По Крыму. Письмо в США

Здравствуйте дорогие!
Нас всё время гложет чувство вины, что на ваши подробные письма мы отвечаем короткими е-мейлами. Вот, наконец, я решил частично загладить свою вину. К этому подтолкнуло ещё то, что можно писать русским шрифтом, а то очень нудно набирать латинским.
Ваше подробное письмо с описанием путешествий по тёплому югу Штатов получили через 8 дней после его отправки, а также – все послания по ЭП.
Очень понравилось это описание. Вспоминали  наши путешествия по Крыму. Там ведь тоже есть очень живописный Большой Каньон.

     Если к праздничным дням 1-2 мая и дню Победы (9 мая) прибавить выходные да еще с большим трудом "вымолить" недельку в счет отпуска, то можно было на пару недель отправиться в хороший поход в Крым или на Кавказ. Это было в мае 1969 г. Если бы не альбом с фотографиями туристических походов мы бы не смогли установить эту дату. В этот раз был большой поход по Крыму. Кроме работников родного ЦЗЛ (Центральна Заводская Лаборатория) с нами были Ира и её коллега Шигина. Поездом доехали до Бахчисарая, оттуда уже по походному до посёлка Чуфут – Кале. Здесь переночевали, естественно, в палатке. Наутро двинулись к Большому Каньону. Это узкое глубокое ущелье протяжённостью несколько километров с крутыми склонами. Довольно долго шли по нему. Нашли более или менее расширенное место с сухой лужайкой. Там переночевали. Наутро Ира с Шигиной покинули нас – вернулись в Запорожье, чтобы продолжать свою трудовую деятельность. А все остальные (примерно 8 – 9 человек) по крутому склону каньона поднялись на Айпетринскую яйлу и по ней подошли почти вплотную к вершине горы Ай – Петри. Здесь переночевали, и встали до восхода солнца, чтобы увидеть этот восход со стороны моря и поймать какой – то загадочный зелёный луч.

     Помимо нескольких 10-14 дневных туристических походов с туристами ЦЗЛ по Крыму мы с Ирой вдвоём довольно часто посещали этот чудный остров, побывав во многих местах побережья – от мыса Ласпи (недалеко от Севастополя) до восточного Крыма. Впервые в мае 1963 г. мы на автобусе ночным рейсом рано утром прибыли в Ялту. Невыспавшиеся немного подремали на скамейке на набережной, выпили у уличного киоска бульон с пирожком и пошли искать жильё. В районе Ливадии была только что открывшаяся гостиница “Парус”. Мы там оказались первыми посетителями. Это посещение Крыма особенно запомнилось нашим променажем по Царской тропе – это 8-километровая живописная довольно широкая дорожка, начинающаяся непосредственно от Левадийского дворца и совершенно без всяких спусков и подъёмов протянувшаяся до самого Мисхора. Во всех остальных случаях мы добирались до Крыма поездом – 6 часов от Запорожья. Каждое посещение Крыма оставило в памяти свои особенности. Так, например, в Ласпи мы приехали вместе с альпинистами. Здесь собрались команды из многих городов для участия в соревнованиях по скалолазанию. Соревнования были очень впечатлительными – высокая более 30 метров вертикальная скала, по которой ползут альпинисты-скалолазы. Большинство участников проходили маршрут за 20-25 мин. И вот на скале юркий мальчишка буквально пробегает эту вертикаль, как по горизонтальной дорожке за 5 с небольшим минут. Это Миша Туркевич из Донецка, который в 1982 г. был среди первых советских альпинистов покорителей Эвереста. После завершения соревнований все разъехались, а мы с Ирой остались – у нас было ещё несколько свободных дней. Место стоянок выглядело как после налёта вражеской конницы – всюду много посуды и огромное количество съестного; нам  хватило бы, по крайней мере, на месяц. Уже  поздняя осень. Вокруг ни одной души. Наша палатка в глухом лесу. Ночью даже немного страшновато – какие то шорохи и не понятные звуки. В это посещение Ира произнесла свою знаменитую фразу: “Как хорошо, когда сидишь в походе!”.

