Благотворительная свадьба

     На Руси издревле существовало такое понятие, обряд целый, который можно назвать как Благотворительное замужество. Ещё этот обряд называют Брачной благотворительностью, но это уже современное название, поскольку слово брак, появилось много позже обряда благотворительного замужества.
     Обряд, будучи достаточно своеобразным, был на самом деле чистым, совсем не коммерческим, и уж точно не аморальным, как это изображалось на картинах и отражалось в светских книжках.
     Этот ритуал существовал в основном в центральных областях современной России, в Московской, Владимирской, Рязанской губерниях.
     К обряду прибегали в тех случаях, когда невеста была по роду своему бесприданницей, совсем безродной, чаще всего из сельского простонародья. Городские бесприданницы имели больше шансов найти себе пару. Обряд позволял пристроить неудачниц замуж. Суть обряда заключалась в том, что местные меценаты давали деньги на приданое для бедных невест. А поскольку денег на всех бесприданниц не хватало, то они  тащили билет из шапки на свою удачу.
     Устроителями лотерей были сватьи местные. Реже прибывали приезжие, из соседних губерний, но это было в тех случаях, если оттуда женишков подкидывали. А финансировали мероприятия удельные управители. Для бесприданниц оговаривалось обязательное, заранее условленное приданное. При этом бедные невесты должны были слыть благонравного поведения
     В литературе есть сообщения о том, как устраивались Благотворительные замужества в некоторых районах Московской губернии. Назывался такой обряд лотерей для счастливых невест, и существовал он от самых бородатых древностей. Дело это было весьма важным для небольших городков Подмосковья, и к началу 19-го века в каждом таком городке было ажно по нескольку кумпанств, которые занимались устроительством бедных девиц.
     Важную функцию устроительства бедных и сиротских невест выполняли священнослужители, поскольку они по роду своей службы бывали в домах прихожан, знали положение в семье, у них исповедовались домочадцы. Они хорошо знали ситуацию в сёлах и городах, и потому понимали куда направлять средства, получаемые в виде благотворительности.
     Занимались устроительством Благотворительных замужеств как городские и приходские попечительства. Участвовали в таких кумпанствах и отцы города, а розыгрыши лотерейных счастливых билетиков частенько устраивали прямо в городской Думе, настолько значимым и важным это мероприятие считалось в тогдашнем обществе. Местные богатые люди выделяли деньги на приданое девицам-сиротам и бесприданницам, как тогда говорили, частным порядком, то есть определённым уговором.
     Часто благотворители предпочитали оставаться безымянными, но при этом выдвигали особенные условия и требования для обряда Благотворительного венчания.
     На Руси в то время считалось, что невеста с хорошим, богатым приданым должна была идти за богатого, солидного жениха, а какая невеста победнее, дак шла за тех, кто не так богат, а уж для бесприданниц и вовсе никого не оставалось. Это было неукоснительное правило: каждая невеста должна была идти за ровню.
     Эти все Благотворительные свадьбы были всё-таки отношениями, основанными на договоре, и о чувствах всяких или о любви речи не шло, главное было выдать бесприданницу замуж.
     Основной причиной такого пристрастия, в большей степени крестьянской общины, к тому, чтобы пристроить всех девиц замуж, было желание не допустить появления блудливиц в своей округе. Никто не отменял физиологических потребностей ни с женской, ни с мужской стороны.
     Женщина, оставшаяся без пары, могла стать лёгкой добычей и для молодых повес, и для женатых, что, по мнению старейшин крестьянских общин и отцов города, снижало моральный уровень их общества.
     Что касается вдов и солдаток, то их часто селили на окраинах города или поселения, где они могли пускать на постой перехожих людей, бродячих монахов, погорельцев, чем и обеспечивали своих детей, тем самым как бы защищая город от бродячего люда. Узаконенный блуд такой. Кстати, много раз отмеченный в русских сказках.
     Соблюсти все правила сватовства при организации Благотворительных свадеб было не так просто. Для этого дела привлекались опытные сваты. На самом деле не всё решали деньги на приданое невесты, которое шло по правилам сватовства на обеспечение становления семьи. Ведь нужно было ещё подобрать и невесте приличную пару. За приданым бесприданницы стояли местные богатеи. Купцам было не безразлично, как обустраивалось житьё-бытьё бедных невест.
     Приданое давали обычно из года в год разное, но были обязательны предметы постельного быта: полная постель с перинами, подушками, одеялами и прочим, шубка на зиму, зимняя обувь, сапожки, ну и обязательно по сто рублей. Часто благотворитель, исходя из общего состояния пары выделял дополнительные средства, которых хватало даже на строительство дома.
     Оделив бедную невесту приданым, устроители сватовства начинали искать приличного человека. После того, как достойная пара находилась, когда были оговорены все особые условия, невесте бесприданнице не оставалось ничего иного, как только идти под венец за того, на кого ей указали устроители Благотворительной свадьбы. Такая вот немилостивая, необходимая лотерея.
     Жребий бесприданница могла тянуть несколько лет. На всех бедных Лиз в один год женихов найти не можно было, поэтому в шапку закидывали билетики пустые и с фамилиями женихов. Вот собирались все при храме, или в доме у богатого купца, который в этот год дал деньги на устройство благотворительной свадьбы. Приходили на торжество все знатные люди. Это был повод поговорить, пообщаться, обменяться новостями, да и поесть, заодно. Сразу оговаривалось, кто в следующий год будет устраивать свадьбу Благотворительную. 
