Страх, тревога, паника и фобии

В современной психологии термин "тревога", "страх", "фобии" означают близкие, но не идентичные состояния.
Э. Пэйдж считает, что можно справиться со своей тревогой: первый шаг на этом пути - понимание смысла симптомов, а второй - приобретение знаний о том как их преодолеть. Под тревогой понимается состояние внутреннего беспокойства, с предчувствием чего-то недоброго. Страх является реакцией на конкретную угрозу жизни человека. Фобиями называются навязчивые страхи, которые появляются непроизвольно, но при этом понимается их необоснованность. Мы должны понять в каких формах проявляется наша тревожность. Это могут быть паника, различные фобии (страхи), неконтролируемое беспокойство или физическое напряжение.
Что  такое паника?
Паника возникает, когда тревога быстро нарастает и достигает своего пика в ситуациях, в которых большинство людей не испытывают никакого беспокойства. Паника охватывает человека неожиданно, разражается как гром среди ясного неба. В результате несчастный не только не чувствует себя испуганным, но и теряется в догадках по поводу источника возникшего чувства, готовясь к самому худшему. Приступы паники - это страх перед страхом. Очень частые или спонтанные приступы паники называю паническим расстройством. Многие в страхе перед депрессией, утратой самоконтроля , смертью или сумасшествием обращаются за помощью к врачам, друзьям, родственникам и даже к посторонним людям. Паника представляет собой молниеносное нарастание беспокойства в состоянии крайнего ужаса. В результате психологических исследований были выявлены три причины повышенной чувствительности: стресс, наследственность и гипервентиляция.
 Стресс может вызваться различными событиями нашей жизни. Причины его бывают физиологическими (болезнь, переутомление и др.) или психологическими (материальные трудности или конфликты в семье и др.) Независимо от характера причин, стрессогенное событие заставляет нас волноваться и нервничать. Вегетативная нервная система постоянно находится в состоянии активности, поэтому паника,тревога и напряжение развиваются очень легко.
Наследственность.
Многие люди с повышенной тревожностью называют себя "нервными". Нервозность - наследственная личностная характеристика. Если один из ваших родителей или оба часто тревожились по пустякам, то велика вероятность того, что вы тоже будете обладать повышенной тревожностью, то есть будете склонны видеть угрозу в ситуациях и объектах, являющихся абсолютно безопасными.
Гипервентиляция.
Слишком частое или слишком глубокое дыхание  - намного менее серьёзная причина тревожности. Парадоксально то, чем больше кислорода вы вдыхаете (выдыхая больше углекислого газа),тем меньше кислорода поступает к клеткам организма. Кроме того, усиленное дыхание имеет и ещё одно важное следствие - оно заставляет кровеносные сосуды сжиматься. Поэтому высвободившемуся кислороду приходится тратить больше времени на переход из крови в клетки организма. В результате гораздо меньшее количество кислорода попадает в клетки тела и мозга (отсюда головокружения, помутнения сознания, удушье). При гипервентиляции вдох становится коротким и осуществляется за счёт грудной клетки. Мышцы утомляются, что ведёт к появлению боли и чувства стеснения в груди. При усиленном дыхании ускоряется испарение слюны, из-за чего резко пересыхает горло. Чувство нереальности происходящего интерпретируется как признак нервного срыва. Головокружение и слабость в ногах свидетельствуют о возможности обморока. Тревогу можно контролировать замедлив дыхание. Если дыхание у вас учащается при встрече с тем, чего вы боитесь, нужно постараться замедлить его именно в такую минуту. Человек в спокойном состоянии в среднем делает 10-12 вдохов в минуту, если вы дышите в состоянии покоя намного быстрее, то вам, безусловно.необходимо освоить методы медленного дыхания. Помните: медленное дыхание всегда помогает предотвратить превращение тревоги в панику [Э Пэйдж.Тревога и страх...как преодолеть. СПб.: "Норинт", 2003,c.8-44].

