперь си-
      жу и не знаю, что мне делать. Ведь это всё, что у меня было! Я же хотел продать и вы-
      ручить немного денег, а теперь и продавать нечего!
      - Ну, не горюй,- сказал скоморох.- Что-нибудь придумаем.
      - Да что тут можно теперь придумать!- всхлипывая проговорил мужик.
      - Куда, говоришь, поехал этот купец?- спросил паренёк.
      - Вон той дорогой, что огибает лес,- ответил мужик, показывая рукой.
      - Ну, он поехал в объезд, а я напрямки через лес.- улыбаясь произнёс парень.- Авось
      встречу твоего купца. А там поглядим!- добавил он и побежал через лес.
            Купец ехал по дороге очень медленно, радуясь своей удаче, что он так лихо оду-
      рачил мужика. Вдруг на дороге он увидел молодого паренька, который сидел на не-
      большом камне.
      - Добрый человек!- обратился паренёк к купцу, когда он поравнялся с ним.- Не под-
      везёшь ли меня?
      - Чего-й-то я тебя задаром вести должон!- серьёзно ответил купец.
      - Почему задаром!- воскликнул паренёк.- Вдвоём ведь веселее. И дорога вдвойне
      кажется короче. А потом, я ведь везде бываю, много знаю. Глядишь, что-нибудь рас-
      скажу, поделюсь информацией. И тебе впрок, и ты мне не в убыток.
            Подумал купец и сказал:
      - Да-а, информация в нашем купеческом деле много значит. Да только что ты, скомо-
      рох, мне купцу можешь дельного рассказать?
      - А вот увидишь!- ответил парень.- Слово за слово, а там глядишь и уже что-то цен-
      ное приметишь, чего-то нового узнаешь. Так и получится, что я своим словом свой
      проезд оплатил.
      - Ну, ладно,- согласился купец.- Залезай. Я вижу, ты парень разговаривать мастак.
      Может и в правду что-нибудь дельное скажешь, а не скажешь-хоть повеселишь.
            Парень сел в повозку, и они покатили дальше по дороге.
      - Что за мешки? Мил-человек!- спросил паренёк.
      - А-а, товар,- ответил купец.
      - А что за товар?
      - Эта, как его! Фасоль.
      - Фасоль!- удивился скоморох.- Твоя фасоль?
      - Моя,- утвердительно сказал купец.
      - Небось везёшь продавать?
      - Ага.
      - Смелый ты человек!- опять удивился паренёк.
      - Почему смелый?- в свою очередь удивился купец.
      - Да кто-ж нынче фасолью торгует! От неё не прибыли, а только убытки.
      - От товару не может быть убытку. Глупый ты видать парень!- ответил купец.
      - Это смотря от какого товара! От фасоли только один убыток.
      - Что-ж такого в фасоли, что от неё только один убыток?
      - А потому, как её никто не покупает. Да к тому же недавно закон вышел, что фасоль
      теперь не является продуктом употребления в пищу. Газеты небось не читаешь?
      - Нет,- ответил купец.- Дел по горло. Некогда.
      - Ну, вот!- подтвердил скоморох.- А ежели теперь её никто не употребляет, то значит
      и покупать никто не будет.
      - Во дела!- удивился купец.- Да правда ли это?
      - А то как же! Какой мне прок не правду говорить.
      - Ну, а зачем же тогда её возят продавать?
      - Возят-то возят! Да не продают,- ответил паренёк.- У меня один знакомый мужик
      был. Тоже фасоль продавал.
      - Ну и что?  Продал?- поинтересовался купец.
      - Да ты слушай. Не перебивай. Привёз, значит, он целый воз фасоли на базар. Стоит,
      никто не подходит. Вдруг идёт городовой. Спрашивает, что мол продаёшь? Мужик
      говорит, так и так. А он ему штраф пять рублей. И говорит: «Сегодня можешь прода-
      вать, так как штраф уплачен, а завтра коли хочешь опять продавать, плати заново.»
      - Ишь ты!- удивился купец.- Ловко!
      - А что поделать! Таков закон!- пояснил паренёк.- Против закона не попрёшь.
      - Да-а, закон он всякому человеку закон,- согласился купец.- Ну и что дальше было?-
      поинтересовался он.
      - А что было! Пришёл он на следующий день, на третий. Штрафы платит, а товар ни-
      кто не берёт. Ну, думает, так я только разорюсь. Поехал в поле, да поскидывал мешки
      в яму и поехал домой. А через два дня приходит к нему городовой с двумя солдатами
      и говорит: «Нашли мы твои мешки с фасолью в поле. А по закону этого не положено,
      чтобы фасолью засорять наши поля. Поэтому поезжай забирай их и держи только у
      себя в доме или в погребе, а не загаживай своею фасолью места, где люди ходят. А за
      то, что ты поступил против закона, то должен теперь заплатить штраф в сто рублей.»
      - В сто рублёв!- удивился купец, что чуть не выронил вожжи.- И что же дальше?- с не-
      терпением спросил купец.
      - А что дальше! Против закона не попрёшь! Заплатил он сто рублей, да привёз фасоль
      обратно к себе домой и сгрузил в погреб. До сих пор она там лежит и гниёт. А с того
      дня тот мужик зарок дал себе, что с фасолью больше никаких дел иметь не собирается.
      - Мошенник!- вскричал купец.- Чуть не разорил! Вот тебе и мужик-лапоть! Как надуть
      хотел! Подсунул свою фасоль, а ты с ней возись! А ну!- крикнул он лошадям.- Повора-
      чивай обратно! Да побыстрее! А то вдруг заприметит кто из закону, то потом не отвер-
      тишься с этой фасолью! Штрафы наложат и не посмотрят, что ты честный купец. А ко-
      ли наложат, так и платить должон!
            Через десять минут купец, броня мужика, перебрасывал мешки с фасолью из своей
      повозки в телегу. Как только он переложил последний мешок, он сел в повозку и через
      несколько секунд его простыл и след.
      - Ну, что?- сказал скоморох мужику, как только исчез купец.- Я же говорил, что-нибудь
      придумаем! А любую наглость всегда можно остановить, даже если она столь самоуве-
      ренна и напориста, как она выразилась в лице этого обыкновенного, самонадеянного
      купца.

                10.02.10.


Рецензии