     Выходили девушки и начинали тянуть билетики. Мероприятие должно было выглядеть праздничным, поэтому приглашались увеселители, оркестрики, циркачи, певцы.
     Если какая девушка вытаскивала счастливый билетик, то её родители от радости чуть не в обморок падали. У многих девки по пять шесть лет тянули, а всё пустые билетики попадались.
     При этом ни родители, ни невеста бедная, ни даже сам благотворитель в глаза не ведали женихов. Только фамилию его узнавали по билетику. Кривой ли он, косой ли он, молодой ли, старый ли, про то судить никто не имел права, кого вытянула, за того и идти должна была, в процесс вмешаться не мог даже сам благотворитель Благотворительной свадьбы того года. Его единственное условие было такое, что бесприданница должна была идти за того, кого вытянет из шапки. Отказу никакого не должно было быть.
     Женихов обычно далеко не искали, за тыщу вёрст не ездили. В то время Инета не было. Сваты, в основном это были местные женщины, чаще всего сами вовремя не устроенные, весь год ездили по уезду в поисках женихов. Не больше ста километров. Часть из этих женихов отдавалась для лотереи. Не смотря на на то, что участие в Благотворительной свадьбы считалось значительным и важным предложением, не все  родители женихов соглашались на участие в ней, поскольку существовал ещё обряд сватовства, по которому жених и невеста должны были познакомиться, поговорить, присмотреться друг к другу.
     Здесь же, обязательным условием при организации Благотворительной свадьбы, было то, что жених и бесприданница сначала давали согласие на брак, и только потом их знакомили.
     После того, как девица вытянула счастливый билетик, на неё тут же накладывался форменный арест. Известное дело, что молодая девушка, неопытная в этих делах, никогда никого не видавшая дальше сельской околицы, могла испужаться, и с этого дела куда-нибудь запрятаться. Так что за ней всё время, пока её не представят жениху, приглядывали и родители, и устроители лотереи.
     А за женихом сразу отправляли посыльного. Сто километров туда, да сто обратно, это, по воспетой ещё Пушкиным русской дороге, выходило на два-три дня. За это время девушка впадала в разного рода чувствия и сомнения, от которых в её голове зарождались всякие несмысленные и страшные картины.
     И вправду, бедному человеку-то что-либо хорошее бесплатно, да и ко времени просто так разве перепадёт? А вдруг калека, а то немущный или скрюченный какой. Тут и здоровая женщина надумает дёру дать. Так что никуда наречённая невеста без спросу и шевельнуться не могла. Оставалось только уповать на Господа Бога.
     Бывали и такие случаи, что жених попадался кривой, но у устроителей конкурса тут находился убедительный козырь, кто ж его в армию возьмёт. В солдат таких не брали. Значит, кроме приданого, бедная Лиза получала ещё и надёжного кормильца для своих детей, коих по условиям договора она должна была родить не меньше трёх, но это уже как благодетель их оговорит с устроителями обряда. Так что сватам тоже наказ был, чтобы больных не давали для Благотворительной свадьбы. На свадьбе-то все отцы города присутствовали, да и потом неотвязно следили, как в такой семье дела шли. Всё ли по правилам.   
     Через пару дней после лотереи, и обязательно утрях, жениха, прибранного по всем правилам, привозили в дом, где проводили Благотворительную свадьбу. Невеста сидела в горнице и туда вводили её жениха. Тут они и знакомились.
      Конечно, про чувства там всякие, любовь и прочие шалости, речи не шло. Это считалось барским баловством, забавой натур романтического склада, людей книжного или поэтического толка, как это водилось в роду Строниных.
    Простолюдины, а уж тем более бесприданницы, шли замуж для жизни, для рождения детей, для семьи, для дому. Книг они не читали, про романы слыхом не слыхивали, мечтаний в головах не имели. Они как замуж выходили, так и всё, новая жизнь начиналась у них и навеки продолжалась. А уж Благотворительные-то свадьбы все производились по расчёту, который в крестьянском и в простом городском обществе был много надёжнее чувства заморочного.
     Хотя, конечно, и тут случались умопомрачительные романтические истории, которые во многих своих пьесах отразил Островский.
     Но вот сложнее было с Высшим светом, с дворянами и богатыми людьми. Дворяне не могли брать невесту не своего круга. Здесь было очень сложно найти пару, нужно было учитывать и состояние, и чин, и титул. Да ещё им было позволено любить, что совсем уж всё усложняло.
     К тому же ещё, в большинстве случаев, надо было получить разрешение царское и благословение патриаршее. Не всем парам удавалось их получить.
     Составлялись невообразимые схемы родословных, привлекались историки, профессиональные сваты, велась переписка со всеми дворянскими гнёздами. Поиски подходящей пары начинались с самых пелёнок, даже с самого только зачатия.
     Всё это негативно сказывалось на здоровье представителей дворянского сословия, поскольку в их среде часты были браки близкородственных людей. Часты были браки между двоюродными братьями и сёстрами. Это всё продолжалось из поколение в поколение, в результате чего вырождались целые дворянские фамилии.
     Случалось часто в дворянских семьях так, что сын приходился для своих родителей родственником, каким-нибудь дальноюродным дядей или племянником, причём разным по материнской линии и по отцовской.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии