Поездка в родные места

     В маленькой сибирской деревне Куватка жил мой муж Владимир с родителями - Ананием Денисовичем и Марией Никифоровной, младшим братом Сашей, старшей сестрой Любой и няней Натальей Никифоровной, старшей сестрой матери. Родители учительствовали - отец преподавал математику, был директором школы, мать учила русскому языку и литературе.
   Няня помогала воспитывать детей, своих Бог не дал, она и замужем – то не была. Молодость ее пришлась на суровые военные годы Великой Отечественной, во времена которых она трудилась в тылу на железной дороге. Добрая, кроткая, трудолюбивая, простая русская женщина.
   Семья держала хозяйство – корову, поросенка, кроликов, кур. Были во дворе также добрый пес, хитрый кот и злой петух.
    Сыновья любили ездить с отцом на рыбалку, всей семьей ходили по грибы, ягоды. Занимались заготовкой березовых веток, как для корма кроликам, так и для сдачи в совхоз в обмен на дрова. Сено косили сами. На небольшом огородике выращивали овощи, картофель, малину, смородину.
   Поженились мы с мужем молодыми, в студенческую пору. После окончания института мужа направили работать по распределению в легендарный Братск на Лесопромышленный комплекс. Было такое в советские времена, кое-кто, возможно, помнит. Муж одним из первых в группе выбирал город и место работы - диплом защитил на отлично. В Братск распределился осознанно – в воздухе еще витала романтика легендарной комсомольской стройки на Ангаре, да и родители рядом жили. Давно разъехалась семья в разные города России - в Братск, Омск, С-Петербург. Родителей забрала к себе в Омск Люба. Умер отец в Омске, где и был похоронен.

   Лишь няня осталась лежать на Куватском кладбище.

   Недавно к нам в Братск в гости приезжала старшая сестра мужа. Решили посетить могилку няни.  Поехали вчетвером - я, Люба и мои дочери  Татьяна и Елена. Мужчины наши, как обычно, были заняты.
   За рулем - самая молодая – Татьяна. Погода нам благоприятствовала, светило солнышко, но изнуряющей жары не было. Дорога сносная, по русским меркам. Не считая, конечно, по самой деревне. Вспомнили поговорку - в России две беды: дураки и дороги. Все были уверены, что дорогу в Куватку помнят. Но "своротку" - на 56 км все-таки умудрились проскочить. Уже у поворота  в поселок Леоново спросили дорогу у водителя остановившегося грузовика - похоже, мы заблудились. Так и оказалось. Незнакомая дорога, немного  длиннее той, по которой мы ездили обычно, оказалась просто сказочно ровной, без привычных ям и колдобин. Лес вокруг необычайно зеленый, чистый, без сухостоя и следов пожарищ. Машин навстречу не попадалось, лишь 3 запыхавшиеся велосипедистки. У одной из них мы остановились - эта дорога, мол, на Куватку?
В ответ - не знаю. А какая деревня ближайшая - не знаю. И поехали дальше - она в свою сторону, мы, ошарашенные таким ответом, в свою, хохоча и успокаивая себя, что все дороги ведут в Рим. В нашем случае в Куватку.
   Вот и наша деревня показалась на горизонте. Знакомая картина, не изменившаяся за долгие годы: крутой поворот и редкие зеленые рощи посреди необъятных полей. Стадо коров, по-хозяйски медленно переходящих через дорогу.
   В поисках кладбища, немного поколесили по деревне, уточняя направление у редких жителей, охотно показывающих дорогу. На кладбище чисто, много зелени. Тишина. Лишь две женщины красили оградку у нового захоронения. Много свежих могил. С трудом нашли могилу няни Натальи Никифоровны. В изголовье подросли березки, как бы вплетенные в оградку - особая примета. Краска на оградке блестит, как свежая.

   Помянули няню, вспоминали годы жизни в деревне...

   Я вспомнила как меня, городскую девчонку, в жизни не державшую в руках удочку, впервые взяли с собой на рыбалку и заставили надевать червя на крючок. Как радовалась первому попавшемуся окуню. Как боялась петуха - злющий был, хуже собаки. Как пробовала косить сено, стараясь не отстать от свекрови. Как няня учила чистить рыбу и доить корову.
  Поехали к отчему дому. Стоит себе - приютил новых, молодых жильцов. Выглядывают в недоумении, что за женский полк с фотоаппаратами.
   Жизнь продолжается. Сфотографировались на память.
   С песнями возвращались назад. У Любы чудесный голос, она запевала, а мы подпевали. Время пролетело незаметно.
   Машину, правда, пришлось ремонтировать – днище «японки» все - же  снесли на деревенских колдобинах, да выбоинах. Эх, дороги...
   Но, несмотря на все казусы и приключения, впечатления от поездки остались самые приятные и радужные.

  Словно в церкви побывали. Легко на душе.

 


Рецензии
Галина, с удовольствием и ностальгическим чувством прочел ваш рассказ о поездке в нашу родную, незабвенную Куватку - мою родину и родину вашего супруга Владимира. До сей поры помню хорошо Любу Омелянчук. В одно время учились с ней в школе, оба окончили медицинский институт, даже профессию получили одинаковую - врач акушер-гинеколог. С теплом в душе частенько вспоминаю Анания Денисовича, Марию Никифоровну - наших замечательных учителей, прекрасных, добрых воспитателей.
Очень уважаю Марию Никифоровну. Я уже как-то говорил, что лучшего учителя русского языка и литературы я не знаю. И сейчас, после почти шести десятков лет со дня окончания Куватской школы, я вспоминаю, как она настойчиво добивалась, чтобы ее воспитанники писали грамотно, верно и четко выражали свои мысли в письме и разговоре, знали и любили русскую литературу.
Давно я не был в своей деревне - лет десять. Тоже хотелось бы побывать на деревенском погосте на Косачихе, где покоятся родные люди,односельчане, друзья, одноклассники.Посещение погоста — хорошая возможность вспомнить этих людей, почтить их светлую память. На кладбище мне всегда хочется побыть одному, наедине постоять в тишине у заветных могильных холмиков и поговорить про себя с мамой, любимой бабушкой Катей, братом Женей. Когда я бываю на деревенском куватском кладбище, мне всегда на ум невольно приходят строки из стихотворения русского поэта Алексея Апухтина: "Ведь смерть не всё взяла. Средь этих урн и плит неизгладимый след минувших дней таится: все струны порвались, но звук ещё дрожит. И жертвенник погас, но дым еще струится".
Спасибо, Галина, за ваш рассказ о поездке в родные сердцу места, за добрые, теплые слова, сказанных в адрес почивших.

Александр Рябцев-Куватский   08.02.2024 14:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.