Стивен Спилберг

Стивен Спилберг родился  в декабре 1947 г. в Цинциннати в семье инженера-электронщика. Он очень рано увлекся кинематографом и уже в 12-летнем возрасте поставил  в домашних условиях  свой первый любительский фильм с участием актеров. Позже, во время учебы в Калифорнийском университете, он поставил еще пять любительских фильмов, затем, начиная с 1969 года,  стал снимать фильмы для телевидения. Успех принес ему телефильм «Дуэль» (1971),  вышедший затем в прокат и принесший около десяти миллионов прибыли. Фильм-погоня «Экспресс в Шугарлэнд» (1974) был отмечен премией на Каннском фестивале. Громкая слава и небывалый коммерческий успех пришли к Спилбергу во второй половине 70-х гг., когда он снял «Челюсти» (1975) и «Близкие контакты третьего рода» (1977). «Челюсти», повествующие о гигантской акуле-людоеде, поразили современников  спецэффектами и замечательными комбинированными съемками. Фильм собрал в прокате более 100 млн. долларов и получил три «Оскара», в том числе за музыку и  монтаж. Захватывающие «Контакты», рассказывающие об установлении связи с инопланетянами, оказались еще прибыльнее – фильм собрал в прокате 130 млн. долларов (при бюджете в 20 млн.). Два эти фильма поставили Спилберга в ряды самых кассовых кинорежиссеров за всю историю  мирового кинематографа. 

 При всем том в 1979 г. Спилберг потерпел неожиданную неудачу, поставив единственную в своей жизни комедию «1941». Не смотря на солидный бюджет, хороший сценарий, спецэффекты и участие в картине звезд первой величины она потерпела полный провал в прокате. Спилберг решил вернуться к уже опробованному им приключенческому жанру и не ошибся. Уже следующий его фильм «Поиски утраченного ковчега» принес ему впечетляющий коммерческий успех.В 1981 г. в мировой прокат вышли «Поиски утерянного ковчега», открывшие цикл фильмов Спилберга о профессоре археологии Индиане Джонсе (в исполнении Харрисона Форда). Действие картины отнесено к 1936 году и разворачивается в Египте. Соперниками Индианы Джонса в поиске таинственного артефакта выступают агенты гестапо.  Сценарий изобилует  самыми невероятными происшествиями, опаснейшими  поединками и головоломными трюками. Целая армия специалистов по особым эффектам, пиротехников и каскадеров была приглашена на съемки с целью воссоздать в десятикратном объеме атмосферу всевозможных комиксов. Авторы ввели в игру сложнейшие достижения современной техники (макеты, оптические обманы, электронные эффекты) и вернули кино в мир воображения и фантазии, откуда оно почти начисто ушло. Успех картины превзошел самые смелые ожидания. При бюджете в 20 млн. долларов она собрала 250 млн.

Еще больший фурор вызвал у зрителей следующий фильм Спилберга «И.Т. Инопланетянин» (1982), рассказывающий о том, как дети – братья Элиот и Майкл, а так же их сестренка  Герти (творческий дебют семилетней Дрю Бэрримор) находят в лесу маленького инопланетянина и, пережив множество приключений, помогают забавному существу вернуться на свою планету. Самые интересные сцены фильма – те, ко торые показывают возникновение контакта  между пришельцем и его земным сверстником. Мальчик учит нового друга говорить, показывает азбуку, карту солнечной системы, знакомит с комиксами и телепередачами. Чужак не остается в долгу и демонстрирует детям свои способности: его светящийся палец способен исцелять любые раны, он владеет телекинезом, от его взгляда расцветают все растения в доме. Спилберг умело создает атмосферу загадочности. Первые полчаса зрители  никак не могут рассмотреть таинственного инопланетянина. Сначала появляются длинные членистые пальцы, затем становится видно лицо с огромными печальными глазами. И, наконец, появляется  завернутый в одеяло маленький уродец, длиную шею которого венчает сферическая голова. Психологически  тонко и умело режиссер показывает, как сквозь неприглядную внешность  постепенно проступает внутренняя красота. Карло Римбальди, создавший эту удивительную куклу, предусмотрел сорок различных выражений ее лица. Оператор, используя различные световые эффекты, увеличил их число почти вдвое. Так общими усилиями возникло небывалое впечатление живого  инопланетянина: трудно поверить, что перед нами  сложная смесь специальных эффектов. Мировой прокат фильма принес его создателям более 700 млн. долларов (при бюджете в 10,5 млн.) и вплоть до 1993 г.  возглавлял список самых кассовых фильмов всех времен и народов. Рекорд был побит самим Спилбергом, выпустившим в 1993 г. ленту «Парк Юрского периода». Это был захватывающий рассказ о парке, созданном эксцентричным богачом и населенном генетически выведенными  динозаврами, которые внезапно выходят из-под контроля, так что обслуживающий персонал парка оказывается один на один со страшными хищниками. В мировом прокате фильм собрал рекордную даже для Спилберга сумму – 913 млн. долларов (при бюджете в 63 млн.).