Страхи
Автор: Н.И. Козлов
Страхи, как житейское понятие, имеет два основных смысла. Когда про какую-то девушку говорят: "У нее страхи", скорее всего имеют в виду высокий уровень ееличностной тревожности. В этом смысле страхи - это состояние и личностная черта, готовность во всем (или в чем-то) видеть страшное и бояться. Похоже, что в таких случаях в принципе не совсем точно говорить о страхах, это скорее желание человека избежать не вполне комфортных для него ситуаций и нежелание себя чем-либо напрягать.
В другой стороны, страхами называют не вполне адекватные переживания и реакции страха в конкретной ситуации: детский страх темноты, страх пауков,страх полета. Если у человека страх понятный, адекватный, оправданный, его не назовут человеком со страхами.
Индиана Джонс, герой известного фильма Спилберга, очевидно душевно здоровый и смелый человек без какой-либо выраженной тревожности, боялся змей. Страх перед змеями - понятный, реально оправданный страх, и нежелание человека рисковать своей жизнью - показатель ума, а не страхов.
А вот страх темноты у человека, знающего, что он находится у себя в квартире и бояться ему нечего - это уже то, что называется "страхи", называется "страхом темноты". Единичные страхи могут быть у каждого человека и вовсе не обязательство свидетельствуют о повышенной личностной тревожности.
Дать список даже основных страхов затруднительно: у каждого человека могут быть лично свои, уникальные страхи. Только для удобства анализа можно выделить страхи детские и родительские, бытовые и экзистенциальные...
О своих страхах люди иногда любят рассказывать сами, но не всегда этим рассказам следует верить. Истероидные личности больше рассказывают о своих страхах, нежели реально их испытывают. О действительном уровне страхов может сказать либо тест Кеттелла, либо внешние признаки, которые может заметить внимательный наблюдатель. Напряженное лицо, бегающие глаза, дребезжание тела, стремление сохранить дистанцию в общении, закрытость и подозрительность к незнакомым людям...
Страхи и тревожность, бывает, приходят к нам в душу сами, но у кого-то они не приживаются надолго, а где-то оказываются желанными гостями. Чаще, однако, страхи и тревожность - результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес. Взрослые и развитые люди не разрешают себе неуместные страхи, не тревожны, осторожны и смелы одновременно, а с возникающими страхами умеют работать быстро и эффективно. Всему этому можно научиться.
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать - в основном женщины.
Страх - удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх - полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх - правильно, руководствоваться страхом - опасно. Когда страшно, смелость - это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным - способность быть выше страха.
Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации - вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться - и сделать все необходимое...
Страхи и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами - популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Тревога

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 
Трево;га — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Описание
Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждет её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций —страха, печали, стыда и чувства вины.[1]
Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.
Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали страх заболеть ею.
Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, тем не менее, оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер илифильм ужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста ирежиссёра, а колдуны, вампиры, привидения или пришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.
Достаточно выраженная тревога включает два компонента:
• Осознание физиологических ощущений (сердцебиение, потливость, тошнота, др.)
• Осознание самого факта тревоги.
Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определенные темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.
Тревога и страх
Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. По мнению первых авторов, если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Так, например, по мнению Кэррола Изарда, первичной и самостоятельной эмоцией является страх, а тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций: страха, печали, вины и стыда.[1] Следует отметить, что большинство авторов (как отечественных, так и зарубежных) склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности.[2]
Многие исследователи проводят между тревогой и страхом ряд принципиальных различий, касающихся и происхождения этих феноменов, и их проявлений. Так тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — не осознаваемым или не поддающимся логическому объяснению. Тревогу могут связывать с общим возбуждением организма (в частности симпатической нервной системы), а страх — с торможением деятельности и активацией парасимпатической нервной системы, а в больших дозах даже с парализацией человека. Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт. И, наконец, тревогу могут считать социально обусловленной, а основой страха — биологические инстинкты.
