ШЖ 2010

Мы познакомились в отеле «Гавань», в воскресенье. Все такие разные – школьники, студенты, эротические танцоры, музыканты, практикующие журналисты. Брались за руки, рассказывали друг другу, чего хотим и чем рискуем, стучали пальцами по спине, изображали из себя дома, становились фруктами, придумывали лозунги. Наши преподаватели оказались довольно добрыми и терпеливыми учителями. Теоретические знания сменялись практическими играми, на смену которым приходили дискуссионные «разборы полётов» и чай с бутербродами. Занятия были направлены на раскрепощение, умение думать и договариваться в команде, мыслить более абстрактно. Вследствие чего, ближе к вечеру первого дня, я уже мог общаться и чувствовать себя более комфортно с людьми, которых ещё утром знал только по бэйджику с именем и паре строк, напечатанных про каждого на листе формата А4. Невероятный прилив бодрости и желание перевести через дорогу каждую бабушку на пути домой явились для меня приятным послевкусием от проведённого мероприятия. По правде говоря, если бы в подобных тренингах можно было бы участвовать каждую неделю, моя жизнь была бы ещё чуточку счастливее.

После такого необычного «собеседования» началась тяжёлая трудовая неделя. В понедельник мы посетили офис информационного агентства «PrimaMedia», где пообщались с его создателями – Виктором Сухановым и Алексеем Мигуновым, а также немногочисленными в столь поздний для работы час сотрудниками. В результате беседы выяснилось, что конкурентов у агентства на данный момент нет, а при помощи должностных полномочий можно изгонять «фирмы досуга», мешающих спать по ночам водителей мусоровозов и зажигать вечные огни. Виктор Суханов, генеральный директор, в глаза смотрел не всегда, предпочитая занимать руки листанием подвернувшихся журналов. Отвечал на вопросы сдержанно, хоть и признался, что вспыльчивость характера мешает профессии. Надо отдать должное оперативности – за то время, что мы находились в гостях, на сайте агентства появилась подкреплённая фотографиями новость о том, что его посетили участники «школы журналистики». Насытившись впечатлениями, мы покинули информационную обитель, оставив в памяти яркие образы большой бутылки виски «Grant`s», подаренной главой «ОТВ-Прим» в честь пятилетия агентства, и ружья со штыком, сиротливо стоявшего у выхода из кабинета директора.

Во вторник нас ожидало событие вне всяких сомнений культурное – поход в театр на постановку пьесы Ю.М. Полякова «Одноклассники точка ру». Сюжет, построенный в классических канонах «единства места и времени», крутится вокруг парализованного Ванечки – участника войны в Афганистане, попавшего под взрывную волну разорвавшейся мины – на 40-ка летний юбилей которого решили собраться бывшие одноклассники. Постаревшие и попорченные жизнью, они постепенно собираются в квартире его матери – вспоминают, какими были, и исповедуются безмолвному и не осуждающему их инвалиду в коляске, какими стали, когда остаются вдруг с ним наедине. Необходимую специю действу придаёт неизвестность в отношении биологического отца молодой дочки бывшей невесты и одноклассницы юбиляра, а также любовный треугольник – всё, как в лучших сериалах Мексики. Остроумные диалоги, интересные персонажи, относительная реалистичность происходящего на сцене – всё это создаёт по-настоящему волшебную атмосферу при просмотре. Из минусов можно назвать слабую игру главной героини – отличницы – с такой пафосностью произносившей свои реплики, что чувство сопереживания отмирает само собой. А также несуразно-фарсовая, выбивающаяся из общей колеи «жесткого реализма», сцена беготни за недалёким прапорщиком с попыткой избить подарочным протезом для руки и то, что Чермет-олигарх пел под гитару, висящую на стене. Из примеров стопроцентного вживания в роль стоит отметить самого Ванечку, за длительные промежутки нахождения на сцене ни разу не шелохнувшегося и его пожилую мать, которая хоть и редко появлялась, но рефлексировала по поводу сына весьма достоверно. По окончанию почти трёхчасового спектакля аплодировали стоя. Юрий Михайлович – писатель, главный редактор "Литературной газеты", член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, человек-и-параход, да и просто попечитель телеканала «Культура» – поднялся из зала за столик на сцене, дабы ответить на вопросы любопытных зрителей. Как человек публичный, говорил он очень много, иногда уводя монолог в сторону, далёкую от вектора заданного вопроса. Особенно трудно было уловить нить ответа, когда автор пьесы начинал пересказывать сюжеты других своих творений, подтверждая тем самым, что полёт мысли творческого человека редко бывает прямым, но чаще – витиеватым и с максимальным удалением от места взлёта. Один из наших «кураторов», Сергей Матлин, пользуясь случаем, предложил Полякову намекнуть там, в столице, что не мешало бы отремонтировать разваливающееся здание Театра молодёжи, под сводами которого мы все собрались. Ю.М. посоветовал нам написать официальное обращение, с подписями и фамилиями, и сказал, что уж тогда он-то подложит его кому надо на следующем собрании совета по культуре.

