***

Программу разработал:

Ю. М. Бабинцев – тренер-преподаватель высшей категории по спортивному туризму, мастер спорта России, заслуженный путешественник России


Рецензенты:

Ю. Н. Федотов – кандидат технических наук, профессор,
зав. кафедрой спортивно-оздоровительной работы и туризма
Санкт-Петербургского национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта,
заслуженный тренер России;
В. С. Макеева – доктор педагогических наук,
 профессор, зав. кафедрой туризма, рекреации и спорта
Орловского государственного технического университета;
М. А. Булаев – кандидат педагогических наук,
доцент кафедры сервиса и туризма Югорского Государственного университета, член водной комиссии Туристско-спортивного союза России,
мастер спорта России


Спортивный туризм (водные дисциплины). Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, школ высшего спортивного мастерства



Примерная учебная программа разработана для тренеров и специалистов ДЮСШ, ШВСМ и других учреждений дополнительного образования, где ведется подготовка туристов-спортсменов, занимающихся водными дисциплинами спортивного туризма. Программа предназначена для планирования, организации и управления учебно-тренировочным процессом на всех этапах многолетней спортивной подготовки, в ней раскрыты условия эффективного использования материала в педагогической практике.
Программа разработана как типовая и предусматривает возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики развития водных дисциплин спортивного туризма в субъекте Федерации, а также условий и возможностей образовательного учреждения.
















ВВЕДЕНИЕ

Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов и т.д.) и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.
Водные дисциплины спортивного туризма (далее – водный туризм) представляют собой многоплановое явление, которое включает в себя: прохождение в природной среде водных маршрутов различной категории сложности; соревнования на водных дистанциях, установленных на открытой местности; систему кадровой подготовки участников и руководителей спортивных походов, судей и инструкторов водного туризма.
Водный туризм тесно связан с пешеходным и горным видами туризма, техника которых часто используется при пеших подходах к началу маршрута, выхода с маршрута и внутримаршрутных переходах, а также при  осмотре препятствий, организации и проведении страховочных работ. Многие аспекты спортивной подготовки гребного слалома  находят свое отражение и в подготовке туристов-водников. Водный туризм является технической основой способов выживания и действий специальных войсковых подразделений и спасателей, что позволяет готовить в спортивной школе не только спортсменов, но и активно заниматься профессиональной ориентацией учащихся.
Водный туризм по характеру соревновательной деятельности можно разделить на два вида: соревнования на водных маршрутах 1-6 категории (далее – ВМ или спортивный поход) и соревнования на водных дистанциях (далее - ВД) на различных типах судов – каяк, байдарка, катамаран-2, катамаран-4.
Соревнования на ВМ, заключаются в прохождении водных маршрутов, соответствующей категории сложности и оценке этих прохождений судейской коллегией. Участвующие в соревнованиях команды могут проходить маршруты в различных географических районах. Командами при
4  _______________________________  Спортивный туризм (водные дисциплины)

прохождении ВМ используются, как правило, следующие, наиболее распространенные, типы судов: каяки, байдарки, катамараны, плоты и т.д. Ограничения к техническим характеристикам судов отсутствуют.   
Соревнования на ВД заключаются в прохождении дистанции соответствующего класса, установленной на определенном участке водного потока с использованием искусственных элементов моделирующих дополнительную техническую и тактическую сложность. К личным соревнованиям относятся водные дистанции на каяке, байдарке, катамаране-2 и катамаране-4. К командным соревнованиям относятся соревнования в командной гонке, где количество и тип судов оговаривается Положением о соревновании. К техническим характеристикам судов применяются определенные ограничения, указанные в Регламенте проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция-водная».
Водный туризм – это сложно-технический и сложно-координационный вид спорта, т.к. непрерывное изменение ситуации при прохождении водных препятствий в спортивном походе и дистанций во время соревнований требует от туристов-водников мгновенной ориентировки, точных и своевременных движений, часто приходится приспосабливать технику к особенностям внешних условий. Проявление ведущих физических качеств и режим соревновательной и походной деятельности позволяет отнести водный туризм к видам спорта, которые характеризуются комплексным проявлением двигательных качеств, поэтому одной из важных сторон спортивной подготовки туристов-водников, в зависимости от их специализации, является развитие различных форм проявления выносливости, специальной ловкости, скоростно-силовых качеств и т.д.
В программе нашли отражение принципы и методические положения спортивной подготовки, последние научные и практические разработки по спортивному туризму, был учтен многолетний накопленный в стране опыт обучения и тренировки юных туристов, существующая система подготовки туристских кадров, а также результаты исследований в области физиологии, педагогики, спортивной медицины, психологии и т.д.
Существующие в настоящее время образовательные программы нацеливают педагогов и учащихся на прикладное применение спортивного туризма для решения задач других областей знаний (краеведение, экология, педагогика, естественные науки и т.д.), где не требуются высокие спортивные результаты. К сожалению, несмотря на более чем полувековую историю развития спортивного  туризма в России, попытки внедрения данного вида спорта в государственную систему подготовки спортивного резерва до недавних пор практически не предпринимались. В последнее десятилетие отделения спортивного туризма, и в частности водного туризма, начали появляться в спортивных школах. В настоящее время спортивный туризм раз-
Введение   ___________________________________________________  5

вивают через систему спортивных школ около двадцати регионов России и уже становится очевидным, что данное развитие будет продолжаться. Открытие новых отделений как раз и затрудняется отсутствием учебных программ. В связи с этим появилась необходимость создания соответствующей учебно-методической базы на федеральном уровне. Одним из шагов в этом направлении является издание учебной программы по водному туризму, направленной на систематическую работу по достижению высоких спортивных результатов в этой сфере.


Рецензии