К сожалению, в большинстве случаев все упомянутые различия между страхом и тревогой выводятся не экспериментальным путём, а задаются на уровне определений самими же исследователями. Это связано в первую очередь с тем, что большинство людей (а значит и испытуемых в экспериментах) очень по разному представляют себе отличия тревоги от страха (если вообще представляют) и могут по разному называть одно и то же чувство, а разные чувства — одинаково.
Физиология
На уровне головного мозга тревогу регулируют миндалевидное тело и гиппокамп.
Тревожность
Было установлено,[кем?] что тревожность, как таковая, не является лишь негативной чертой личности, провоцирующей более частое по сравнению с нормой, переживание эмоции страха, а в определенных ситуациях даже может быть полезной для индивидуума и выполнения его социальных функций. Оказалось, что «высокотревожные» люди лучше справляются с выполнением не очень сложных логических заданий, а вот трудные задачи лучше решают «нетревожные» испытуемые. Таким образом, тревога несет в себе явно адаптивные функции, предупреждая о внешней или внутренней опасности, подсказывает организму, что надо принять необходимые меры для предупреждения опасности или смягчения её последствий. Эти меры могут быть осознанными (например, подготовка к экзамену), или, преимущественно, бессознательными (защитные механизмы).
Как показали исследования Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно, когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.
Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году в США Дж. Тейлор (англ. J. Taylor) путём урезания MMPI была создана методика под названием «Шкала явной тревожности Тейлора» (англ. Taylor Manifest Anxiety Scale — TMAS). Со временем исследователям стало ясно, что существует два типа тревожности: один — как более или менее устойчивая черта личности, и второй — как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определенная связь. Как указывает Хайнц Хекхаузен, под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей, оказывает боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.
Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности, и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретенными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчеркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.
Гены, ассоциированные с проявлением тревоги [править]
• PLXNA2[3]
Примечания [править]
1. 1 2 Изард, Кэррол Эллис. Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9
2. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Истоки,1998. — 282 с. — 200 экз. — ISBN 5-88242-094-6
3. Wray NR, James MR, Mah SP, Nelson M, Andrews G, Sullivan PF, Montgomery GW, Birley AJ, Braun A, Martin NG (March 2007). «Anxiety and comorbid measures associated with PLXNA2». Arch. Gen. Psychiatry 64 (3): 318–26.DOI:10.1001/archpsyc.64.3.318. PMID 17339520.
Ссылки [править]
• Обучающий фильм «Тревога в практике терапевта»
• Тревога и тревожность. Тест ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера online
• Что такое тревога? Статья врача психотерапевта Косинского В. П.
Литература [править]
• Фрейд З. Торможение, Симптом, Тревога / Freud S. Hemmung, Symptom und Angst, 1925
• Щербатых Ю. В. Психология страха. М.:Эксмо, 2007.
• Лакан Ж. Семинары. Книга X «Тревога» / Lacan J. Le Seminaire. L’angoisse, 1962/63
Тревога
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/trevoga
Тревогу в практической психологии обычно понимают как эмоциональное переживание, за которым стоит ожиданием чего–то опасного. Однако такое понимание однобоко и отражает скорее женский взгляд, поскольку для мужчин "тревога и тревожное" означает не эмоции, а определенное видение ситуации, в которой могут случиться неприятности.
Вне всяких эмоций и переживаний умные люди умеют замечать тревожные ситуации - ситуации, которые без нашего вмешательства могут завершиться неприятностями.00:00
"Тревожная ситуация складывается с поставками нового оборудования..." это то же самое, что "Меня тревожит ситуация с поставкой нового оборудования" или "Я тревожусь, что с поставкой нового оборудования возникнут проблемы".