На следующий день участники ШЖ-2010 должны были увидеть мир телевидения изнутри, познакомиться с теми, кто заставляет экраны наших телевизоров мерцать смыслом и попытаться достать своими каверзными расспросами генерального директора «ОТВ-Прим», М.Ю. Полусмака. К внутреннему негодованию, автор данного псевдоотчёта пропустил такое беспрецедентно интересное событие со всем вытекающими возможностями. В силу причин, про которые дети и старики обычно говорят «стыдно». Посему, не вижу дальнейших оснований для того, чтобы не двигаться дальше.

На четверг нам выпала удача проникнуть во ВГУЭС для общения с заместителем первого проректора по связям с общественностью, информации и рекламе этого университета, Андреем Калачинским. Андрей Владимирович оказался человеком нордическим, стойким. Говорил бойко и по делу, не забыв сказать много хорошего о ВГУЭС`е и поведать о наличии у них своей телестудии, где они снимают сюжеты для местных телевизоров и рекламные ролики с привлечением скейтеров. Пытливый ум участников поднял вопрос и о «наболевшей» теме – межрасовой и межуниверситетской драки между китайскими студентами ДВГТУ и точно такими же студентами, только русскими и из ВГУЭС`а. Андрей, выкорчёвывая в обсуждении тех событий пласты пищи для размышлений об интернациональной терпимости и интеллектуальных особенностях приезжающих сюда учиться из далёких деревень, признался, что за статью, в которой он освещал тот конфликт, ему не стыдно. Прошлись и по животрепещущей теме Задорнова, так зацепившей многих горожан. Мнение Калачинского безапелляционно, как удар серпом – девушка может одеваться, как ей вздумается, когда идёт на вечеринку. Находясь же в университете, книжки под мышкой должны превалировать над желанием показать всем кружевной узор на новых чулках.

