Школьные годы чудесные

           У каждой школы есть своя история, неповторимая и уникальная. Ведь школа – это некое особое государство, которое отражает в себе мир и время. А времена, как поется в одной из песен, не выбирают, в них живут и умирают. И подобно Вселенной, школа всегда привлекает к себе великие умы и смелые сердца.
           У нее были, есть и будут свои Коперники и Гагарины.
           Попробую перелистать отдельные страницы истории своей любимой Абрамовской восьмилетней школы, что в Воронежской области.
        Первого сентября тысяча девятьсот шестьдесят шестого года я стала ученицей первого класса.
          На всю жизнь сохранился в памяти « первый погожий сентябрьский денек». Мне, думалось, что я даже и не заснула ночью перед этим днем. Так хотелось быстрей надеть новенькую коричневую форму с кипельно  белыми манжетами, воротничком, парадный фартук, сшитый руками мамы, новенькие туфельки.
              Взяв в руки наполненный книгами, письменными принадлежностями портфель, букет цветов, я отправилась вместе с родителями и сестренкой  в долгожданное путешествие. По дороге в школу мне казалось, что на меня смотрит весь белый свет, что со мной радуются все: люди, птицы, животные.
                Наша школа была построена давно. Это старое деревянное здание в виде буквы «п». Вокруг школы было много  лиственных деревьев, кустарников, также росли и фруктовые деревья. Особенно много было яблонь. Какая же была живописная картинка весной, когда весь сад начинал цвести.
         У нас был очень хороший  учебно-опытный  участок. На нем мы проводили всевозможные эксперименты с растениями.
         Перед школой мы постоянно разбивали цветники. За каждым классом была закреплена своя клумба. И нам всегда казалось, что наша клумба самая яркая, самая красивая, самая ухоженная.
                Школьный двор - это целая страна.  Здесь находились волейбольная и баскетбольная площадки, ямы для прыжков в длину и высоту, канат, бревно и т.д. А перед забором у цветников были деревянные лавочки, на которых нам очень нравилось сидеть. До и после уроков, на переменах во дворе школы всегда было многолюдно и весело.  Все, от старшеклассников до малышей, находили себе занятие по душе. Раздавался школьный звонок (он тоже имел свою историю), и вся детвора, как птичья стая, спешила быстрей на уроки.
            Напротив школы находилось два здания, где размещался детский сад и интернат. В интернате жили школьники из соседних деревень  с пятого  по восьмой класс. Как правило, они находились в нем в непогоду: поздней осенью, зимой и ранней весной. Как только устанавливалась погода, все садились на велосипеды и с успехом преодолевали несколько километров до школы и обратно.
      В школе за каждым классом была закреплена отдельная комната (тогда еще кабинетной системы не было). Мы старались так оформить свой класс, чтобы он не был похож  на  другой.
              В каждом классе оформлялся отрядный уголок. В уголках мы отражали нашу школьную  жизнь, жизнь класса.  Много имелось наглядности, изготовленной руками наших педагогов. 
       В нашей школе был буфет, в котором работала моя мама. Я никогда не пользовалась  тем,  что за прилавком была мама, а также вставала в очередь, чтобы купить пирожок или бутерброд и попить ароматного киселя из ягод. А  возможно и пользовалась, уже не помню.
        Очень интересно праздновали мы Новый год в школе. Елку привозили дня за два до утренников. В коридоре стоял такой насыщенный аромат хвои, свежести, зимы. Это просто незабываемо!  Елку устанавливали в нашем классе, так как он был угловым и самым просторным.  Лесная красавица была огромной, под потолок. На верхушке сияла яркая звезда. А какие были необыкновенные украшения на ней: всевозможные зверушки, часики, снежные домики и т.д. Шишки, которые были на елке, мы оборачивали фольгой  и они блестели, как настоящие игрушки.  К Новому году каждый из нас старался приготовить костюм своими руками, конечно, с помощью родителей. В начальных классах это были девочки – снежинки, мальчики – зайчики. А сколько мы знали новогодних песен!