Умение вовремя увидеть тревожные ситуации характерна для внимательных и ответственных людей. тревожность как относительно устойчивое личностное образование (Р. Кэттелл, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин).'>Привычка тревожиться - это другое, это тенденция фокусировать внимание на возможных неприятностях, это качество спорное и чаще наблюдается у людей с негативным мышлением и мировосприятием. Как переживание - это тот же страх, но страх генерализованный, диффузный и беспредметный. Страх непонятно чего, потому что можно бояться всего.
Люди называют переживанием тревоги настолько разные вещи, что в нем больше видно того, кто тревожится, нежели из-за чего собственно тревога. Только начало списка: Волнение. Кутерьма. Суета. Смятение до гнева. Переполох. Забота. Беспокойство, сильное душевное волнение, разлитый по всему телу страх - и все это называется одним словом: "У меня тревога".
На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности, грозящей неудачи, невозможности принять решение и другие признаки позиции Жертвы. Как правило, это чередование тревог и надежд, но в целом мир враждебен. Что происходит с телом при тревоге - в общем виде сказать затруднительно. Как и при любом страхе, дыхание может как учащаться, так и затаиваться, сердце может как почти остановиться, так и начать биться как бешенное, - и так далее.
В такой ситуации, при отсутствии четких наблюдаемых признаков, тревогой можно назвать любое не нравящееся себе состояние, о тревоге можно говорить всегда, когда хочется или тем более когда говорить об этом выгодно. Что и с удовольствием делают те, кто привык разыгрывать из себя несчастную Жертву.
Переживание тревоги более характерно для человека-организма, не умеющего в должной мере пользоваться разумом. Некоторый уровень тревоги бывает полезен для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Иногда сознание человека не замечает признаков опасности, но подсознательно организм сигналы опасности ловит и запускает физиологическую перестройку. Если человек это замечает и делает нужные выводы, переживание тревоги оказывается уместным и полезным. В другой ситуации высокий уровень тревоги может оказаться чрезмерным и помешать разумной и вообще как либо организованной, продуктивной деятельности.
Тот, кто не умеет прекращать свою ненужную тревогу, не умеет внутренне собираться, включать голову и контролировать себя - в действительно опасной ситуации гибнет или, как минимум, оказывается тяжелой обузой для других, более организованных людей. Когда одни тревожатся, другие решают вопросы. Взрослые, ответственные люди в опасной ситуации не тревожатся, а заняты делом и принимают все необходимые меры.
Тех, кто тревожится и истерит, нужно занять делом. Тогда они будут меньше мешать и быстрее успокоятся.
Тревога уходит, приходит спокойствие: помогает психофармакология
Тревога и беспокойство - неблагоприятный жизненный фон. Могут ли здесь помочь лекарства? Да, в определенной степени. Помогают витамины, настойка валерианы, пустырника, несколько капель валосердина, валокордина. Днем — афобазол и глицин.


Панические атаки, паническое расстройство
Материал Паническая атака - внезапно накатившие крайняя тревога, страх, напряжение и плохое самочувствие: сердцебиение, потливость, головокружение, одышка...
У кого это было - не нужно объяснять, насколько это пренеприятное состояние, особенно когда это возникает беспричинно, а вам кажется, что вы сходите с ума. При этом заметьте: все это только чувства и физические состояния. В панику, то есть в хаотичное бездумное поведение, это состояние превращает уже сам человек, если не знает, как вести себя правильно.
Панические атаки беспричинны и возникают как приступ, обычно продолжаются около 10 минут, но могут быть и кратковременными около 1-5 минут и длительные до 30 мин, однако ощущение тревоги может сохраняться в течении 1 часа.
Если панические атаки становятся регулярными, возникают еженедельно или тем более ежедневно, говорится уже о заболевании: паническом расстройстве.
Не путать: если тревога постоянная и нет "светлых промежутков", это другое заболевание: генерализованное тревожное расстройство. А если сильный страх предсказуем, если для него был повод, то это не паническая атака, а фобия.