Пятница предложила нам аттракцион неслыханной щедрости, вместив в себя сразу два мероприятия. Сначала мы собрались в штаб-квартире газеты «Владивосток», где нас встретил её главный редактор, Андрей Пушкарёв. Проведя небольшую экскурсию по основным двигательным механизмам создания одной из главных газет города, он пригласил нас за стол переговоров, где мы и начали любимые допросы с пристрастием. Выяснилось, что, в новой должности, Андрею, как человеку непьющему, пришлось долгое время бороться с пьянством, весьма распространённым в журналистской среде. Что ещё пару лет назад бывали вечера, когда вся редакция лежала, поражённая страшным алко-вирусом. Или её сотрудники увлечённо играли в бутылочку. По заверениям Пушкарёва, старые традиции, в большинстве своём, удалось искоренить. Но крёстный поход за трезвость мысли продолжается и по сей день. Также им было замечено, что сейчас на факультет журналистики идут в основном девушки – потому что считают это престижным. Мельком прошла тема о важности яркого, интригующего заголовка, а также информация о том, что Андрей, по доброте душевной, иногда помогает своим коллегам по ремеслу (в том числе и из конкурирующих изданий) придумывать оные.
Покинув резиденцию печатной мысли с её многодюймовыми мониторами верстальщиков на электронно-лучевой трубке, перед нами была поставлена новая задача – за полчаса добраться до офиса корпорации «Дальсвязь», находящегося с другой стороны горы. Тут перед участниками школы открылось целое поле для импровизаций – кто-то предлагал взобраться на вершину и спуститься оттуда на автобусе, кто-то думал, что пешком быстрее. Нашлись даже индивиды, продвигавшие идею ловить попутки повместимее и выдвигаться на них группами. Надо признать, что не без командного духа, некоторой удачи и желания отдельных членов шествия подхватить небольшую горстку безнадёжно ковыляющих по дороге – нам удалось опоздать ровно на одну минуту и собраться у парадного входа почти в срок. Добрые охранники на контрольно-пропускном первом этаже с турникетом даже не стали проверять у всех паспорта, когда увидели, что мы мирные и уже опаздываем. Поднявшись на самый верх, проголодавшиеся и измотанные пешими пробежками «школьники» организованной толпой ввалились в просторный презентационный зал, дальнюю стену которого подпирал длинный стол с большим количеством сладких яств и живительной воды. Расслабленные и подобревшие, мы сели полукругом, из которого нам стало хорошо видно директора департамента информационно-аналитического обеспечения компании, Суханову В.Н., и её коллег. Миниатюрная и элегантная Виктория Николаевна сразу же поинтересовалась, кто из нас устал – большинству природная скромность не позволила поднять руку. Сочувственно оглядев всех замученных, она начала презентацию в стиле дзен, названную по одноименной книге Гарра Рейнольдса. В ней рассказывалось и наглядно показывалось, как сложную и не самую интересную информацию подать в наиболее простом для понимания и, в тоже время, увлекательном свете. Спокойная отточенная речь Виктории за неё говорила о большом опыте проведения подобных мероприятий и настраивала на слушательный лад. Потом было несколько любопытных тестов на знание русского языка, с первым из которых – грамматическим – многие из нас справились не то чтобы удовлетворительно. По результатам ответа на вопрос «почему интернет такой медленный и дорогой?», было установлено, что основной заботой компании является проведение километров дорогостоящего кабеля в краевые деревня и сёла численностью от 8-ми человек. А улучшение качества интернет-соединения и появление сопоставимых с цивилизованными нормами тарифных планов, всё-таки задача второстепенная и под её выполнение требуются очень большие затраты. После группового фото на фоне флагов России и «Дальсвязи», мы распрощались с Викторией Николаевной, а она любезно предложила нам иногда заходить к ним в департамент на кофе или чай.

В субботу, те из нас, кто не любит валяться в выходной день в кровати до обеда, имели счастье побывать на радиостанции «Лемма» и воочию услышать и увидеть её выпускающего редактора, А.В. Волкова. Собственно, кроме Андрея Васильевича, открывшего нам заднюю дверь, в девять часов утра там была только ведущая эфира, Оксана Якуш, которую мы обнаружили чуть позже. Медленно просыпающиеся участники ШЖ послушно внимали Андрею, рассказывающему о нелёгком труде по добыче новостей. Говорил он спокойно, но было заметно, что человек, по долгу службы часто не видящий собственного слушателя, чувствовал себя не очень комфортно перед небольшой толпой едва разлепившихся пар глаз. Время от времени ёрзал на стуле и даже один раз уронил на пол ручку, теребимую до этого в руках. Может, волновался по поводу эфира, в который ему надо было выходить каждые полчаса со свежими новостями. За всё время пребывания там, он два раза извинялся и убегал в студию, а мы – могли послушать его самостоятельно поставленный голос, сделав приёмник на подоконнике громче. Потом мы и сами побывали там, где небольшая группа людей через микрофоны вещает на всю страну и в уши тысяч других людей. Стены, оббитые звукоизоляционным материалом, похожим на вывернутый наизнанку ортопедический матрас.  П-образный стол с несколькими микрофонами. Тысячные купюры, распечатанные на листе бумаги. Полки с музыкальными дисками, которые жалко выбрасывать. И ведущая Оксана, зачитывающая гороскоп на день под гробовое молчание всех присутствующих, притворявшихся в тот момент невидимками.

