Если ты такой ленивый, сиди дома, не гуляй

ЕСЛИ ТЫ ТАКОЙ ЛЕНИВЫЙ, СИДИ ДОМА,
НЕ ГУЛЯЙ




     Поезда тогда ходили переполненные. Людям хотелось заработать, срубить деньжат, вот и занимался народ куплей-продажей-перепродажей... Назывались  такие торговцы "челноками". Ёмкое словечко, не правда ли? Думаю, все помнят и это время и этот "бизнес".

     Я ехал из Москвы в Софию. Точнее - в Горно Оряховицу, в Софию мне было ни к чему. По дороге в купе подсели мужчина и женщина. Они вошли ночью, когда мы остановились в каком-то украинском городе. Я спал и не знал, где мы проезжаем. Но, когда они ввалились в купе, пришлось проснуться. Они шумели. Не то чтобы специально шумели, или по-особенному кричали, совсем нет. Говорили они шёпотом, старались вести себя прилично, но сипели, дышали и кашляли очень раздражающе. Где уж тут спать?! А дышалось им тяжело потому, что у них был багаж! Мужик с грохотом затаскивал здоровенные сумки, и даже в темноте было видно, как он мучается. Утром я понял, почему!
     Ночь прошла, рассвело, колёса стучали своими квадратами по рельсам, и пришлось мне просыпаться, знакомиться со своими соседями.
     Дядька был лет на пятнадцать меня постарше, невысокий, небритый давно и какой-то нервный. Женщина оказалась полноватой типичной хохлушкой, миловидной, лет сорока с хвостиком. Они не были супругами, как я подумал ночью, По разговорам и рассказам я понял, что дяденьке надо было выйти в Бухаресте и оттуда продолжать то ли в Польшу, то ли в Венгрию. В те времена выезд из СССР ещё был очень не прост. Нужны были визы и разрешения для посещения разных стран, в том числе и братских тоже. Мне с моим ПМЖ в Болгарии ехать через Румынию разрешалось свободно. А вот моим попутчикам, как оказалось, пришлось изворачиваться.
     У дядьки была польская виза, которая ему давала право пересекать границы, но не любые, а лишь те, что вели к панам в гости. Почему он выбрал такой странный маршрут следования, я не понял. Женщина же обмолвилась, что её виза даёт возможность ехать, вообще, как она  захочет. Для начала надо ей было в Турцию.
     Време шло, путь нам предстоял дальний, требовалось позавтракать. А всё купе было заставлено огромными матерчатыми, явно самодельными сумками. Мужик попросил меня помочь ему поднять несколько сумок в верхнее багажное отделение, где было свободное место. Я соскочил с верхней полки и бойко ухватился за ручки первого баула. Что-то хрустнуло, то ли ткань, то ли мои сухожилия, а баул не сдвинулся с места. С другим тюком всё повторилось в точности. Поднять этот багаж не представлялось возможным. Я вытащил из-под нижней полки свои вещи и с лёгкостью  закинул их наверх, а сумки соседа мы вдвоем еле-еле переложили в нижние ящики. Как он их грузил ночью сам?! Вот, и я не знал.
     За общим завтраком я не удержался и спросил его, что же он такое неподъёмное везёт, да ещё и в таких количествах. Мужик, нисколько не смутившись, но почему-то полушёпотом ответил: "Молотки. Обычные килограммовые молотки. Двести штук." 
     - А зачем? - удивился я, далёкий в ту пору от подобных коммерческих операций.
     - Ну, как же? У нас они по рублю. А там я их продам в три раза дороже, а потом куплю доллары.
     Видимо, в этом была логика. Не зря же столько народу занималось подобными делами, моталось в вагонах и автобусах, спало на вокзалах, питалось всухомятку; но свой кровный доллар выгадывало. Как оказалось, кроме молотков (без ручек, по 10 штук в пакетике) у моего соседа были еще запасены напильники в ассортименте и несметном количестве. А ещё - водка. Десять бутылок. Для таможни.
     Вечером мы остановились в Вадул Сирете. Пришёл таки момент пересечения границы. Пока бригады путейщиков споро меняли колёса под вагонами, таможенники не спеша делали своё дело. Тут до меня дошло, почему дядька хотел изначально закинуть свои сумки наверх. Обычно пассажиров в купе проверяли выборочно. Багаж, который ближе, досмотреть было легче, а ребята в серой форме не очень-то себя утруждали. Если бы проверку осуществлять по всем правилам и законам, ни один поезд бы дальше Вадул Сирета не уехал.
     Таможенник вошел, придержал ногою дверь и попросил всех предъявить документы. Билеты обычно собирал проводник, но вот паспорта, помнится, не отбирали. Их на самой границе, уносили в какой-то домик снаружи, а потом проводник раздавал их, уже во время движения. Я помню, что всегда боялся, а вдруг, не вернёт: забыли мой паспорт там, на полустанке, или перепутали и отдали в другой вагон...
     Проверка на этот раз заняла полторы минуты. Таможенник сразу определил по дёргающемуся лицу, кого надо трясти. Но сосед наш был хоть и нервным,  но опытным. Он довольно нахально вытолкнул таможенника в проход, прикрыл за собой дверь, что-то  бормоча буквально в ухо блюстителю советской границы. Через минутку мужик вернулся один, засуетился еще больше прежнего и озадачил меня вопросом: "У тебя, браток, коньяка нет?" У меня не было. Обычно коньяк я возил в обратном направлении. Оказалось, что они сторговались на двух бутылках коньяка, а теперь надо умудриться всучить ему водку. "Ничего, выпьют!" - приговаривал сосед, вытаскивая бутылки из какого-то ему одному ведомого места... Но самое интересное произошло потом, когда таможня удалилась восвояси, колёса уже были установлены по европейским меркам, и наш состав тронулся в сторону собственно пограничного переезда. Пограничники вошли к нам в купе, поозирались и обратились к нашей попутчице:
     - Куда Вы едете?
     - В Габон, - уверенно и серьёзно произнесла дама.
     Тут я гоготнул, поскольку был уверен, что она пошутила. Однако, люди в зелёных фуражках совсем недружелюбно продолжали свой допрос:
     - Зачем Вам туда?
     - К дочке. Она замуж вышла за студента из Африки. Вот прислали мне приглашение в гости.
     - А почему Вы в Болгарию едете?
     - А я - не в Болгарию. Я еду в Стамбул. Оттуда самолёт летает. А из Советского Союза - нет.
     Аргументация была вполне удовлетворительной, бравые ребята козырнули и удалились. А я потом спросил эту тётку, правда ли она из Стамбула полетит в Габон.
     - На хрен он мне сдался, Габон этот. Мне в Стамбул  надо. Там знаешь какая торговля! Да и нету там никаких самолётов, я придумала всё. А дочка с её... этим...  у нас живут. Он туда ни за что возвращаться не хочет. Зато, визы мы запросто получаем, когда надо!

                03.02.2011.Хайфа.      


Рецензии
Люблю читать про поездки на поезде. А это необычная поездка.)
Спасибо, Семен.
С уважением,

Лариса Малмыгина   02.12.2013 21:27     Заявить о нарушении
Благодрю Вас, Лариса. Поездочка мне действительно до сих пор вспоминается! :)

Семён Вексельман   03.12.2013 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.