Панические расстройства чаще могут начаться в молодом, социально активном возрасте. Распространенность - 1-2 человека на сотню, чаще (в 2-3 раза) наблюдается у женщин, поскольку женщины хуже умеют с ним справляться, начинают его бояться и этим только усиливают его течение. Заболевание имеет волнообразное течение, около половины больных в целом выздоравливают, остальные ведут относительно нормальную жизнь, несмотря на сохранение симптоматики и наличие рецидивов. Страхи, в любом случае, со временем становятся слабее.
Паническая атака - вещь очень неприятная, но с точки зрения здоровья практически безвредная. Паническая атака превращается в серьезную проблему, когда на нее накручиваются вторичные страхи: страхи оставаться одному (одной), страхи людных мест, страхи метро, страхи повторных панических атак...
Когда это происходит впервые, многие начинают думать о каком-либо тяжелом заболевании сердца, эндокринной или нервной систем, пищеварения, торопятся вызвать «скорую помощь», но к приезду "скорой помощи" как раз все и проходит. Люди начинают ходить по врачам, пытаясь найти причины «приступов» - бесполезно, что вызывает тревогу еще большую. Вырабатывается рефлекс страха, возникает ожидание приступа, а это в свою очередь закрепляет повторяемость атак... У тех, кто не умеет справляться с такими ситуациями, жизнь превращается в кошмар. И у вас, и у близких.
Выход? Быстрее научиться справляться с паническими атаками, это вполне реально.
Панические атаки: что делать
Паническая атака может приключиться с вами. может с кем-то из ваших близких. Как быстрее научиться справляться с паническими атаками? Как обычно, требуется информированность вообще и знание, что делать конкретно. Далее - спокойствие и быстрые действия.

Фобии — врожденный защитный механизм (ВВП)
Материал Автор - Майкл С. Фанслоу, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
Источник: книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.
Статья из главы 7. Научение и обусловливание
Эмоциональное переживание страха может быть очень сильным. Почему же страх существует? Причину нужно искать в том, что страх выполняет биологически важную функцию. Опасение перед лицом серьезной угрозы мобилизует наши ресурсы на защиту, и, таким образом, страх превращается в поведенческую систему, охраняющую от опасностей окружающей среды. Для многих животных одна из наиболее серьезных угроз — стать пищей для представителей другого вида. Если животное не в состоянии защитить себя от хищника, его способность внести свой вклад в генотип вида равна нулю. Таким образом, неудивительно, что появились довольно эффективные системы для защиты от хищников. За реализацию этой функции ответственны определенные участки мозга, и они обеспечивают реакцию страха у различных видов — от мышей и крыс до обезьян и человека. Если естественный отбор ответствен за страх, кажется разумным, что это переживание формируется под влиянием генетических факторов.
Таким образом, страх отчасти обусловлен своей биологической функцией. Но для того чтобы этот вывод был полезным бихевиористу, при определении страха необходимо учесть два других аспекта. Должны быть определены условия, при которых возникает страх, т. е. — что именно запускает защитную поведенческую систему. Кроме того, следует детализировать виды поведения, которые возникают в результате страха. Естественный отбор дал ответ на эти вопросы, закодировав на генетическом уровне, чего мы должны бояться с рождения, чего мы должны бояться в результате научения и как мы должны себя вести в состоянии страха.