Все предшествующие фильмы создали Спилбергу репутацию  коммерческого режиссера, гения спецэффектов, но далекого от общественно значимых, философских тем. Поэтому полной неожиданностью для поклонников Спилберга во всем мире стал его черно-белый фильм «Список Шиндлера» (1993), снятый совершенно в иной манере и показывающий мастера с неожиданной стороны. Лента стала настоящей сенсацией и получила семь «Оскаров»: как лучший фильм, за лучшую режиссуру, за адаптацию, за лучшую операторскую работу, за лучшую работу художников, за монтаж, за кинематографию  и за музыку. И в самом деле, за истекшие после войны полстолетия, не было снято более сильного, более трагического фильма на тему холокоста.

«СПИСОК ШИНДЛЕРА». Польша, сентябрь 1939 г. Нацисты начинают преследовать евреев. Австрийский предприниматель  Оскар Шиндлер приезжает в Краков в поисках выгодного бизнеса.  Он заводит знакомство среди местных нацистских лидеров, а так же благодаря еврейскому предпринимателю Штерну устанавливает связь с местными еврейскими коммерсантами, которые не могут теперь легально заниматься  предпринимательством. При посредничестве Штерна они ссужают Шиндлера деньгами. Тот открывает фабрику эмалированных изделий «Эмали», начинает поставки германской армии и быстро добивается успеха. Все рабочие на фабрике Шиндлера – евреи, умный и проницательный Штерн становится его бухгалтером (фактически, именно он руководит производством и всеми финансовыми операциями). Разбогатев благодаря евреям, Шиндлер проникается к ним горячим сочувствием. В 1941 г. ему удается оградить своих рабочих от высылки в гетто. Зимой 1942 г. нацисты отправляют всех евреев  в концлагерь. Шиндлер близко сходится с эсэсовским эмиссаром Амоном Гетом и уговаривает его открыть филиал концлагеря на территории «Эмали». Ценой дорогих подарков Гету и его начальникам Шиндлеру удается создать сносные условия существования для своих рабочих. В 1944 г. приходит категорический приказ: отправить всех евреев в Освенцим для немедленной ликвидации. Но Шиндлеру благодаря дружбе с Гетом удается вывести 1100 рабочих «Эмали» на границу с Чехословакией. Вследствие этого  они остаются живы. После разгрома Германии фамилия Шиндлера попадает в список нацистских преступников, его ищут, но благодаря помощи евреев ему удается бежать на Запад. Финал фильма: на горе Сион в Иерусалиме спасенные Шиндлером евреи, их родственники и потомки возлагают цветы на его могилу.

В последние годы Спилберг в основном выступал как продюсер. Среди его поздних фильмов следует упомянуть удостоенное «Оскара» «Спасение рядового Райана» (1998), в котором с предельной реалистичностью воссоздана атмосфера военного быта.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Добрый день! ... У Спилберга есть ещё один потрясающий фильм.
"Империя Солнца". На мой взгляд, самый лучший его фильм.
Мне кажется, Вам понравится...
Спасибо за отличные статьи о прекрасных режиссёрах!
С уважением.

София Ладзарус   14.05.2021 13:52     Заявить о нарушении
Спасибо за ваш отзыв, София! Обязательно посмотрю.

Константин Рыжов   19.05.2021 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.