Далее мы отправили свои стопы в музей Арсеньева, где, самостоятельно приобретя билеты, попали на выставку, посвящённую книге Элеоноры Прей «Письма из Владивостока». Книга представляет собой дневники молодой американки, которой выпала судьбоносная карта жить в нашем городе начала XX-го века, застать его чудесный рассвет и тревожные военные времена. Перед входом в помещение выставки взял вступительное слово заместитель директора Приморского государственного Музея имени Владимира Клавдиевича, автор нескольких книг о Владивостоке, его почётный экскурсовод, а также скрытый патриот, да и просто неординарно мыслящий и интересный – Виктор Шалай. Сказав некую вводную и проинструктировав, как лучше всего вести себя на выставке, он проводил нас до входа в другую реальность. Стены по периметру были завешаны прозрачными и иногда трудночитаемыми слайдами с избранными цитатами из писем Лорд Прей, в хронологическом порядке и перемежающиеся выцветшими фотографиями тех лет. Из незаметных глазу колонок доносился 20-ти минутный трек с озвучиванием некоторых отрывков из книги и различными шумами и «спецэффектами» того временного промежутка. Звуки ползущей телеги по мостовой, цоканье лошадиных подков, крики чаек, детей и ямщиков, звон колоколов – всё это растворяется в твоих ушах, оставляя исторический осадок в голове, заворожено смотрящей по сторонам. В центре небольшого зала стояло что-то вроде крытой беседки или дома, стены которого также были исписаны – наиболее «домашними» записями Элеоноры. Внутри был стол с копией скатерти, где она просила всех гостей оставлять свои росписи, по которым потом вышивала разноцветными нитками. Сверху на скатерть проецировалось слайд-шоу из случайных фотографий, запечатлённых городскими фотографами около века назад.
Вдоволь насмотревшись, начитавшись и наслушавшись, мы тихонько прошуршали в Синий Зал с удобными сиденьями и маленькой сценой, на которой кроме стола красовался классический чёрный рояль. Там мы поупражнялись в импровизированной игре «задай Виктору вопрос, на который ему захочется отвечать». На вопросе по поводу его экскурсионной деятельности, «не надоедает ли Вам всё время рассказывать и показывать одно и то же?», он даже оскорбился, но был так добр и спокойно прокомментировал, почему. Так же выяснилось, что Виктор собирается переехать в другой город, но вряд ли сможет написать про него книгу.
Но и это было ещё не всё! Через дорогу от выхода из музея нас ждал настоящий экскурсионный автобус, в который мы с радостью сели, прячась от сделавшейся недружелюбной погоды. Нас ожидала целая бесплатная экскурсия по городу, вернее по центральным и наиболее старым его частям. Сначала мы медленно направились по Эгершельду в сторону маяка. Там нам пришлось покинуть тёплый, уютный автобус и взобраться на небольшую открытую всем ветрам горочку, с которой открывался замечательный пасмурный вид на пролив Босфор-Вотсочный, мыс Токарева, остров Русский и другие вещи, которые просто так в любом городе не увидишь. Изрядно проветрившись сильными порывами холодного воздуха, пока Виктор рассказывал нам про историю этих мест, мы отправились дальше – на корабельную набережную. Там нам открылись новые подробности появления таких памятных достопримечательностей как корабль «Красный Вымпел», подводная лодка «С-56» и триумфальная арка цесаревича Николая. Пока мы ехали по главной и старейшей улице Светланской, мимо сохранивших свою первоначальную архитектуру домов, я со скрываемым удивлением узнал, что мой родной «дальзавод» в начале прошлого века считался практически окраиной и извозчики запросто могли отказаться вести туда человека после 10-ти вечера. Проехали по улице Володарского, где, по словам Сергея, до сих пор можно лицезреть настоящий старый Владивосток – с его частными двухэтажными домами, где первый этаж делался из камня, а второй был деревянным. Через «проспект красоты» мы вновь попали в центр, на улицу Семёновскую, где уже вышли окончательно, с целью проследовать во внутренние дворы владивостокской «миллионки», где по замыслу экскурсовода и должно было закончиться наше увлекательное знакомство с ним и самой старинной частью города. После продолжительной словесной прелюдии, моё первое в этой жизни вхождение в узкий переулок бывшего «китайского квартала» произвёло на меня впечатляющий невидимый эффект. Как будто я попал в декорации фильма «Бегущий по лезвию». Не хватало только дождя, неоновых вывесок и снующих вокруг людей с разноцветными зонтиками. Ещё один культурный шок в самом центре города произошёл с нами, когда Шалай собрал нас во внутреннем дворике рядом с одним из бывших китайских театров. Он рассказывал, какая чудесная атмосфера царила в этом необычном по сегодняшним меркам месте, совершенно пустынном, без всяческих признаков жизни. Когда из-за угла начал раздаваться нарастающий грохот матёрого лагерного шансона, затем оттуда же вылезла машина таксиста с раскрытыми настежь окнами и вывернутой ручкой громкости на магнитофоне, медленно проплыла мимо нас и скрылась через арку также таинственно, как появилась. Чем вызвала массу положительных эмоций, впрочем – как и весь тот длинный день, что мог бы поспорить по насыщенности даже с предыдущей пятницей.