Защита против хищников — дело срочное; необходимо быстро реагировать на опасность эффективным поведением. Медленное научение методом проб и ошибок в данном случае не подойдет. Виды, полагавшиеся на такой метод, скорее всего, стали предметом изучения палеонтолога, а не психолога. Сначала необходимо быстро распознать угрозу. Животные имеют невероятную способность распознавать своих естественных хищников. В одном исследовании по обе стороны Каскадных гор в штате Вашингтон были отловлены оленьи мыши. Змеи — это естественный враг восточной мыши, но не западной. Западные мыши должны противостоять ласкам. Потомки пойманных мышей были выращены в лабораторных условиях и проверены на реакцию страха на различных хищных и нехищных животных. Хотя эти мыши не имели никакого опыта вне лаборатории и никогда не сталкивались с хищником прежде, они обнаруживали защитные реакции именно на хищников из среды обитания своих предков. Эта врожденная «фобия» не была утрачена, когда давление естественного отбора ослабло; даже в значительной мере одомашненная лабораторная крыса демонстрирует страх при первом столкновении с котом. Хотя не представляется возможным провести такие эксперименты на людях, тот факт, что страх чаще вызывается одними стимулами, чем другими, предполагает, что у нас также есть подобная предрасположенность.
Это не означает, что страх на стимулы окружения не может возникать в результате научения. Но это научение генетически обусловлено и специализировано. Реакция страха довольно быстро возникает в результате научения, и для этого может оказаться достаточным единственного негативного опыта, что отражает эволюционное требование безотлагательности защиты. Несмотря на высокую скорость научения, набор стимулов, на которые возникает страх, строго ограничен. В известном «исследовании маленького Альберта», описанном доктором Макинтошем, Уотсон и Райнер вызывали у мальчика условную реакцию страха, сопровождая громким шумом появление белой крысы. Но хотя страх перед крысой приобретается легко, те же самые методы не приводят к успеху при выработке условной реакции страха на многие другие стимулы. Подобная предрасположенность обнаружена и у других приматов, поскольку, как указывает доктор Макинтош, обезьяны легко приобретают реакцию страха на змей, но не на цветы. Даже когда используется одомашненная лабораторная крыса и произвольный стимул типа удара током, все равно в формировании ассоциации проявляется избирательность. Крысы легче научаются бояться шума, чем огня, так как шум лучше подходит в качестве сигнала опасности.
Поскольку страх должен защитить нас от надвигающейся угрозы, мы вряд ли будем иметь возможность узнать, какие формы поведения эффективны, а какие — нет. Особь, полагающаяся на метод проб и ошибок, обречена. Скорее, специализированные защитные формы поведения уже запрограммированы на видовом уровне; они запускаются, как только возникает страх. Крыса замирает, когда впервые видит кота,— кота привлекают движущиеся объекты. Это реакция страха, поскольку крыса будет так же замирать на шум, который сопровождается ударом. Хотя крысы, как известно, специалисты по нажиманию рычага для получения пищи, они боятся проявить ту же самую реакцию, чтобы избежать удара. Конечно, манипуляции с маленькими объектами едва ли были нужны предкам крыс, когда они сталкивались с хищником. Подобным образом я допускаю, что я скорее решу сложную математическую задачу, если стимулом послужит прекрасное вино, а не спасение в случае вооруженного нападения.
Глава 8. Память
"Видимо, памяти мы обязаны почти всем, что имеем и кто мы есть; наши идеи и представления — это ее работа, а наши повседневные восприятие, мышление и движения черпают из ее источника. Память собирает бесчисленные явления нашего существования в единое целое; подобно нашим телам, которые разлетелись бы в пыль, если бы составляющие их атомы не держало вместе притяжение материи, так и наше сознание разбилось бы на столько же фрагментов, сколько мы прожили секунд, если бы не связующая и объединяющая сила памяти" (Hering, 1920)


Рецензии
http://www.proza.ru/2011/03/15/1499

Чтобы страхи побеждать..http://www.stihi.ru/2011/03/16/2074
Нужно правильно дышать..
Метод сами изучите..
И помедленней дышите..

И дыханьем наслаждаясь..
Под контроль ты жизнь возьмёшь..
И счастливо улыбаясь..
В миг здоровье обретёшь..

© Copyright: Таисия Олеговна Кучина, 2011
Свидетельство о публикации №11103162074

Таисия Кучина   16.03.2011 09:01     Заявить о нарушении