        Нам везло на музыкальных руководителей. Помню, как у нас вел пение молодой парень – Митасов Иван, к сожалению, я не запомнила его отчества. Все девчонки были  влюблены в него. Но проработал он у нас недолго.
                А когда появилась Дина Ивановна, то наша жизнь кардинально поменялась. Эта красивая женщина (внешне и внутренне) никогда не расставалась с аккордеоном.  Днем она с нами занималась в школе, а вечером мы спешили в наш старенький клуб, где продолжались наши подготовки к мероприятиям и концертам. К каждому празднику мы готовили с ней концертную программу для односельчан. А сколько мы объездили соседних сел и деревень со своими выступлениями.  Везде нас очень радушно принимали, а мы воображали себя настоящими артистами. Мы никогда не пропускали репетиции. Однажды был очень сильный дождь, в селе отключили электричество, но мы все равно собрались и при свечах проводили репетицию. Это было так романтично.
           Когда я поступила в Россошанское педучилище, то стала обучаться игре на баяне. Для меня примером всегда был образ нашей  Дины Ивановны. Когда она уехала от нас, село как - будто погрустнело, осиротело. Ее  удивительный голос, песенный репертуар до сих пор хранится в моем сердце. Разве можно забыть, как она пела, играла на аккордеоне! Это был мастер своего дела и добрейшей души человек.
          Очень люблю вспоминать своего классного руководителя – Федорова Евгения Федоровича. Это он привил мне любовь к физической культуре и спорту. Волейболом я занималась с детства благодаря ему. Помню, как мы сделали волейбольную сетку для своей дворовой команды, и чтобы ее никто не украл, наш командир- Конев Сергей- каждый раз привозил ее для игры, а после забирал, прицепив за багажник  велосипеда. Когда он ехал, то деревенская пыль (она особая, как пух) разносилась во все стороны.
        Жизнь у нас была интересной,  насыщенной, поэтому в школу мы ходили с огромным удовольствием.
            Запомнилось, как мы утром бегали встречать свою первую учительницу – Авдееву Марию Константиновну (царствие ей небесное). Как горд был тот ученик, который добегал первым до нее и удостаивался особой чести – нести тяжелый портфель с нашими тетрадями.
          В начальных  классах мы писали чернилами. Буквы должны быть с наклоном и нажимом. Благодаря перьевым ручкам, у большинства из нас выработался красивый почерк. Это было целым событием. Надо было приготовить хорошие перья для деревянной ручки, купить чернила, сшить чернильницу, перочистку. Как же мы изощрялись, чтобы из разноцветных лоскутков сшить необычной формы перочистку.   В классе объявлялся конкурс на лучшую перочистку.
Иногда случались курьезные случаи, когда чернильница опрокидывалась и заливала все в портфеле. А как мы любили делать закладки для книг! Сколько было творчества, фантазии,  выдумки в придумывании узоров для закладок.
       Мой учитель! Кто был моим учителем? Кто помог полюбить невыдуманную, не приукрашенную жизнь, определить творческие наклонности? Кто сумел разбудить душу ненасытным желанием познания, тягой  к прекрасному? К счастью, таких учителей в моей жизни было много. Оглядываясь в прошлое, я хотела бы сказать им всем огромное спасибо! Память о Вас всегда будет жить в моем сердце. А школьные годы действительно были чудесными! Разве они пролетели без следа? Нет! Не забуду нигде никогда школьные годы!


Рецензии
нЕСОМНЕННО ТАК: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ НАМ НЕ ЗАБЫТЬ НИКОГЛА - ОНИ С НАМИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
кАК ХОРОШО ЧТО У ВАС ОСТАЛОСЬ ТАКОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ФОТО КОТОРОЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ И ВСПОМНИТЬ КАЭЖДОГО ПОИМЁННО - у нас к сожалени такого флто не осталось - только память хранит всех-всех: http://proza.ru/2010/08/08/444
Сблагодарностью и пониманием -

Тамара Злобина   14.01.2022 16:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.