Воскресенье оказалось настоящим испытанием для молодых ищущих себя участников ШЖ. Испытанием как умственным, так и мужества восприятия критики и страхом шаткости своих позиций и устремлений. Ориентационный семинар по проектированию собрал нас до полудня в одном из залов выставочного центра музея им. В. К. Арсеньева. Там мы должны были выступить с наборами идей для городского молодёжного интернет-портала и второго модуля Школы журналистики образца следующего года. Экспертами в нелёгком деле выслушивания наших сумбурных концепций и жёсткого отсева мыслей-мусора выступили аналитик Дирекции стратегического развития Владивостокского морского торгового порта В.В. Метелёв и генеральный директор Тихоокеанской управляющей компании А.Г. Косолапов. Главный специалист управления по делам молодёжи Дмитрий Нестеренко сидел у входа, молча следя за развитием событий. Вызвавшиеся «говорить за всех» активисты выходили к доске по одному, где и освещали основные принципы и концепции потенциальных проектов. После этого остальным участникам предоставлялась возможность задать уточняющие вопросы и услышать на них такие же ответы. Затем слово брали Виталий и Андрей, задавая свои более суровые вопросы и своими последующими суждениями отбивая у некоторых желание что-либо доказывать. В один момент между участником школы и её куратором, Бариновой Мариной, даже разгорелся нешуточный спор на повышенных тонах, вскипятивший спёртый воздух, но, к счастью, вовремя прекратившийся. Для разрежения обстановки и отдыха головного мозга был организован перерыв, с бесплатным чаем – жаль только, воды на всех не хватило. В любом случае, эксперты на то и эксперты, чтобы своим непредвзятым, если такое бывает, мнением стороннего наблюдателя, противоположным мнению остальных, заставлять людей лучше думать. В конце концов, без чёрного не было бы белого, а без конструктивной критики – движения вперёд. 