     Дважды мы были в Гурзуфе. В одно из этих посещений на привокзальной площади в Симферополе, узнав, что мы направляемся в Гурзуф, водитель чёрной волги за умеренную плату предложил нас довести до места. Оказалось, что он встречал знаменитого пиротехника из Днепропетровска, мастера по организации фейерверков. По дороге мы разговорились. Этого мастера пригласили в пионерский лагерь Артек. Он, в свою очередь, пригласил нас посетить праздник в Артеке. Это было замечательное зрелище – после продолжительного концерта, когда уже стемнело праздник заключился грандиозным красивейшим фейерверком – дети просто выли от восторга. Всё это происходило на открытом воздухе. Зрители в основном дети располагались амфитеатром на трибунах. Находясь в Гурзуфе, мы облазили и объездили все окрестности. Однажды совершили восхождение на гору АЮ-Даг (г. Медведь), у подножия которой расположен Артек. Гора вся заросшая лесом, но на вершине свободная от деревьев площадка. Изумительный вид на море. Внизу проходит прогулочный пароходик. Голос экскурсовода: “А вон на вершине люди, и куда только не заберутся наши люди!” (Читайте Ильфа и Петрова). На склонах горы нам встретилось дерево с плодами в виде небольших довольно вкусных груш. Мы дома сварили из них варенье. Только через несколько лет, где – то на рынке встретили такие плоды и узнали, что это одна из разновидностей рябины.
Над Гурзуфом в горах есть очень живописное место под названием “Красные камни”. Там тренируются скалолазы. Там лес с огромными соснами и поляны, заросшие лавандой. В этом лесу мы набирали много грибов. Часть грибов законсервировал, а часть - отдали хозяйке квартиры.В другой раз мы остановились в гостинице. Тогда мы отдали грибы встретившейся на набережной нашей бывшей библиотекарше, которая вышла замуж за гурзуфца. В Гурзуфе несколько санаториев. Один из них военного ведомства. Ворота всегда на замке, и посторонним вход запрещён. А в санатории установлен памятник Пушкину. Мы очень возмущались, что этот памятник не доступен простым людям. Нашли где-то с тыльной стороны лазейку и проникли на этот “засекреченный” объект.

     Далее, если двигаться с запада на восток, не оставили мы своим вниманием Алушту. Здесь также исследовали окрестности. Особенно памятно карабкание и вытаскивание Иры на чатырдагскую яйлу. Эта местность знаменита многочисленными пещерами. Ранее мы там были с альпинистами и спускались на верёвках в некоторые пещеры. Очень впечатлительно, когда освещаешь фонариком многочисленные сталактиты и сталагмиты.
Ещё дальше на восток – Судак. Посетили его дважды. Здесь нас ожидал сюрприз в лице Вити Себастьяна нашего соученика о институту. (см. «Мои студенческие годы»).  Он сюда приезжает каждый год к своим друзьям – композиторам и художникам. В нескольких км. от Судака находится Новый Свет, где изготавливали на экспорт Советское Шампанское. Дорога туда ведёт по берегу моря. Себастьян повёл нас в Новый Свет пешком по горам и всю дорогу фотографировал на цветные слайды. Уже из Ленинграда он прислал нам эти слайды. На работе в ЦЗЛ я показывал через проектор всё это, уверяя сотрудников, что я с женой путешествовал по Италии. Многие этому поверили – очень уж синее море было видно внизу вдали, голубое небо и окружающий типично итальянский пейзаж. С Себастьяном мы  подружились, познакомились с его очень приятной женой Леной; переписывались, и, даже однажды были у них в гостях в Ленинграде. Судак ещё знаменит почти полностью сохранившейся Генуэзской крепостью.

     Были мы и в посёлке Коктебель, а также в Крымском Приморье. Между этими поселениями находится гора Кара-Даг. Переходили мы вместе с дочкой через эту гору. Повсюду были слышны постукивания молотков – это энтузиасты, заражённые “каменной болезнью” выискивали полудрагоценные камушки. В этих местах Крымская горная гряда почти сходит на нет, и уже в районе Феодосии наблюдаются только невысокие холмики. В Феодосии мы были уже с внуком. В общей сложности мы с Ирой десять раз были в Крыму, не считая того, что она туда ездила без меня с подругой Лялей.
Самая восточная точка Крыма – это г. Керчь. Через него мы несколько раз проезжали, направляясь в Новороссийск к дочке. Отсюда паромом через Керченский пролив из Украины в Россию.

     Всё это вспомнилось, читая ваше письмо.
Кстати о воспоминаниях. Мы часто рассказывали внуку Серёже о различных случаях нашей жизни. Он убедил нас, что всё это следует описать. Так сначала родились рассказики о забавных событиях. (Часть из них я посылал вам) Затем - биографические заметки. Я уже написал о жизни в эвакуации, о моей первой работе в 1948-50 г.г., о второй работе в термическом цехе Днепроспецстали. На очереди – 6-8 классы школы сразу после Войны и т.д.
Целую Рома

   P.S. Так, с благословения внука Серёжи я стал подробно писать свои
        мемуары и помещать их в ПРОЗАРУ.


Рецензии
Не была в Крыму и мне было интересно читать Ваш рассказ о нём. Желаю успеха. У вас хорошо получается.

Валентина Склизкова   19.03.2011 18:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина. А жена говорит, что у меня там почти нет описаний природы. На моей страичке имеется ещё одна крымская история "У меня в прикупе 4 шестёрки". Если не лень, загляните.
С уважением

Рома Мининзон   19.03.2011 21:34   Заявить о нарушении