Срезы бытия продолжение

ГЛАВА 2
АБСОЛЮТ. РЕАЛЬНОСТЬ. ИСТИНА

Итак, мы пришли к выводу, что тщательное объективное послойное исследование материальной действительности должно привести нас к признанию существования нематериальной реальности, как абсолютной, полной истины. Она же (к этому мы подойдем позже) является и абсолютным, чистым «Я – субъектом» каждого индивидуума в отдельности и всего сущего в целом.
Раньше мы уже упоминали о том, что Полная, абсолютная реальность неописуема человеческими словами и понятиями. Это объясняется тем, что все наши понятия, представления и средства выражения основаны на имеющемся у нас опыте индивидуального существования, а он, в свою очередь, зиждется на первичной пространственно-временной основе - двух незыблемых аксиомах – отправных моментах всех наших понятий, и в следствие этого все, что лежит вне пространства и времени, совершенно неописуемо.
Можно привести и другой пример. Наше мышление можно сравнить с микроскопом, который всегда имеет предел разрешения. Так же как у любого микроскопа, наше мышление основано на использовании определенного (ментального) субстрата-энергии. Например, у светового микроскопа  проявляющим началом является пучок света, пропущенный через линзы. Именно он проявляет ту микро реальность, которую мы наблюдаем в окуляр. Но, как ни усовершенствуй данный инструмент, он имеет принципиальный предел увеличения, что связано с определенной длинной волны светового пучка. То же можно сказать и об электронном микроскопе, гораздо более сложном приборе, имеющем в качестве принципа, проявляющего микро реальность, электронный пучок, пропущенный через магнитные поля и имеющим гораздо меньшую, по сравнению со световым пучком, длину волны, и – соответственно – большую разрешающую способность. Но и этот аппарат имеет предел разрешения, исходящий из собственной природы электронного пучка. Можно представить себе еще более совершенный микроскоп, использующий какие-то более тонкие материальные структуры-энергии, но и он будет иметь предел разрешения. То же можно сказать и о восприятии-мышлении: как можно воспринимать то, что бесконечно тоньше любого воспринимающего субстрата, каким бы тонким и совершенным он ни был?
Итак, Абсолют неописуем – и все же попытаемся дать ему какую-то характеристику, основанную на аналогии, ведь если он является источником всего сущего, то должен иметь какие-то самые общие, самые изначальные аналогии с материальностью. Очевидно, это свойство – реальность. Но если, как мы ранее доказывали, материя относительно реальна ( каждый слой материальности не несет абсолютной истины или реальности, так как обусловлен своей структурой, которая, в свою очередь, так же обусловлена – и так до бесконечности), то Абсолют, будучи не делим и не обусловлен – реален абсолютно.
Тут я хочу сделать еще один вывод, несколько неожиданный. Если абсолютная реальность есть то, что является первоосновой, источником материи, тем, что первично ее обуславливает, то реальность – это то, что связует Абсолют и материю. Получается так, что материя, будучи вторичной, не имеет собственной реальности и, с точки зрения Абсолюта – нереальна.
Выходит следующий парадокс: реальность в чистом виде – нечто отдельное от материи, и лишь в единстве с ней создает впечатление относительной реальности (истинности) материи, как бы проявляет ее. На основании вышеизложенного мы имеем право переставить акценты: не реальность, как следствие материи, а материя, как следствие реальности.
Что же такое абсолютная реальность? О ней словами разума можно сказать немного. Мыслители одного из течений позднего буддизма, мадхьямики, утверждали что это Шунья – пустота. С современных позиций с этим утверждением можно и согласиться и не согласиться – все зависит от того, на каких позициях находится наблюдатель: если на позициях материи, то да, пустота, поскольку что кроме этого можно сказать о том, что лежит за пределами пространства и времени? Но если встать на позиции самого Абсолюта, то уместнее назвать это Неописуемым Совершенством. Мыслители Упанишад характеризуют Абсолют, как САТ-ЧИТ- АНАНДА, то есть Абсолютное БЫТИЕ-СОЗНАНИЕ-БЛАЖЕНСТВО (или ЛЮБОВЬ). Очевидно, убедиться в этом можно лишь самому слившись с Абсолютом, что по утверждениям древних происходило в состоянии Асампражната Самадхи или полной духовной реализации, и не думаю, что буддийская Нирвана означала что-нибудь другое.
По своей природе это должно быть абсолютно совершенно, так как материя, развиваясь, стремится к совершенству, и даже регресс возникает на основе прогресса, являясь его временным и местным проявлением. Но мы уже доказывали, что любое усовершенствование материи лежит в пределах (а точнее – беспредельности) абсолютной реальности, следовательно, эта реальность всегда охватывает и самое совершенное проявление материи – то есть всегда будет пределом самой возможности совершенствования. (Продолжение следует)


Рецензии