А затем пришёл понедельник. Который, как принято считать, день тяжёлый. Тем более приятно, что именно в этот день Сергей Матлин, папа владивостокского КВН`а, директор Vlad-style Comedy Club`а, да и просто наш более добрый куратор (да простит меня Марина Ивановна) организовал для участников тренинг «Юмор – как средство креативности журналиста». Вновь собравшись в уже знакомых стенах редакции газеты «Владивосток», мы принялись учиться шутить. Надо признать, что нескромный автор этих строк, съезжающий с катушек на почве завышенного чувства собственной важности, давно считал себя этаким клиническим юмористом. Оказалось, что не всё так просто. И юмор – это целая наука, постичь которую сложнее, чем открыть пачку с орешками. Впитав теоретическую часть, мы прошли ряд интересных заданий, целью которых было придумать оригинальную концовку к набившим оскомину пословицам/поговоркам, небольшую новостную заметку с использованием определённого набора слов, вторую половину тоста в «грузинском» стиле, а также рекордсменов различных номинаций в местной импровизированной книге Гиннесса. В процессе и по завершении, некоторые обнаружили в себе новые возможности. Кто-то понял, что шутить не умеет, а кто-то – может и умеет, но сильно стесняется. Так же среди нас были сотрудники газеты, решившие попробовать себя в «юморном» амплуа, но как-то таинственно исчезли. Ещё одно радостное событие произошло, пока участники пытались найти в себе остроумные жилы. Марине Бариновой пришла смс-ка, что Наталью Васильевну Мальцеву, работавшую начальником управления по делам молодежи, с которой мы имели честь познакомиться ещё на первой встрече в отеле, назначили заместителем главы города. В связи с чем, Марина Ивановна предложила всем написать поздравления с пожеланиями на листках разноцветной бумаги и сделать из них самолётики. По замыслу, на следующий день мы должны были дружно зайти на новое рабочее место Наталии и гуманно закидать её добрыми словами. В общем, это был замечательный лёгкий и, в тоже время, умственно напряжённый день.

Вторник, как и планировалось, был ознаменован собранием возле ресторана «Два грузина», что рядом со стадионом «Динамо», откуда мы прошли к неприметной железной двери, примечательной полным отсутствием каких-либо вывесок и других опознавательных знаков. Через неё мы попали в новый, ещё не до конца обустроенный кабинет свежеиспечённой зам.главы Владивостока. Наталья Васильевна была рада гостям и даже предоставила разноцветные пластиковые стаканчики для разлива принесённого ими с собой шампанского. Вслед за нами, к торжественной встрече присоединился и Виктор Шалай, от прямолинейных поздравлений, впрочем, отказавшийся, сославшись на то, что «в кабинетах власти нужно говорить особенно осмысленно». Выпив по паре глотков игристого вина, мы поспешили удалиться, дабы не нарушать трудный процесс вхождения в новую должность.

Два вечера – вторника и среды – сформированные по результатам воскресного семинара проектные группы поочерёдно собирались в офисе «Тихоокеанской управляющей компании», расположенном на одном из многочисленных этажей отеля «Хёндэ». Там рождались идеи, выслушивались мнения, предлагались варианты будущих проектов.

28 октября, в четверг, произошло ещё одно познавательное событие – панельная дискуссия на тему "от чего и отчего молодёжь уезжает из Владивостока". Состоялась она в пресс-центре бизнес-центра из тёмно-синего стекла под названием «Fresh Plaza», что через дорогу от здания администрации города. За столом перед аудиторией собралось шесть человек, вызвавшихся быть «сведущими» в ответе на поставленный вопрос. Александр Бабин, Сергей Соловьёв, Антон Тыдыков, Виктор Шалай, а также пара участников самой школы журналистики. Ими был подготовлен ряд утверждений или мыслей, от чего и отчего, по их мнению, мигрирует молодёжь, которые они озвучивали перед собравшейся публикой, включавшей представителей СМИ, администрации и самой молодёжи. Марина Баринова взяла на себя роль «модератора форума», корректирующего ход дискуссии. Сергей Матлин записывал ключевые тезисы на флипчарте – магнитно-маркерной доске с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. На мой нескромный взгляд, Марина Ивановна не очень хорошо справилась, ибо говорил, в основном, Соловьёв – Генеральный директор Рекламного агентства «Вusiness Solution – а скромные, привыкшие не перебивать старших, участники ШЖ успели выдвинуть всего по паре тезисов из заявленной пятёрки. По окончании живой беседы, выявилось несколько основных причин, почему происходит отток людей призывного возраста из замечательного города у моря:
   










































Кто-то терял былой энтузиазм, кто-то сохранял в тепле надежду, некоторые с самого начала были настроены скептически, некоторые приходили просто потусоваться. Так или иначе, это было продуктивное время. Время больших мечтаний, высохших надежд, поисков себя, мозговых штурмов, кучи вопросов, странных ответов, новых знакомых, интересных встреч, уникальных предложений.   





Рецензии